Полная версия
ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Смысл жизни

Дата создания: 17.04.2012
Дата обновления: 09.03.2020
Вопрос «смысла жизни» – один из основных в так называемой экзистенциальной психологии (от лат. exsistentia — существование). Причем сложность данного вопроса и поисков ответа на него – в неоднозначности самого определения. Потому что «смысл жизни» можно трактовать и как общефилософскую проблему, и как предназначение человечества в целом, и как определение целей бытия конкретной личности, и так далее...

 

 



Нет такой ситуации, в которой нам не была бы предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело. Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим.

Виктор Франкл


Вопрос "смысла жизни" – один из основных в так называемой экзистенциальной  психологии (от лат. exsistentia — существование). Причем сложность данного вопроса и поисков ответа на него – в неоднозначности самого определения. Потому что "смысл жизни" можно трактовать и как общефилософскую проблему, и как предназначение человечества в целом,  и как определение целей бытия конкретной личности, и так далее.  Кроме того, представления о смысле жизни в различные исторические эпохи приобретали разное содержание, обусловленное потребностями и интересами обществ, классов и социальных слоев.

С другой стороны, ответ на вопрос о смысле жизни бывает остро необходим в качестве определенного "жизненного стержня", чтобы появилась возможность направленно структурировать свое существование. Иными словами, чтобы человек, выстраивая свою сегодняшнюю жизнь, имел хотя бы примерное представление о том, как он будет жить завтра и к каким целям по каким маршрутам намерен двигаться. Многие руководствуются понятием смысла жизни  в формировании и достижении целей,  определении "своего места" в той или иной социальной матрице, взаимоотношениях с социумом и тому подобных вопросах. И отсутствие смыслового "стержня" закономерным образом приводит человека к социально-психологическим и внутриличностным проблемам: потому что, если нет ответа на вопрос "Для чего жить", то для многих жизнь теряет всю свою ценность (и нередко жизнь не только своя, но и чужая).  Отсутствие смысла жизни может привести человека как к  суициду, так и к суицидально обусловленному поведению, и прочим социально неадекватным действиям.

Один из крупных специалистов в области экзистенциальной психотерапии Виктор Франкл писал, что отсутствие смысла существования является главнейшим стрессом для человека. Он же упоминал о состоянии так называемого экзистенциального вакуума, которое характеризуется ощущением скуки, апатии и пустоты. Человек ощущает сомнение, потерю цели и смысла деятельности.

В то же время проблемой смысла жизни (и ее индивидуального структурирования), как правило, озадачиваются люди достаточно интеллектуальные, стремящиеся решать в процессе своего бытия какие-то неоднозначные и нестандартные задачи. Если личность существует, как травка на газоне, ее вряд ли озадачат вопросы «смысла существования»: точнее, на эти вопросы уже даны примитивно-биологические ответы. Есть, дышать, размножаться, осуществлять обмен веществ – и всё. Сложности возникают, когда человек начинает активно общаться с окружающим социумом, встраиваться в социальные матрицы, заниматься творчеством, производить материальные и духовные ценности, воспитывать себе подобных.  И при этом всём задавать себе вопрос – зачем?

Безусловно, ответ на этот вопрос может быть в каждом конкретном случае индивидуален, сложен и весьма неоднозначен, а может заключаться в простых формулировках типа "Чтобы было", "Так надо/принято", "Чтобы как у всех" и т.п. Многое здесь зависит в разделении людей на так называемые группы жизненных мотиваций: в каждой из этих групп и подгрупп пути поиска смысла жизни будут свои.




В век, когда десять заповедей, по-видимому, уже потеряли для многих свою силу, человек должен быть приготовлен к тому, чтобы воспринять 10 000 заповедей, заключенных в 10 000 ситуаций, с которыми его сталкивает жизнь. Тогда не только сама эта жизнь будет казаться ему осмысленной (а осмысленной - значит заполненной делами), но и он сам приобретет иммунитет против конформизма и тоталитаризма - этих двух следствий экзистенциального вакуума.

