Полная версия
ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Личность психотерапевта

Дата создания: 01.07.2004
Дата обновления: 11.02.2011
По поводу этой профессии возникает много вопросов, которые мне часто задают: кто может стать хорошим психотерапевтом, какое для этого нужно образование, как психотерапевт решает свои собственные проблемы и могут ли они у него быть, и т.п. А главное - из какой личности получится психотерапевт (и какой), а кому пытаться не стоит?

 

 

Профессия психотерапевта, увы, до сих пор в нашем обществе воспринимается как некоторая экзотика. Как минимум, по поводу этой профессии возникает много вопросов, которые мне часто задают: кто может стать хорошим психотерапевтом, какое для этого нужно образование, как психотерапевт решает свои собственные проблемы и могут ли они у него быть, и т.п. А главное - из какой личности получится психотерапевт (и какой), а кому пытаться не стоит?
Разумеется. данная статья не претендует на замещение полноценной профориентационной консультации в процессе очной работы, но кое-какие пояснения по наиболее распространенным вопросам "о профессии психотерапевта" дать можно. А также разберемся в итоге. какими чертами личности должен обладать хороший психотерапевт? Или чуть точнее - человек с какой структурой личности и с какой жизненной мотивацией имеет шансы стать хорошим психотерапевтом.


* * *


"Обязательно ли нужно для получения специальности психотерапевта получить медицинское образование по специальности "психиатрия"? Хотя я не совсем понимаю - зачем? Если я выбрала специализацию по психологии "психология управления", для чего мне нужно образование "психиатр"? "

Прежде всего - для того, чтобы получить возможность называться психоТЕРАПЕВТОМ, необходимо вначале получить базовое (медицинское) образование. Точно так же как и для того, чтобы называться психологом, необходимо иметь базовое психологическое образование. Хоть психотерапевт и отличается определенным образом от психолога, это разные профессии.
Собственно, психотерапия - это МЕДИЦИНСКАЯ специальность (как минимум слово "терапия" обозначает лечение, врачевание). Соответственно психотерапия - это "лечение души". А для того чтобы лечить душу человека, необходимо душевно здорового суметь отличить от душевнобольного. Для этого умения психотерапевтическая специализация и основывается на специальности врача-психиатра. 



"Насчет необходимой и достаточной образованности. Человек, получивший НЛП-Мастера, годится в психотерапевты? Особенно, если кроме НЛП он больше ничего не знает? А человек, прочитавший всего Фрейда, Берна, Адлера, Мастерс, Выгодского, а также Сенеку, Аристотеля, Ницше и еще очень многих прочих, но не владеющий "земными" техниками, может ли быть психотерапевтом? Вообще, хорошо или плохо для специалиста-практика иметь широкий кругозор? Не приведет ли это к некоему "параличу" деятельности и, возможно, бесплодным попыткам родить что-то свое? И все это за счет пациентов..."

Понятно, что не всякий психотерапевт может читать Выготского и Сенеку - да, от этого будет немного более узок его кругозор, но как минимум формальное право называться психотерапевтом он от этого не потеряет (увы?) А вот человек, который честно прочел все выше в дискуссии перечисленное, но не имеет базового документа о специальности психотерапевта - при всем к нему уважении так и останется лишь человеком, прочитавшим все перечисленное… 
Несомненно, это будет литературно просвещенный и наверняка психологически грамотный человек, но психологически грамотным может быть представитель любой профессии (и это наверняка пойдет ему на пользу). И права на ТЕРАПИЮ этот грамотный человек никак не получает… Вообще психотерапия как профессия - это в некотором роде судьба. Не в смысле того, что это суждено свыше, а в смысле того, что это практически определяет модус всей жизни. 
Так что в первую очередь - базовое образование. А сверху уже можно (и порой нужно) "надстроить" все, что угодно: и курсы НЛП, и прочтение Ницше и Выготского, и вышивание крестиком :) Ибо несомненно психотерапевту полезно иметь довольно широкий кругозор - так как работать ему приходится с разными людьми, и многим из них нужно, чтобы психотерапевт хоть немного "поговорил на его языке". Хотя разумеется, не стОит превращаться в "личность со знаниями обо всем, но галопом по европам", и на какое-то "всеобщее знание" претендовать. 
 

