Полная версия
ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Консультация 39

Дата создания: 20.05.2010
Дата обновления: 09.09.2010
"Моя мама пытается навязать мне то, что мне не нужно"; "Я не могу определиться, чем хочу заниматься в жизни"; "Мне хочется помогать людям, находясь при этом в роли руководителя"; "Убеждена, что избавиться от депрессии можно, только если стать глупее"; "Больше двух лет не могу до конца выздороветь"

Консультация тридцать девятая

 

 

 

 

 



Мне кажется, что моя мама меня недооценивает и пытается навязать мне то, что мне не нужно.
Когда-то мне мама сказала ходить на английский, а я не хотела. "Потом сама же мне спасибо скажешь" - говорила она. Поначалу всё было нормально, я занималась, но потом мне это надоело и я рвала на себе волосы, но шла на эти курсы, а мама вторила: "Вот, видишь, мать ведь права всегда, она тебе плохого не посоветует!" Когда я решила уйти, она завопила: "Как ты будешь дальше учиться?! Да ты опять станешь хуже учиться! У тебя ведь всё плохо с английским, да что из тебя выйдет?!" Я захотела пойти на психологию, сказала об этом маме. Она: "Зачем тебе эта психология? Ты же не будешь психологом. Лучше бы английским занималась, а то, что это за фигня такая? Кому эта психология нужна?!"
После года занятий по психологии я уже твёрдо решила, что буду психологом. Так она : "А где ты будешь работать?! А ты хоть знаешь, сколько ты будешь получать? А экономика, между прочим, очень интересная профессия, тебе надо ей заняться, а то я в своё время пожалела, что не стала экономистом". Ты должна уже сейчас ходить на английский язык, а то ведь как ты с компьютерами будешь работать? Занимайся дополнительно математикой, ведь на экономику нужна математика".
О Господи! Я совершенно не хочу быть экономистом! Мне это не интересно!
На днях я показала ей текущие оценки по всем предметам.
У меня была всего лишь одна тройка по незначительному предмету(ОБЖ). Мама:"Я смотрю, ты уже совсем стала плохо учиться!" Я:""В каком месте я плохо учусь?!" Я уверена, что я стала учиться лучше, и у меня есть на то доказательства. Показываю их маме, но она ведь видит то, что хочет видеть! У меня одни пятёрки по русскому языку и литературе (ни одной четвёрки!), а она знаете, что говорит?! "Ну, вообще-то, ты в гуманитарном классе учишься. Так что это в порядке вещей!" Ничего себе! Значит, я учусь только для того, чтобы было всё в порядке вещей, да?!
Потом она начала: "Может, тебе помочь чем-то? Может, тебе репетиторов нанять? Ну ты уж совсем скатилась!"
Ну зачем из-за одной тройки поднимать такой шум?! И в каком месте я скатилась?! У меня история почти на пять тянет, а в прошлом году еле четвёрку "родила"! Я ей говорю это, а она меня не слышит! "Подумаешь, история! Ты должна думать, как бы тебе ЕГЭ по математике сдать!
Каждый день она говорит мне:"Ты должна перейти в "а" класс, он ведь математический, ну и что, что ты будешь учиться на одни тройки, но зато ты всё понимать будешь". Я и в своём классе всё понимаю. А я уверена, что если я перейду в класс "дрессированных отличников", то мне там, наоборот, будет хуже. Потому что я не люблю математику, и мне её много не надо!!!!!!!!! И слышу только одно: "Ты должна!" КОМУ ДОЛЖНА?! ЧТО ДОЛЖНА?! ЗАЧЕМ ДОЛЖНА?!
Может, это из-за моего переходного возраста я всё понимаю в перевёрнутом виде, но меня уже тошнит от этого, честное слово! И всегда! Каждый день она приводит мне положительные примеры из жизни отличником: "Вот, Дениска-то как подтянулся! Видишь, как математический класс хорошо влияет! Так и на тебя бы повлиял, вот только ты не хочешь!" Да, я не хочу. И знаете, почему? Потому что мне этого ДАРОМ НЕ НАДО! Я и без математического класса сдам алгебру, пусть и не на пять, но тройка мне точно обеспечена!
Скажите мне, пожалуйста, как мне переубедить маму в том, что профессия психолога гораздо лучше экономиста? И что мне сделать, чтобы она перестала заставлять меня переходить в нелюбимый класс?."  



