Полная версия
ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

МАСТЕР-КЛАСС - реферат по проекту

Дата создания: 13.04.2004
Дата обновления: 14.02.2011

 



Полное название проекта: "Дистанционная программа консультативно-дидактической психотерапии - Мастер-класс доктора Нарицына" (далее - МК).

1.Актуальность.
Данный проект создан с учетом проблем большого числа людей, которые:
- в силу тех или иных личностных особенностей испытывают сложности при участии в очной психотерапевтической группе (однако помимо индивидуальных консультаций нуждаются и в периодической "групповой" психотерапевтической поддержке); 
- испытывают дефицит времени, чтобы ездить на очные занятия группы; 
- опасаются неполной конфиденциальности при очной групповой работе;
- физически не могут в силу удаленности проживания попасть в группу конкретного специалиста.
Проект представляет собой дистантную (посредством сети Интернет) форму консультативной "психотерапии через обучение" в закрытой группе.
Работа в МК проводится в режиме форума, доступного только для зарегистрированных в нем лиц; с помощью современных интернет-технологий соблюдаются все требования конфиденциальности.
Данная структура с одной стороны предлагает групповую работу, где участники являются друг для друга своего рода "котерапевтами", но в то же время каждый работает по личному графику и во время работы пребывает "наедине с самим собой".

2.Социальная, научная и практическая значимость.
Проект позволяет сделать более доступной психотерапевтическую помощь для лиц, перечисленных в п.1. И в первую очередь - это повышение общеобразовательного и "культурно-пользовательского" уровня в области психологии. А также стимулирование ментально-мнестической активности; и в частности - обучение использовать имеющиеся личностные особенности в положительном направлении и не конфликтуя с социумом.
Терапия через обучение достаточно эффективна еще и потому, что обучает не только решать имеющиеся проблемы, но еще и прогнозировать возникновение их в будущем (развитие прожективного мышления в области психологии общения).
Методическое преимущество интернет-группы дидактической психотерапии в том, что:
- все прежние наработки, дискуссии, ответы на вопросы и теоретические сведения и рассуждения, изложенные в письменном виде, остаются доступными для изучения и дополнительных вопросов;
- письменная форма изложения побуждает использовать больше вербально-логическую информацию, а не эмоциональную - учитывая то, что при анализе многих личных проблем возникают сложности с использованием именно логики;
- В то же время наличие разноплановых и неоднозначных взглядов со стороны других участников позволяет анализировать проблемы более детально и объективно, нежели в "психотерапии по переписке";
- такая форма работы дает участникам возможность получать информационную поддержку не только во время встреч, а в любое время, пока у них имеется доступ к данному форуму.

3. Значение для развития психологии.
Данная форма работы - достаточно новая в современной психологии, однако не уникальна: любой практикующий специалист при некоторых начальных трудозатратах может организовать нечто подобное в условиях сети Интернет (каждый для своей аудитории). Со своей стороны готов поделиться с интересующимися коллегами опытом создания подобной структуры, подробнее познакомить с пройденным материалом и с системой функционирования группы.

4. Цели.
Создание прежде всего определенного синтеза "групповой и индивидуальной работы", дидактической группы, практикующей "психотерапию через обучение". Но не просто предоставление некоей теоретической или практической информации, а именно содействие в ее освоении, логической обработке, систематизации. 

5. Аудитория, на которую рассчитан проект
Люди обоих полов с определенными личностными особенностями, нуждающиеся:
- в информации по психологии и психотерапии (в частности, по структуре общения)
- в помощи по переведению этой информации в знания
- в умениях делать обоснованные прогнозы, понять окружающий социум, эффективно решать те или иные постоянно возникающие жизненные задачи. 
Наиболее частые личностные акцентуации (выраженные подчас до уровня пограничных состояний) - психастения; шизоидность; дезадаптированная истероидность; интроверсия. Но как показывает практика (и в частности периодическое тестирование) - при участии в МК гипертрофированные акцентуации постепенно опускаются до адаптивных значений. 

6. Основное содержание работы (структура)
Мастер-класс состоит из девяти тематических разделов: 
- Теоретические Беседы (вопросы теории психологии и психотерапии) 
- Практикум (анализ конкретных проблем и ситуаций) 
- Виртуальный Кабинет (работа с реальными вопросами посетителей сайта) 
- "Клинический Разбор" (интерпретации личностных профилей участников )
- Кают-компания (обсуждение других актуальных тем) 
- Добро Пожаловать (раздел для новичков) 
- "Оргвопросы" 
- Доска объявлений 
- Наши поздравления.
Кроме того, есть Библиотека (постоянно расширяемый список литературы, рецензии участников на книги (фильмы) и рассказы о прохождении каких-либо тренингов, специальных занятий и т.п.). 
Занятия не предполагают момента "начала и окончания": присоединиться можно в любой момент. Также в любой момент участник вправе покинуть МК. 
А список уже изученных и изучаемых нами тем по разделам можно посмотреть в приложениях: Теоретические беседы , Практикум , Кают-компания .

7. Результаты, выводы

Формально проект открыт в 2002 году, но первые существенные результаты были достигнуты только в 2003 - отлажено необходимое программное обеспечение, окончательно разработаны наиболее результативные методики и т.п. То есть МК как полноценная дидактически-коррекционная группа вышел на "устойчивый рабочий режим" с января 2003 по настоящее время. А также в 2003 г. реализована такая обучающая методика, как работа участников МК (в качестве со-консультантов) над вопросами читателей сайта (под контролем ведущего).
За 2002-2003 год в работе МК участвовало более 300 человек. Средняя наполняемость группы (на 2003 г.) - 30-35 человек.
На сегодняшний день получен устойчивый успешный опыт работы такой группы, система кроме всего прочего вышла на самоокупаемость. 
Практика показала, что данная форма психотерапии позволяет катамнестически проследить увеличение степени социальной адаптации участников. 
И главное - участники обучаются в МК существованию в реальном социуме, чтобы уже в нем адекватно компенсироваться и социализироваться.
Отзывы участников МК можно посмотреть здесь .

 

Пишите по вопросам работы Мастер-класса

Вернуться в раздел "Мастер-класс"