Полная версия
ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Продвижение услуг психолога в сети: технические и этические моменты

Дата создания: 03.11.2019
Дата обновления: 03.11.2019
Распространённость и востребованность интернет-технологий диктуют свои правила: все чаще специалисту помогающей профессии, в частности – психологу и психотерапевту, нужно осваивать продвижение своих услуг в сети интернет. Сейчас появляется масса предложений "помочь раскрутиться": хотелось бы подробнее изучить, что стоит за некоторыми подобными предложениями, и что на самом деле предлагается покупать в этом случае.

Распространённость и востребованность интернет-технологий диктуют свои правила: все чаще специалисту помогающей профессии, в частности – психологу и психотерапевту, нужно осваивать продвижение своих услуг в сети интернет. Сейчас появляется масса предложений "помочь раскрутиться": хотелось бы подробнее изучить, что стоит за некоторыми подобными предложениями, и что на самом деле предлагается покупать в этом случае.

Рассмотрим вначале несколько узловых проблемных моментов в вопросах продвижения.

Момент первый: в последние несколько лет на рынке психологии и психотерапии наблюдается так называемый "торговый крест": количество предлагаемых услуг растет (профессия становится популярной и начинает считаться денежной), а количество потенциальных клиентов падает (кризис последних лет негативно сказывается на покупательской способности, люди отказываются от "лишних расходов", и у многих список лишних расходов возглавляет психотерапия).

Момент второй: в интернете в те же последние несколько лет присутствует так называемый информационный спам, который заполняет каналы получения информации и затрудняет поиск нужных сведений. У многих потенциальных клиентов усиливается ощущение, что рынок психотерапии превращается в  базар, где все кричат покупателю в ухо, бесцеремонно хватают за руку и так далее. Человек теряется в море сведений разного рода и чувствует себя дезориентированным.

Момент третий, следующий из второго: так называемый эффект Даннинга-Крюгера, вследствие которого чем менее компетентен специалист, тем более он готов громко о себе кричать. Вообще, конечно, много причин того, что специалисту трудно говорить и писать о себе в плане так называемого продвижения, особенно активно-оголтелого по принципу дергания потенциального клиента за руку.

Таким образом, вопросы продвижения услуг психолога в сети осложняются как технически, так и этически, становятся крайне актуальными и крайне сложными.  И здесь начинает работать один из основных законов маркетинга: "найдите болевую точку потенциального покупателя и предложите ему решение".

Те, кто предлагает сейчас "раскрутку и продвижение психологов", действуют именно по этому принципу, причём практически по одной и той же схеме:
"Я научу вас, как писать тексты, которые будут продавать"
"Я научу вас, как эти тексты продвигать в соцсетях, чтобы вас было видно"
"Я обучу вас принципам написания продающих текстов и раскрутке так, что даже психологу будет понятно".

Мы будем говорить о некоторых общих тенденциях, но не станем утверждать, что так у всех и везде: возможно, мы видели и слышали не всех действующих на этом рынке и у кого-то иначе. Пока обозначим только основные проблемные моменты.

Первый проблемный момент таких обучающих раскрутчиков – директивный подход. Они называют своих слушателей на "ты",  говорят иногда в уничижительном ключе и проявляют прочие признаки, говоря в терминах Э.Берна, Родительской трансакции. Но это делается с далеко идущими целями, ниже мы поймём – с какими, и почему определённой аудиторией это востребовано.

Второй момент – многие продвигаторы рассказывают о предлагаемых услугах с апелляцией к личному опыту: вот, мол, у меня тоже в прошлом были такие проблемы, но я их преодолел(а) и теперь у меня всё хорошо. И даже если и не всё, тем не менее идёт упоминание: вот, у меня тоже в прошлом было. Понятно, что это как минимум должно играть роль этакой подстройки: мол, я вас понимаю, сам был таким, через это все прошёл, и вас успешно проведу. Но все-таки как-то оно смущает: хотелось бы, чтобы продвижение других специалистов базировалось не только на личном опыте консультанта.

Еще момент:  у многих из тех, кто берётся продвигать психологов и психотерапевтов, нет  психологического/психотерапевтического образования, и соответственно – базового понимания специфики профессии.  Когда при этом заявляется, что ведущий-де прекрасно знает, чем живут и дышат психологи, и на основе этого очень успешно их раскручивает – возникают сомнения.

Вот несколько цитат:

"Психологи стремятся развиваться в своей экспертности, повышать квалификацию, а маркетинг – это не ваше, я учитываю, что вам это все не нравится"
"Как сделать так, чтобы мои психологи достигли результатов? Им нужна тотальная поддержка и забота"
"Психологу не к кому обратиться: нормальный человек может сесть и разобраться, а психолог не может. У него голова заточена на клиентов "

Здесь хочется упомянуть об одной иллюзии, которая сейчас имеет место быть: что для успешного продвижения нужно быть техническим интернет-гением. Разбираться во всех этих лидах, таргетах и автоворонках. И здесь частенько идёт запугивание "вы в этом сами не разберётесь, заплатите нам денег и занимайтесь своей работой".