Комментарии участников Мастер-класса:


КОММЕНТАРИЙ ДОКТОРА НАРИЦЫНА:

Боюсь, что "переубедить маму" будет в принципе сложно, особенно если мама категорически не настроена переубеждаться. Но другой вопрос: а насколько вообще нужно это делать?
Самостоятельность личности в том и заключается кроме всего прочего, что человек уважает мнение других людей и в том числе их право на ошибки, но при этом остается при своем мнении и накапливает свой собственный опыт. Да, мама может ошибаться в том, что вам нужно (не говоря уже о самой постановке вопроса "Я знаю, что тебе нужно") – так оставьте ей это право, а сами действуйте в своем направлении, а не в мамином.
Но вот как раз с этим у вас, похоже, некоторые сложности.
Судя по вашему письму, вы до сих пор определенным образом зависите от мамы не столько финансово, сколько психологически: и в первую очередь в плане оценок. Вы пишете: "мама меня недооценивает", пытаетесь апеллировать в разговоре с ней тоже прежде всего к своим школьным оценочным баллам... Я понимаю, что для мамы это, возможно, один из основных аргументов. Но здесь как раз для обретения самостоятельности важно, как оцениваете себя вы сами, и по каким критериям. Поэтому скажу парадоксальную вещь: может быть, хотя бы задуматься, насколько важны для вас эти внешние – и в первую очередь именно мамины – оценки, особенно с подтекстом "Я лучше тебя знаю, что тебе надо, а ты в моих глазах вечный ребенок"?
Может быть, мама для вас – тот самый "актуальный внешний оценщик", про которого я писал в материалах про Комплекс отличника, Самооценку и Уверенность в себе. И понимаю, что своего рода зависимость от такого оценщика очень трудно "выключить" моментально: на самом деле это тема для очной работы, причем тема не самая простая. Но пока мы с вами разговариваем в формате "заочного ответа на вопрос", некую промежуточную цель – как один из вариантов – можно сформулировать примерно так: сейчас, может быть, эффективнее не тратить силы на переубеждение вашей мамы, а постараться самой убедиться в адекватности собственного выбора и собственных целей лично для вас, а затем уже этих целей достигать.

В начало страницы

 

 

 


"Мне почти 22 года. Я не могу определиться, чем хочу заниматься в жизни, хотя уже заканчиваю университет с красным дипломом и без единой текущей четверки. Учиться было легко и неинтересно, хотя универ считается одним из лучших. Мне постоянно хотелось перейти на заочное, но так не решилась, потому что не придумала альтернативы. С детства я довольно закрытый человек. Хотя в школе я часто была лидером (выбирали меня капитаном всякого разного), но потом я сознательно стала от этого отказываться и перестала участвовать в общественной жизни. И здесь во мне есть противоречие: мне нравится власть и осознание своей значимости, но в то же время мне это быстро наскучивает и хочется, чтобы все отвязались (вот бы куда-нибудь на остров уехать). Также я чувствую постоянную ответственность за свою семью. Кажется, что я глава семьи и мама своей мамы. Папа умер, когда мне было пять лет. С отчимом у нас хорошие отношения, но никакого участия в моем воспитании он не принимал. Я как будто всегда была взрослой (давно чувствую, что мне лет сорок), сама принимаю все решения, и не только за себя. За маму я всегда переживаю, как за ребенка. В детстве она часто задерживалась (на работе или у подруг), говорила, что будет через 2 часа, а приходила через 5. Эти три часа я мучилась, плакала, молилась, были почти истерики. Ей я естественно об этом не рассказывала. Моя сестра младше меня на 11 лет, с ее рождения я очень много занимаюсь ей и так повелось, что во многом разрешения спрашивается у меня, а не у родителей. Меня это беспокоит. Сейчас я ставлю проблемы моих родных выше своих, хотя не хочу, чтобы так было. Прошлым летом заболел дедушка и я была с ним, ставила уколы, готовила и т.д., хотя собиралась пойти на работу. Думаю, помогая им, я просто откладываю свои проблемы в долгий ящик. А они от этого страдают в итоге. Хочу переехать жить одной, чтобы и им, и мне было проще. Иногда я намеренно становлюсь человеком-невидимкой, либо злыдней. Мне как будто лень что-то говорить, объяснять. Со стороны многие считают меня сильной, умной, жесткой. Но это не совсем так, т.е. не в той мере, как кажется. Я просто как будто играю свою роль. Конечно, нельзя сказать, что я на самом деле веселушка-хохотушка.
Я мечусь из крайности в крайность: иногда думаю, что возможно все и я все могу или, наоборот, что лучше и не начинать, все без толку. Последнее время мне опять стало хуже, часто плачу, обычно по вечерам, раздражаюсь, хочу что-нибудь разбить. Почти ни с кем не общаюсь, никуда не хожу и ни что не радует, не волнует, кроме своих проблем. В начале этого года почти одновременно, я поняла, что теряю обеих лучших подруг. Одна переехала давно, и мы стали развиваться по-разному, а другая вышла на работу и ей стало не до меня (я ее в принципе понимаю, но все равно это немного предательство, ведь друг познается в беде, даже если она неявная, т.е. то, что я неделями не выхожу из дома, ее не волнует, просто неинтересно) Я пыталась ей объяснить. что меня это беспокоит, что мне ее не хватает, но это ни к чему не привело, и в итоге теперь и мне этого общения не нужно, привыкла. Мы созваниваемся раз в неделю и все. Понимаю, что необходимо что-то делать, как-то двигаться, чтобы вырваться из этого, но не знаю что и как. Иногда придумываю какие-то планы, но на следующий день все заново. Я не верю ни во что. Это длится уже давно, но с переменным успехом. И последнее, но важнейшее. У меня довольно сильные проблемы с кожей (себорея почти по всему телу, кроме живота с 13 лет), что не позволяет многого. Я всегда об этом думаю и это действительно неразрешимо, лечение не помогает и остаются пятнышки на коже. Честно говоря, не знаю зачем Вам пишу, отвлекаю, но надеюсь на ответ и хоть какую-то зацепочку в нем для меня. Прочла Вашу статью про субдепрессию и узнала там себя во многом. "