"Можно ли работать психотерапевтом человеку, у которого самого есть некоторые проблемы в личной жизни или на работе, или вообще какие-то проблемы.? Ведь если человек не может решить свои личные проблемы, имеет ли он право и может ли вообще решать проблемы других людей? "

Чтобы профессионально работать психотерапевтом, нужно кроме базового образования и специализаций иметь еще и интеллект. Следовательно, "некоторые проблемы в личной жизни или на работе" в принципе неизбежны как следствие этого интеллекта. И кстати, я много раз уже писал, что проблем как таковых не бывает только у клинических идиотов :), и что свои личные проблемы самостоятельно не может решать НИКТО, даже самый крутой профессионал, как нельзя самого себя вытащить из болота за волосы; что поэтому в цивилизованном обществе есть целое направление "психотерапия для психотерапевтов (ибо специальность эта в принципе вредная) и что показатель профессионализма психотерапевта - не отсутствие у него самого личных проблем, а его умение не смешивать эти проблемы с проблемами клиентов.
И если уж пользоваться формулировками данного вопроса  - НИКТО не имеет право решать проблемы других людей за них самих. Задача психотерапевта (по крайней мере консультативного) - помочь в решении, посодействовать, поделиться своими профессиональными знаниями и умениями, а не принимать важное решение ЗА кого-то!


* * *


И о прочих требованиях к психотерапевту

В первую очередь психотерапевт вовсе не обязан быть САМ полностью здоровым физически и не иметь собственных психологических проблем - этакий качок с железными нервами :) Ни одного человека без проблем НЕТ, особенно если у этого человека присутствует некоторый интеллект (и чем его больше, тем скорее всего больше проблем). Но при этом психотерапевт ОБЯЗАН в рамках своих профессиональных умений отделять свои проблемы от проблем клиентов, не навязывать свои проблемы клиентам и уж никак не решать свои проблемы за счет клиентов. 

Поэтому от психотерапевта никто не требует, чтобы он постоянно был счастлив и весел. Главное - чтобы он своего состояния (как грустного, так и излишне веселого) не навязывал клиентам. Ведь собственно говоря, психотерапевтические техники - это никакой не "дар свыше", это обыкновенный "медицинский инструмент" - ну, скажем, как скальпель (конечно, техниками, как и скальпелем, не каждый может одинаково работать даже после обучения по данной специальности - одни делают это лучше, другие хуже). И как, скажем, тому же хирургу совершенно недопустимо в приступе ажиотированной депрессии :) кромсать клиента скальпелем с криками "А что это у меня ничего не получается!!!" - точно так же и психотерапевт: сам он вполне может быть усталым, грустным, озабоченным, но клиенту этого показывать не должен. 

И тут опять в очередной раз посетую, что у нас нет общепринятого направления "психотерапия для психотерапевтов". Иногда у меня на приеме бывают коллеги, но как же им это тяжело дается - зажаты они, пожалуй, больше всех… 

Еще одно важное умение - работать с "принесенной" проблемой независимо от твоего сегодняшнего "вдохновения". Здесь опять-таки важно учитывать, что психотерапия - это не столько творчество, сколько ежедневное (что собственно, творчества никак не исключает) ремесло: разумеется, в том случае, если психотерапия - это ваша профессия и вы собираетесь ею деньги зарабатывать. Поэтому, если у вас сегодня есть "вдохновение" работать, к примеру, с детско-родительскими отношениями, а к вам на прием приходит человек с проблемами сексуальной ориентации - он в вашем вдохновении не виноват. Как говорится - кто пришел, с тем и работаете… 

Но тут же сразу наверняка будет вопрос: а как же те психотерапевты, которые работают, например, ТОЛЬКО с детьми, или ТОЛЬКО с теми же сексуальными проблемами? Тут, как говорится, специализация специализации рознь. Одно дело, если в других областях своей профессии данный специалист просвещен не менее, только по разным причинам они его как бы не привлекают - и он прицельно занимается теми же детскими или сексуальными проблемами. Но если выясняется, что проблемы ребенка есть семейные проблемы родителей или проблемы сексуальные начинаются с личностной совместимости вне постели - такой психотерапевт работает и с этими аспектами, раз пришлось. И прекрасно знает, что детских проблем в отрыве от родительских или сексуальных в отрыве от личностных практически не бывает :) А вот "узкие специалисты", которые работают ТОЛЬКО с какими-то областями психологии или психотерапии и при этом напрочь отвергают "смежные области" (мол, проблемы ребенка есть проблемы только ребенка, а все интимные дисгармонии начинаются и заканчиваются ниже пояса) - это уже не узкая, а кривая специализация, извините за выражение. Ну примерно так же, как автогонщик умеет поворачивать только направо - даже если гонки в которых он участвует, кольцевые. Что он будет делать, если однажды движение по кольцу решат направить в другую сторону?..