Виктор Франкл



Для некоторых людей пользоваться стандартными формулировками бывает проще, чем создавать собственные.  Возможно, и по этой причине так прочно утверждаются в обществе (и так сложно корректируются в процессе его развития) так называемые "традиции и моральные ценности",  а конкретно – те или иные "предписания" того, что человек должен сделать в своей жизни, чтобы его существование было признано "достойным". Другое дело, что далеко не всем комфортно придерживаться готовых стандартов: но те, кому проще следовать по заранее проложенным рельсам, в качестве компенсации получают серьезное для себя облегчение в вопросах смысла жизни. В значимых для них социумах, как правило, автоматически считается, что смысл жизни как раз и заключен в своевременном и точном следовании предложенным жизненным этапам: в общепринятые сроки получить образование, создать семью, родить детей, дождаться внуков… Те, для кого приемлемо такое внешнее структурирование, как правило, избавлены от поисков собственного жизненного смысла: можно, например, решить, что весь смысл бытия  - в воспитании детей, и с этим идти по своей жизненной дороге. Правда, проблемы могут возникнуть, когда дети вырастут и захотят стать самостоятельными, а родитель отпустить их не сможет, потому что с прекращением воспитания детей его собственная жизнь становится в его понимании бессмысленной: а других смыслов он когда-то для себя не нашел (хотя они наверняка имеются) и в принципе не готов искать. И это только одна из проблем "ограничения смысла жизни определенными рамками".  Но все-таки есть определенный соблазн (особенно в начале жизненного пути) назначить  собственным смыслом жизни некую цель или действие, "спущенное сверху" и вроде как "обозначенное общественно ценным". Особенно в социумах, где имеется существенный недостаток сопутствующей информации: человек, нуждаясь в ответе на вопрос "в чем же смысл моей жизни", не имеет никаких других вариантов, кроме уже заранее сформулированных общих положений. И в результате бывает просто вынужден "жить как все".

Однако, беря в качестве "смыслов жизни" стандартные формулировки – например, "хочу быть матерью", "хочу получить такую-то работу", "хочу, чтобы ребенок поступил в институт" и т.п. – человек невольно становится заложником этих формулировок. Поэтому, во-первых,  неконструктивно ограничивать себя единственным смыслом жизни, так как если его реализация по той или иной причине не удастся – возникнут серьезные проблемы. Во-вторых, желательно формулировать хотя бы для "внутреннего употребления", что и как вы будете делать, если какая-то цель не осуществится: например, не удастся стать матерью, получить конкретную работу, или ребенок не поступит в институт.  Потому что нередко в подобных случаях "ощущение краха всего бытия" вызвано растерянностью от незнания – а куда же теперь и что дальше.

И в-третьих, смысл собственной жизни логичнее связывать со своей и только со своей жизнью, а не с чьими-то другими: иначе есть риск получить банальную зависимость. К примеру – от детей, если смысл своей жизни вы видите исключительно в их воспитании. Или от начальника, если смыслом своей жизни вы назначили для себя работу на его предприятии. Или от конкретного социума, если смысл жизни для вас – быть членом этого социума, и никак иначе. Или от собственного супруга или супруги, если смыслом жизни вы считаете создание семьи, а при этом, если семья не сложилась, боитесь развода. Наверное, не зря смысл жизни обычно формулируется достаточно широко: чтобы опять же в случае тех или иных жизненных перипетий было "пространство для маневра".  И чтобы это были не однозначные "жесткие рельсы", а некое "вероятностное облако". Но при этом стоит избегать совсем размытых формулировок: например, "смысл жизни в том, чтобы помогать другим". Здесь все-таки желательно хотя бы для себя уточнить – в чем конкретно помогать, как и кому, иначе слишком общая формулировка ответа приведет к некоторому внутреннему (а то и внешнему) конфликту в конкретных действиях. Особенно в ситуации пересекающихся интересов разных людей, когда вы чувствуете себя обязанным "им всем помочь"; или когда вас под эгидой подобной помощи затягивают в манипулятивные игры типа треугольника Карпмана.




Невозможно определить смысл жизни в общем, он различается от человека к человеку и от момента к моменту.

Виктор Франкл


Вообще в теме поиска смысла жизни есть один момент, восприятие которого связано с выраженной болью, неприятностями, фрустрациями и так далее: смысл жизни потому так сложно ищется, что его в том виде, в котором требуется обычно найти – нет и быть не может.