 

Комментарии участников Мастер-класса:


КОММЕНТАРИЙ ДОКТОРА НАРИЦЫНА:

Здесь в одном письме присутствует описание нескольких проблем, причем далеко не самых однозначных. Каждая проблема требует отдельного серьезного анализа и вызывает дополнительные вопросы, поэтому полноценного, исчерпывающего ответа на такое письмо дать, к сожалению, невозможно.
И что касается этих самых дополнительных вопросов – то у меня они возникают те же, что и у участников Мастер-класса, обсуждавших ситуацию: собственно, в чем "заказ" к психотерапевту? Что беспокоит автора письма, что бы хотелось изменить в жизни, чтобы улучшить ее качество, в чем требуется помощь, какие цели ставит перед собой автор, какими вопросами озабочен? Озвучено вроде бы – "не могу определиться, чем заниматься в жизни", но и это идет не как вопрос, а как своего рода констатация факта. И получается, как в анекдоте: "Я хочу об этом поговорить". Тогда, собственно, цель достигнута.
Но если озадачиться всеми теми "дополнительными вопросами", которые возникают при прочтении письма – возможно, проблемы, скрытые в данном письме, постепенно решатся. Или, по крайней мере, работа по поиску ответов (самостоятельно или в сотрудничестве с психотерапевтом) будет более эффективной. Разумеется, если озадачиваться вопросами будет в первую очередь автор письма.
Потому что помочь в чем-либо не просящему (или, точнее, не заказывающему) помощи – увы, чрезвычайно сложно. Да и, будем откровенны, не всегда нужно.

В начало страницы

 

 