Тут есть еще одна такая тонкость: сегодня, когда психотерапевтический рынок в общем-то только развивается, далеко не все психотерапевты могут позволить себе специализацию - как те, кто сидит в поликлиниках, так особенно и те, кто ведет частную практику. Пожалуй, специализацию психотерапевту скорее могут "навязать" обстоятельства - например, если он попадет на работу в какой -нибудь детский центр, или, скажем, в ту же Клинику питания: тогда ему волей-неволей придется "специализироваться" на проблемах детей или людей с избыточным весом. Но опять же - хороший специалист и тут не забудет, что детские проблемы… правильно, часто связаны с родительскими, а избыточный вес - вообще с чем угодно, от обменных процессов до той же сексуальной дисгармонии. Так что во всех случаях практика может быть очень многообразной, было бы желание и умение смотреть на проблему во всех аспектах… 

 

* * *


Теперь пойдем по конституциональным свойствам личности. Кстати, именно от них часто зависит то, КАКИМ психотерапевтом (утешительным, директивным, консультативным) станет тот или иной специалист. Опять оговорю, что для этого нужно иметь на руках РЕАЛЬНУЮ картину своей личности, достоверный график (и хорошо бы к тому же проработать, какие шкалы даже среди выраженных конституциональные, а какие приобретенные.) 

Нужна ли психотерапевту истероидность (3 шкала ММPI)? Да, нужна. Легкая демонстративность поможет ему интуитивно чувствовать подоплеку проблемы, настроение клиента и т.п.. К тому же если учитывать, что у психотерапевта практически во всех техниках две основные задачи - говорить и слушать, то "троечка" нужна для того, чтобы говорить. Причем так, чтобы клиенту было интересно слушать, и чтобы при этом чувствовать настроение клиента. Также легкая истероидность позволяет психотерапевту в нужном месте что-то "изобразить в лицах". Например, играя на приеме с клиентом в деловую игру - перевоплотиться в его начальника, супруга, родителя, ребенка и т.п. Да и вообще - если клиенту, который пришел зажатым, психотерапевт к месту улыбнется и расскажет что-то забавное перед началом работы - это может очень помочь делу.
Но обращаю внимание - истероидность тут нужна дозированная, где-то на четвертом-пятом месте среди конституциональных шкал. Это что касается индивидуального приема.
Для групповода истероидность может быть уже и повыше: как-никак он больше подает себя как личность, чем индивидуальный консультант (особенно лоцманский). А если "тройка" в графике доминирует - из такой личности психотерапевт получится вряд ли. Как минимум потому, что даже выслушать клиента ему будет трудно, точнее - УСЛЫШАТЬ. 
И тут опять же учитывайте, что истероидность все же отличается от экстраверсии. Если истероидность - это способность к интуитивности, к отзеркаливанию и синтонной подстройке, к перевоплощению, к демонстрации (при разной выраженности), то экстраверт стремится просто к большому потоку, к калейдоскопу лиц около себя.
Ведь истероид может быть и интровертом. Если это артист, то он будет предпочитать концертировать в малых, камерных залах (и аудитория из нескольких человек их никак не смутит, даже наоборот). А артист истероид-экстраверт будет стремится выступать в больших залах, причем хвастаться будет не качеством выступления, а тем, что "я собрал аншлаг в зале таком-то на столько-то тысяч мест!!!" По крайней мере, будет активно к этому стремиться.
Что же до психотерапевтов - то психотерапевт-экстраверт вполне имеет право на существование. Но он скорее будет работать с группами, либо в поликлинике "на потоке. Ему не столько важна будет общая сумма заработка, сколько то, чтобы в его кабинете побывало как можно больше народу, причем постоянно и каждый день.
Психотерапевт-интроверт, даже истероидный, будет чаще работать индивидуально. И кстати, должен заметить, что специалистами в области психотерапии  чаще бывают как раз личности, склонные к интроверсии - опять в силу того, что они смотрят вглубь человека, а выраженные экстраверты общаются много и поверхностно. В том числе и в области своей профессии.

