ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

МАСТЕР-КЛАСС - рецензия на проект

Дата обновления: 09.09.2010


для конкурса "Золотая Психея"

 


В современном мире все увеличивается потребность людей в получении адекватной и своевременной психотерапевтической поддержки, растет интерес к психологическим знаниям и особенно к их практическому применению. Хотя в нашей стране сеть и система оказания доступной психотерапевтической помощи организована пока довольно слабо, запрос на нее достаточно велик. К сожалению, немногие могут себе позволить пройти полноценный курс психотерапии - как в силу личностных особенностей, так и по причине нехватки времени и/или отсутствия в регионе проживания подходящего профессионала, а многочисленная литература в этой области часто требует "толкования" специалиста. 

Проект "Мастер-Класс" решает две основные задачи: облегчает получение психотерапевтической помощи лицам, для которых очная работа по каким-либо причинам затруднена, и повышает уровень теоретических знаний и практических навыков участников в области психологии. 
Две эти задачи существенно взаимосвязаны. В каком-то смысле процесс психотерапии всегда включает в себя элементы обучения - как приобретения нового взгляда на мир, людей и себя самого, построения новых моделей взаимодействия с окружающими, а обучение, в свою очередь, как расширение и обогащение мировоззрения, часто имеет психотерапевтический эффект. Проходя через процесс психотерапии совместно с обучением, участник проекта получает некий "клиентский опыт" - одновременно приобретает знания, производит определенную работу с собственным внутренним миром и учится применять новые знания на практике - как в плане гармонизации собственной жизни, так и в плане дальнейшего оказания психологической поддержки другим людям.

При решении этих задач использование сети Интернет дает ряд преимуществ. Во-первых, Интернет предоставляет практически неограниченные возможности распространения информации и "покрытия" пользователей, что снимает проблемы расстояния и частично - времени (правда, создавая ограничения в плане наличия доступа ко всемирной сети). В данном случае это позволяет собрать группу людей со схожими проблемами и потребностями, имеющими желание и интерес к занятиям именно с данным специалистом, не взирая на место проживания участника. Проект построен таким образом, что время работы в нем не регламентировано "занятием", его может гибко планировать сам участник. 
Во-вторых, в процессе такого взаимодействия легче обеспечить требования конфиденциальности - участник может выбрать себе любой псевдоним и быть уверенным в полной своей анонимности. Теоретически возникает даже возможность принятия новой социальной роли или психологического имиджа, которые сложно применить в реальной жизни. Однако практика показывает, что в такой ситуации участники стремятся использовать возможности анонимности и конфиденциальности не для опробования различных "масок", а напротив, для как можно более полного избавления от них. Некоторые участники могут иметь какие-то специфические проблемы или личностные акцентуации, что заставляет их "носить маски" в реальной жизни. Собирая людей со схожими интересами и проблемами, обеспечивая конфиденциальность, форум предоставляет им замечательную возможность глубокой и искренней работы над внутренним миром. Платный доступ к участию является в данном случае неким гарантом серьезности намерений, готовности участников принимать условия работы и тратить на работу свои силы и время. 

Структура форума включает несколько разделов: теоретические беседы о психологии и психотерапии, практикум (анализ конкретных ситуаций и проблем), свободное обсуждение любых других тем, виртуальный кабинет, разборы результатов психодиагностики самих участников, ответы на часто задаваемые вопросы, организационный раздел, объявления, поздравления, библиотека, рецензии и рассказы о пройденных тренингах, прочитанных книгах, просмотренных фильмах и т.п. (подробнее описание структуры см. в реферате). Участники проходят психологическое тестирование и получают от ведущего интерпретацию своих результатов. В разделе "Виртуальный кабинет" участники проводят со-консультации под контролем ведущего - других посетителей сайта, задающих психотерапевту свои вопросы. Круг обсуждаемых тем очень широк - это могут быть взаимоотношения в семье, опасность увлеченности компьютерными играми, вопросы профессионального самоопределения и поиск работы, страх смерти и другие общеэкзистенциальные проблемы. Присоединиться к обсуждению темы, а также начать и закончить работу в форуме можно в любой момент.
Следует отметить, что сайт имеет очень удобный для навигации и приятный пользовательский интерфейс.

Психологические форумы - перспективная форма использования Интернета в целях развития, обучения и психотерапевтической поддержки. Возможно, в будущем будут проведены (или уже проводятся) массивные статистические измерения и исследования пользователей, однако уже очевидно, что такие проекты имеют мощный эффект.
Терапевтический эффект, во-первых, обеспечивается тем, что вербализация, проговаривание проблемы - это первый шаг на пути ее решения. С одной стороны, общение на форуме осуществляется в неформальном стиле (и с использованием ставших привычными для пользователей Интернета смайликов - выражений эмоций - и неологизмов) и может происходить достаточно спонтанно и в реальном времени, что приближает его к обычному разговору, а с другой - письменная форма изложения все-таки подразумевает достаточно четкую формулировку собственных мыслей и переживаний. Кроме того, это позволяет вернуться к написанному ранее, переосмыслить, закрепить результаты, внести коррективы и дополнения в собственные высказывания, отстраниться и оценить сказанное "со стороны" (ведь изложенная мысль уже является неким творческим продуктом, который становится "общественным достоянием" и продолжает существование как бы отдельно от автора).
Во-вторых, конечно, эффект достигается за счет наличия обратной связи. Отвечая, собеседники предоставляют некое "зеркало" для отраженного "Я" - при этом гарантируя доброжелательность, уважение и конфиденциальность. Мнения других участников, как со схожим опытом переживаний, так и впервые столкнувшихся с описываемой проблемой, обеспечивают плюрализм взглядов, дают новую, возможно, несколько иную, чем прежде, перспективу рассмотрения проблемы, что позволяет увидеть новые пути выхода из кризисной ситуации и пути решения задачи.
В-третьих - это обратная связь со стороны ведущего - профессионального психотерапевта. Он играет достаточно ненавязчивую роль, выступая как бы одним из участников группы, который наравне со всеми может поделиться своими соображениями и мнением. С другой стороны, ведущий может предложить новую информацию для размышлений, направить дискуссию, подвести некоторые итоги обсуждения и дать анализ результатов психодиагностики.

Выбранный формат и, конечно, уровень квалификации ведущего обеспечивают широкие возможности для развития проекта. Анализ накопленной за два года работы сайта статистической информации, обратная связь со стороны участников Мастер-Класса позволят определить наиболее сильные стороны проекта и наметить направления дальнейшего совершенствования его работы. Развитие потенциала на основе анализа результатов работы позволит проекту оставаться конкурентоспособным среди других психологических Интернет-форумов. 



Ольга Кравцова,
кандидат психологических наук (факультет психологии МГУ),
Научно-практический центр психологической помощи "Гратис"


 

 

Пишите по вопросам работы Мастер-класса

Вернуться в раздел "Мастер-класс"


Логин

Пароль