Если поискать определения терминов "смысл" и "смысл жизни", то из словарей можно узнать, что ни тому, ни другому понятию пока ещё не дано однозначного, ясного для всех и принимаемого всеми определения. Таким образом "поиски смысла жизни" чаще всего превращаются в то самое "пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что". В таких условиях любой внешний или внутренний оценщик, стремящийся сказать вам, что вы в жизни "занимаетесь ерундой", легко может обесценить все смысловые нагрузки, которые вы находите сами для себя.

Но прежде чем развивать эту идею, обратимся к так называемому рубежу Юма, утверждающему невозможность перехода от суждений со связкой "есть" к суждениям со связкой "должен" исключительно на основании логики. То есть с одной стороны – законы природы и развития социума, а с другой – долженствования и обязанности, выдуманные людьми на основе, скажем, той же иерархии. Реальный мир – и выдуманный.
И понятие "смысл жизни" по этому принципу находится в выдуманной части. Если хотите, в понятии "смысл жизни" нет объективного смысла.

Возникающие в этой области проблемы часто оказываются сродни тем, что появляются в ситуации "старшие родственники делают нам подарок и потом контролируют, правильно ли мы им пользуемся". Если возникает идея "Бог/родитель подарил тебе жизнь" – то "ты обязан воспользоваться ею правильно и достойно, со смыслом" (читай – принести пользу им, а не себе?) А по окончании жизни человек якобы встанет перед неким судьёй – итоговым оценщиком, который будет решать – достойно прожита данная конкретная жизнь или нет.

То есть в жизни нужно найти не простой смысл, а такой, который понравится и будет признан достойным какими-то внешними оценщиками. В том числе и поэтому многие называют своим смыслом жизни вещи, изначально для этих оценщиков значимые: детей или семью, например.

Любая религия/идеология – служанка иерархической системы. Основная функция такой системы - подчинённый всегда обязан служить иерарху; а так как к каждому подчинённому нельзя приставить реального проверяющего - ему в цензуру загружают виртуального цензора-контаминанта (заражающего), который будет следить, верно ли он служит. Более того, потом человеку может быть банально страшно избавляться от этого контаминанта, потому что он привыкает к такому поводырю, и без него боится наделать ошибок. Как реальному ребёнку бывает страшно оказаться в шумной толпе без мамы.

Да, внутренний Родитель, говоря языком Эрика Берна, нужен - как минимум, чтобы гомо сапиенсы не убивали друг друга. Но в подобных случаях свой Родитель самостоятельно не работает: нет внутреннего Взрослого, который его ориентирует и озадачивает, Родитель открыт для "заражения" – и в итоге чуть ли не всю власть над личностью (а то и всю, включая регулировку эмоциональных и физиологических потребностей) захватывает контаминант.

А чтобы человек не заметил, что его практически полностью перевели в выдуманную часть принципа Юма ("так должно быть"), нужно любое стремление думать и анализировать – объявить ненормальным и запирать за него в психушку.

И когда такой человек слышит, что "смысла жизни нет", что жизнь просто развивается по законам природы (в том числе развивается и интеллект, если прицельно его не давить) – у него возникает тяжелейшая травма, потому что отказаться от поисков этого смысла для него - нереально. Как от всего, что с него требует его внутренний проверяющий. Травмирует сам факт того, что никакого, оказывается, внешнего предназначения нет, да и спрашивать его по сути некому. То есть таким образом разрушается иллюзия защиты, если хотите. При этом, конечно, никто не мешает человеку при желании искать свои смыслы жизни, но когда некому их оценить – возникает тревога, с которой человек порой и не в состоянии справиться. Потому что в его цензуре пока загружено: смысл жизни должен быть правильный и достойный, а не та фигня, которую ты выдумал!..

Конечно, есть люди, которые растут как трава и их вообще ничто глобальное не беспокоит: это в основном первая группа жизненных мотиваций, живущая сегодняшним днём. Вторая группа мотивируется извне и как раз чаще всего называет своим смыслом жизни общепринятые вещи: детей, семью, работу. А представители третьей группы наделяют свою жизнь смыслами собственной внутренней мотивации, и вот тут контаминирующий цензор, принадлежащий чаще всего к группе второй, начинает им говорить, что это не то и не так, нужно другое! И возникает проблема буквально на разрыв: это нельзя, а то, что называется – не лезет как смысл жизни, ну никак.
А нередко контаминантов у человека может быть несколько, каждый со своими установками, и когда они начинают ссориться - человеку не позавидуешь вообще.