 

Импульсивность (4 шкала ММPI) - особенно конституциональная и ярко выраженная - наверняка "произведет" яркого авторитарного "гуру от психотерапии". Который пользуется популярностью хотя бы потому, что не лезет за словом в карман.
Еще импульсивность порождает некоторую спортивную злость. Поэтому такой психотерапевт может бессознательно чуть ли не соревноваться с теми клиентами, которых обычно называют "актуальными" - которые так или иначе задели за живое самого психотерапевта. В этом случае психотерапевт-"четверочник" может злоупотреблять "противошерстной психотерапией".
Импульсивный консультант тоже может работать в группах - особенно больше в области психологии, на интенсивных тренингах и т.п. А вот в индивидуальной работе импульсивному консультанту бывает трудно. Хотя бы потому, что он часто склонен давать ответ, не продумав сути предложенной проблемы.

 

Маскулинность-фемининность (5 шкала ММPI) - тут опять интересная неоднозначность.
Сразу скажу, что психотерапевту практически обязательно нужен в какой-то степени выраженный ПИК по 5 шкале! Опять же - не доминирующий, но имеющийся.
Но "пик по 5 шкале", если вы помните, значит следующее:
у мужчины имеется некоторая фемининность, а у женщины, наоборот, некоторая маскулинность.
Давайте разбираться.
С мужской фемининностью вроде как понятно: она дает способность к соучастию, мягкость, готовность помочь, а также стремление решать проблемы по возможности бесконфликтными методами. Такой набор качеств важен и для утешительного, и для лоцманского консультанта.
А вот с психотерапевтом-женщиной - сложнее, тут уже вмешиваются в дело "гендерные различия".
Очень часто бессознательное клиента не воспринимает женщину-психотерапевта как консультанта - в лучшем случает как жилетку для плаканья, - что, мол, всегда и так было "исконной бабской обязанностью" (прошу прощения). Поэтому женщина-психотерапевт, если она желает сохранять контроль над ситуацией и "вести" клиента, а не быть им подавляемой, должна иметь некоторый, пусть не очень большой, но "мужской радикал". Это обеспечит ей независимость ее личности (как врача) от запросов и давления клиента.
И в результате (если говорить в общих баллах Т, используемых в графике ММPI) получается, что и женщине, и мужчине-психотерапевту нужна примерно одинаковый (по Т) показатель по 5 шкале - примерно в районе 60-70 баллов. Что для мужчины будет легкой фемининностью, а для женщины - легкой маскулинностью.
Если женская "пятерка" будет выше 70Т, скорее всего, дама станет директивным психотерапевтом. А если мужская "пятерка" будет выше 70Т - наверняка получится психотерапевт выраженно утешительный (который даже в нужный момент не сможет воспользоваться элементами противошерстной психотерапии.) 

 

Эпилептоидность (6 шкала ММPI). В общем-то психотерапевту нужна для следующих вещей:
- соблюдение рабочей дисциплины (от психотерапевтической этики до пунктуальности в плане прибытия на прием);
- способности постоянно и методично повышать свой профессиональный уровень - читать литературу, систематизировать практическую информацию, и т.п.;
- помогать клиенту "разложить по полочкам", структурировать его проблему, увидеть ее на уровне "составляющих";
- уметь во многих случаях быть "слугой клиента" (особенно для консультативного психотерапевта!), понимать, кто здесь заказчик, - в то же время "не теряя профессионального лица".
А также если психотерапевт - частнопрактикующий, эпилептоидность необходима для того, чтобы:
- систематически и упорно заниматься "продвижением" своих услуг (особенно при наших реалиях);
- вовремя сдавать правильно составленные отчеты в налоговую инспекцию :) 
(или для того, чтобы найти еще более эпилептоидного сотрудника, для которого отслеживание таких изменений входит в рамки его профессии). 
Однако если показатель по данной шкале у консультанта - один из доминирующих, то скорее всего психотерапевт получится -
- ригидный, застревающий, не способный выйти из рамок господствующей морали (или господствовавшей когда-то, если психотерапевт - человек пожилой);
- упрямый, жесткий, авторитарный, давящий (особенно в сочетании с импульсивностью);
- и вообще нередко с трудом контактирующий как с клиентами, так и с коллегами.