В другом источнике говорилось, что никаким таргетологом становиться не надо, нужно просто вложить несколько тысяч в рекламу Вконтакте, за два клика эту рекламу настроить, создать группу, разместить там несколько постов, дать пост в рекламу, настроить рассылку личных сообщений – и клиенты пойдут!

Здесь  изящно обходится вопрос конверсии  (когда посетитель группы или страницы становится или не становится платным клиентом). Можно иметь группу с тысячами подписчиков, и крайне мало тех, кто придет на прием и заплатит деньги. Потому что если у человека нет мотивации становиться клиентом – никакой даже самый распродающий текст у него эту мотивацию не создаст, а скорее оставит чувство, что им пытаются так или иначе манипулировать. И здесь важно понимать, что если количество клиентов падает – в этом совсем не обязательно "условно виноват" тот, кто пишет тексты и размещает их в сети.

По большому счету, очень часто рекламная запись раздражает априори. Человек сформировал ленту избранных страниц, чтобы читать то, что интересно ему – вдруг выскакивает среди этих интересных постов нежданчик про что-нибудь неожиданное. Раздражает, особенно когда не в лоб, а с этакими подходами: "Я была такая вся в проблемах, страдала и не видела выхода, но потом я пошла на вебинар-курс-консультацию к такому-то, и у меня стало все хорошо, идите и вы!" И ссылка. И написано сверху: рекламная запись. Неприятно, что тебя считают хотя бы потенциальным дураком, который на это поведётся.

Но так или иначе один из основных посылов сегодняшнего продвижения и предлагаемых в данной области услуг – "вы сами не справитесь".  Вам непременно нужен обучающий гуру и "правильное окружение", а также "поддержка и забота".
И здесь мы возвращаемся к Родительской трансакции и ее возможной востребованности.

Судя по нашим наблюдениям – на профессиональном рынке психологии и психотерапии вот уже пару лет имеется определённое смятение. Люди, которые годами совершенствовались в профессии, действительно на фоне некоторого падения заработков сталкиваются с экзистенциальными кризисами, страхами, тревогами, и возникает желание, условно говоря, чтобы кто-то пришёл и взял на ручки. И такие в ответ на подобный запрос появляются в виде авторитарных Родителей: строгих или добрых, но Родителей.  Однако человеку, который фрустрирован, тревожен и нуждается в поддержке и защите, это на бессознательном уровне и нужно.

Еще цитаты:
"Ложная скромность и неумение себя презентовать - это не добродетель. Это идиотизм и вредительство."
"На людей очень легко влиять словом. Если ты, конечно, умеешь. Получить армию поклонников, которые будут приходить на твою страницу снова и снова в поисках очередной дозы? Я не спрашиваю, хочешь ли ты этого - ты хочешь"
"…чем дольше ты будешь молчать, боясь и не умея себя правильно подать - тем больше людей пострадают от этого, так и не найдя качественного ответа на свой запрос. Открой рот и заяви о себе."
"Какие проблемы мучают тебя, бельчонок? Если в списке нет конкретно твоей проблемы, то излей свою печаль в комментариях."
"Кто выполнил задание и кому я за него поставила сердечки - всех вижу! Вы бельчата-умняшки! Продолжайте в том же духе!"

Надо отметить, что Родительский подход в раскрутке хорошо продает в том плане, что у потребителя падает уровень здравого скепсиса и критичности к тому, что говорит консультант. Если консультант воспринимается на бессознательном уровне как сильный защитник, то все им сказанное принимается по принципу "так сказали мама и папа, и это не обсуждается".  Более того, слушаться таких маму-папу становится приятно, это уменьшает тревожность. И дальше можно рассказывать что угодно, даже то, что вряд ли реально работает.

Но подобной раскруткой в том числе портится общий психологический рынок. Потому что клиент со своей стороны видит шаблонные рекламные посты, бомбардировку в личные сообщения, выдавливание денег и так далее. И пугается. И отказывается от работы с психологами вообще.

Сейчас продвижение именно психологов уже становится чуть ли не самостоятельной профессией, недавно прошла целая конференция про организацию и продвижение частной психологической практики. То, что профессия становится востребованной, распространённой и нуждается в сопутствующих инструментах – это, конечно, радует; но вот как бы сделать так, чтобы инструменты все-таки были не тупыми, не ржавыми и не причиняли дополнительной боли.

Что делать:

- личная терапия (из модуса тревожного Ребенка выйти на вопросы своего продвижения в модусе анализирующего Взрослого)

- "имеющий глаза да увидит, имеющий уши да услышит, а имеющий руки да снимет лапшу с ушей": наблюдение за реальной действительностью, сегментирование рынка, нахождение собственной ниши и определение собственной целевой аудитории

- профессиональные недирективные объединения, взаимный обмен клиентами (проект "Передай другому" http://6pi.ru и ему подобные)

- взаимообучение и обмен опытом, в том числе на своих площадках
 
- прибегая к помощи консультантов, при желании снимать шляпу – но не голову.