Когда мы проводили занятие на эту тему в Мастер-классе, в итоге дискуссий сформулировали вместе с участниками фразу - здравый смысл жизни. И пришли к следующему: во-первых, если уж человек озадачен поиском жизненных смыслов, то этот смысл реально может быть не один, и на каждом участке жизни – свой, и когда их много, они все становятся достижимее. А во-вторых, поиски смыслов жизни полезно начинать с банального разумного эгоизма: как минимум для того, чтобы получить возможность адекватно воспринимать и то, что происходит вокруг, и то, что пытается заставить сделать вас ваш внутренний оценщик.



Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос.

Виктор Франкл


В общем можно сказать, что поиск смысла жизни как психологическая проблема возникает тогда, когда человек ощущает в своей жизни определенный дискомфорт, связанный с самореализацией, самооценкой, социальной востребованностью и прочими подобными ситуациями. Иногда этот дискомфорт бывает вызван тем, что человек, чаще всего поддавшись на стандартные жизненные формулировки,  наконец ощущает, что "живет чужую жизнь", находится в несоответствующей ему социальной матрице и достигает каких-то чужих целей. И вопрос о смысле всего этого становится особенно острым и болезненным.

Роль консультативной психотерапии в решении проблемы смысла жизни состоит прежде всего в том, чтобы помочь человеку собрать ту информацию, на базе которой он будет осуществлять поиски. Информацию о личности этого человека, ее структуре и особенностях, потребностях и вероятных целях, окружающем социуме и отношениях с ним,  о возможных вариантах самореализации и т.п.  Возможно, для облегчения процесса поиска стоит начинать не с общих глобальных целей (причем в их формулировании опять же так легко перейти на "общие слова"), а с разделения собственной жизни на некоторые индивидуальные (а не чьи-то готовые) этапы и обретения на каждом этапе как минимум одного "промежуточного смысла", а то и нескольких.  Да, это паллиативная мера, но она может временно снять остроту проблемы глобального ощущения экзистенциального вакуума.

Еще одним из промежуточных вариантов может стать следующий: временный смысл жизни обрести в собственно поисках этого смысла (или смыслов). В исследовании собственной личности и целей собственного движения вперед, в обретении ответов на другие волнующие самого человека вопросы, в открытии чего-то важного в жизни лично для него. И наверное, один из возможных итоговых вариантов, наиболее глобальных и всеобъемлющих – то, что смысл жизни заключается в том движении вперед, которое и называется жизнью, а не существованием. А в чем конкретно будет заключаться это движение для конкретного человека, к каким целям он будет двигаться – зависит только от его решений. И можно в принципе избегать ощущения жизненного тупика, если постоянно находиться в этом движении, в состоянии так называемого жизненного драйва, и при этом ощущать необходимое качество жизни, в том числе и в социально-психологическом смысле этого слова.

Кстати, ни один психотерапевт не преподнесет клиенту готовый смысл  жизни, как говорится, на блюдечке.  Виктор Франкл в своих работах особо отмечал, что одна из сложностей и одновременно ценностей смысла жизни – то, что его можно найти, но нельзя дать. Каждый человек ищет смысл своей жизни сам для себя, и здесь по большому счету  нет стандартов и нет готовых идей. Если опять обращаться к цитатам Франкла, то он говорил, что осуществление смысла жизни всегда включает в себя принятие решения.

Поэтому, обращаясь за психотерапевтической помощью в данном вопросе, будьте готовы прежде всего сами искать и находить что-то, задавать себе вопросы и отвечать на них, заглядывать в себя и изучать окружающих.  Да, это может быть довольно сложно, особенно поначалу, но увлекательно. И собственно, роль психотерапевта в этих поисках – в том, чтобы не преодолевать за вас эти трудности, а содействовать вам в их преодолении.
 

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу добиться нормальной жизни
Я хочу быть счастливым
Я хочу вернуть смысл жизни
Я хочу восстановить ощущение счастья
Я хочу восстановить цель в жизни
Я хочу восстановиться после потери цели
Я хочу восстановиться после потери цели в жизни
Я хочу выяснить свои цели
Я хочу выяснить свой путь
Я хочу выяснить свою дорогу в жизни

Темы: депрессия, жизненные мотивации, проблемы адаптации в социуме, смысл жизни.