"Мне 17 лет, заканчиваю школу, собираюсь поступать на психфак (желательно на клиническую психологию, т.к. общая кажется мне слишком коммерческой, а оттого поверхностной). Решение мое это восторга у родителей не вызвало: мама поначалу считала, что я собираюсь таким образом "лечить" себя, папа был рассержен, потому как надеялся и строил планы, что я закончу престижный юридический вуз, стану адвокатом и пойду работать в его фирму, а со временем займу его место руководителя. Хотя недовольство отца расстроило меня, я испытала огромное облегчение от того, что пойду не этим путем, а своим собственным. Но остались определенные сомнения. Я довольно быстро разобралась, что конкретно меня привлекает в психологии, а именно: сочетание логики (анализа) и гуманитарности области, огромное пространство для собственных выводов, размышлений, широкий выбор направлений, специализаций и то, что психология позволяет выстроить систему ориентиров, объясняет внутренний мир человека и взаимоотношения между людьми (т.е. то, что меня больше всего волнует). Вот только с ответом на вопрос, почему я хочу работать психологом, возникла заминка. По ощущениям мне хочется помогать людям, находясь при этом в роли руководителя/учителя/гуру. Но перспектива тащить за собой меня не устраивает, надоест ведь когда-нибудь. Нет, надо будет как-то так клиентов/пациентов раскручивать, чтобы сами шли и обязательно в верном направлении (это, кажется, труднее, зато интеллектуальный и эмоциональный (хватит ли нервов) вызов). А вот и заказ: хорошая ли это мотивация для работы в будущем в качестве психолога? Мне думается, что неплохая, но интересно, где есть подводные камни. Я читала на вашем сайте, что многие идут на психфак, желая так разобраться в себе, и что это не самый лучший путь решения проблемы. Это, кстати, вполне применимо и ко мне, вот только я не считаю, что это плохо или как-то отразиться на моем профессионализме. Во-первых, я иду туда не только поэтому, а во-вторых, не может же не разобравшийся в себе человек помогать разобраться в себе другим? Надеюсь, я достаточно ясно сформулировала свою мысль и не окончательно вас запутала.
Моя проблема, наверное, в том, что я довольно умна и начитанна, поэтому я без особого труда выигрываю споры на уровне логики. Но дело-то не в логике, а в истинных мотивах и эмоциях. Сомневаюсь я именно по поводу последних. И ваше мнение мне бы хотелось услышать именно об этом, может это даст мне еще один ключ к пониманию себя. Решать свои проблемы за счет других, в частности, за счет клиентов/пациентов, было бы подло и безответственно. Вроде бы все.
PS. Еще вопрос: вы говорите, что к вам, психотерапевту и коучу, следует относиться как к большой базе данных. В таком случае мне просто интересно, что вы думаете по поводу экзистенциальной терапии."



Комментарии участников Мастер-класса:

КОММЕНТАРИЙ ДОКТОРА НАРИЦЫНА:

Первый подводный камень действительно может быть в формулировках. "Надо будет как-то так клиентов/пациентов раскручивать, чтобы сами шли и обязательно в верном направлении" – верном для кого? В условиях свободы личности у каждого это направление свое, и одна из задач консультативного психотерапевта – посодействовать клиенту в том, чтобы он сам для себя определил это направление, а не "раскручивать" его для того, чтобы он шел в том направлении, которое почему-то вы посчитали для него верным. Вы пишете, что умны и начитанны, и это прекрасно: но одна из основных трудностей в работе индивидуального консультанта – то, что довольно часто ему, умному и начитанному, приходится работать с клиентами, которые в определенных областях оказываются умнее его. Хотя бы потому, что основная причина психологических проблем – это "горе от ума".
Второй подводный камень: если вы хотите реализовать себя как лидера, логичнее стать просто руководителем предприятия. Когда пытается "реализовать себя как лидера" личностный консультант – это уже сложнее, и может подчас привести к тому самому "решению своих проблем за счет клиентов". Одна из серьезных сложностей, которая, простите за формулировку, буквально распугивает клиентуру психотерапевтов и серьезно мешает людям обращаться за подобными консультациями – то, что многие консультанты пытаются клиентами руководить, а не содействовать им в решении их проблем так, как эффективнее и выгоднее для клиента. И вместо того, чтобы способствовать клиенту принимать собственные решения – пытаются принимать решения за него.
Но, к счастью, работа в области психологии не всегда тождественна именно частной практике и индивидуальному консультированию. Как вы совершенно верно отмечаете – в данной науке есть много разных областей, где можно работать, и не ведя индивидуального приема.
А чтобы не решать за счет клиентов свои проблемы – существует так называемая супервизия, или прохождение терапии самим психологом/психотерапевтом. Но полагаю, на психфаке вас скорее будут обучать профессии, чем разбираться с вашими проблемами, особенно с бессознательными. Так что этим вопросом придется озаботиться отдельно, уже с вашим собственным личным консультантом.
И по поводу экзистенциональной психотерапии – сложно уложить этот ответ "в два слова". У нас в Мастер-классе по этому поводу открыта целая дискуссия. .

В начало страницы

 

 

 


" Мне не нравится жить. Я не вписалась в этот мир, и не хочу вписываться (наверное, сказывается моя мотивация 1.1). Досада и отвращение - единственные эмоции, которые вызывает у меня жизнь, а ненавистнее всего себе я сама.
Это не последствия какого-то травмирующего события - сколько себя помню, всегда была такой. Только с годами терпеть жизнь становится все труднее.
Понимаю, что следовало бы обратиться к психотерапевту. Умом понимаю... А где-то глубже убеждена, что избавиться от "депрессии" можно, только если стать глупее. Я не хочу отдать часть разума за жизнерадостность.
Объясните мне, КАК можно "в полный мозг" воспринимать этот мир, и не захотеть в ту же минуту исчезнуть из него?!"

 

Комментарии участников Мастер-класса:

 

КОММЕНТАРИЙ ДОКТОРА НАРИЦЫНА:

Должен отметить, что едва ли не впервые за все время существования Мастер-класса его участники при ответе на вопрос проделали за меня практически всю необходимую работу по анализу письма и формированию ответа на него. Я же могу только присоединиться к вышеприведенным цитатам из их комментариев. Но, видимо, это закономерно: ибо в Мастер-классе как в психологической группе работают личности с похожей проблематикой (то самое "горе от ума"), которые для себя в какой-то мере уже подобные проблемы решили и ответы на приведенные в письме вопросы нашли.
А собственно по поводу письма хочу лишь уточнить. что здесь мотивация вряд ли 1.1.: ее представителей обычно такие проблемы вообще не беспокоят, как видно из описания. А еще – что, разумеется, приведенные комментарии вряд ли полностью и всесторонне охватывают ту проблематику, которой озадачивается автор письма. Но для полного анализа необходима уже более подробная диагностика: поэтому в качестве собственной рекомендации могу предложить для начала самой поразмыслить над всеми заданными вопросами, и если в итоге ответы на них найдутся – то и хорошо: а если потребуется дополнительная индивидуальная помощь – тогда, если сочтете нужным, приходите, будем работать уже в кабинете.

В начало страницы

 


"У меня такая проблема - больше двух лет уже не могу до конца выздороветь- изначально была травма, много операций, наркозов, долго в стационаре, но до сих пор до конца не выздоровел а- только-только начали находить причину того, что по всему телу сыпь- нарушения иммунитета. Но даже больше беспокоит другое- кажется иногда, что схожу с ума о всех этих проблем, устала очень. Могу из-за мелочи расплакаться, боюсь очень к врачам ходить- хотя приходится долечиваться. Кажется, что и родителей и всех уже достало всё то.. я молодая в общем то жизнерадостная девушка, но из-за этих проблем не могу ни на работу нормальную устроиться, которая нравится- тело в болячках, ни личную жизнь устраивать- куча комплексов появилось. А еще переживаю, что финансировать тоже частично родителям приходится. часто так тяжело на сердце от этого всего становится... кажется это никогда на закончится... я стараюсь отвлекаться от себя и увлекаться чем то еще- хожу на концерты, встречаюсь с друзьями, активно провожу время на выходных, комедии почаще стараюсь смотреть... что бы вы мне посоветовали? как восстановить душевное равновесие? я вообще нормальная?)))Может я уже от нервов не могу выздороветь?"

 

КОММЕНТАРИЙ ДОКТОРА НАРИЦЫНА:

А это письмо – тоже в какой-то мере уникально: впервые за все время работы Виртуального кабинета в содружестве с Мастер-классом от участников МК не поступило ни одного комментария по поводу ситуации. И вероятнее всего – потому, что проблематика, описанная в письме, большей частью клиническая: точнее, относится к области психосоматики, с которой необходимо работать исключительно специалисту, и желательно сразу в кабинете. Поскольку для ответа на вопрос "Что делать" в данном случае нужна подробная психотерапевтическая диагностика. Нужно разобраться, что создает проблемы, мешающие выздороветь? Как только механизм их возникновения будет понятен – очень возможно, что и проблемы пропадут. Одно только уточнение: здесь важно разобраться, что происходит " на самом деле": а в процессе этого может проявиться и так называемое внутренне сопротивление, и многие другие бессознательные защитные механизм. Поэтому еще нужна своего рода готовность их осознавать и затем с ними работать.

В начало страницы

 

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу вернуть дочь
Я хочу вернуть сына
Я хочу выяснить отношения с детьми
Я хочу выяснить отношения с дочерью
Я хочу выяснить отношения с сыном
Я хочу вернуть любовь детей
Я хочу вернуть любовь родителей
Я хочу восстановить привязанность детей
Я хочу выяснить отношения с матерью
Я хочу выяснить отношения с отцом

Темы: взрослые дети и родители, власть, здоровье и болезнь, иерархия, ответы на вопросы, смысл жизни.