Психастеничность (7 шкала ММPI).
Консультативного психотерапевта без некоторой "семерки" - не бывает.
Но если она излишне выраженная, да еще и монопик - тут с психотерапией будут сложности… На одной психастении в этой профессии точно не "выехать".
Но чаще всего психастеник адаптируется в психотерапии именно потребностью в знаниях (то есть на одной чаше весов - его сомнения, в том числе "не навреди", а на другой - багаж знаний, и он постоянно "поверяет" одно другим).
У некоторых в процессе накопления знаний возникает нужда в их систематизации - таким образом может с возрастом чуть подрасти эпилептоидность.


Шизоидность (8 шкала ММPI). Как это ни странно, "в легкой форме" психотерапевту очень нужна. Чуть ли не обязательна.
Ведь для чего, собственно, клиент приходит к психотерапевту, особенно при индивидуальных консультациях? В первую очередь - для того, чтобы в случаях, когда его проблема не решается общепринятыми и общеизвестными методами (а методы эти сегодняшний клиент может знать не хуже психотерапевта), поискать какой-то социально приемлемый "нестандартный" ход для ее решения. Если у психотерапевта есть небольшая "восьмерочка" - он поможет такому клиенту найти социально приемлемый выход вне области общепринятых стандартов. Ну как минимум - предложит в эту нестандартную область решений заглянуть. Если же у консультанта такого мышления нет напрочь - у него никаких "нестандартных идей" не возникнет. Взгляд у него будет достаточно одномерным, что ли. И получится этакий "ремесленник средней руки". Вообще легкая, не давящая шизоидность может быть признаком таланта (что, собственно, по сути и есть нестандартное видение мира, нестандартное умение и т.п.) 
И тогда одним из благоприятных сочетаний для психотерапевта будет "7+8" - многовариантность аналитического подхода к проблеме и отсутствие однозначных взглядов плюс собственно нестандартность мышления.
А из консультанта вообще без некоей шизоидности вполне может получиться шикарный утешительный психотерапевт, который сам ничего решать не помогает, а просто говорит, что "все будет хорошо". У него нет "восьмерки", которая бы мешала ему во всех случаях повторять стандартные утешительные фразы :) 
Также может получиться опять же директивный советчик, который так и будет держать клиента в общепринятых стандартных рамках типа "женщины должна, мужчина обязан" и т.п.. Кстати, если на фразу клиента "Я же должен" психотерапевт спрашивает "Кому?" - то перед вами скорее всего  консультант с той самой легкой "нестандартностью подходов". :)
А вот ДОМИНИРУЮЩАЯ шизоидность - это как правило, явное неумение "дозировать" свою специфичность мышления, неспособность проявлять ее в нужной степени и в нужных местах. Тут появляется опасность ВСЕГДА и ВСЕМ клиентам навязывать свой нестандартный взгляд: "Надо жить только вот так". В таких ситуациях вдобавок бывает спад по психастении (сниженная критичность) и подъем по импульсивности (уверенность в своих действиях и взглядах). И вообще получается специалист, призывающий "разнести" все прошлые ценности от религии до семьи и на их обломках возводить нечто "новое и прогрессивное" - но пока он сам не знает, что именно. 

 

* * *


Теперь о жизненных мотивациях.

Опять скажу: при определении мотиваций важно, не ЧТО человек намеревается делать или делает, а ПОЧЕМУ у него возникла такая потребность? 
И вот что подчас получается в плане психотерапии.


1 группа мотиваций.

Психотерапевтов (точнее - профессионалов в психотерапии), изначально находящихся в первой группе жизненных мотиваций, практически НЕ БЫВАЕТ. Как минимум потому, что для этого надо много и долго работать. Да, "первогруппник" может получить такой диплом "пинком", или в результате элементарной ошибки в выборе - мол, "в этой профессии делать ничего не надо, сиди и поучай". И даже если такой студент каким-то образом преодолел все тяготы обучения - он изначально уверен в том, что уже за сам этот факт клиенты должны рваться к нему на прием.

Но увы, гораздо чаще в 1 группе мотиваций оказываются специалисты, которые туда "падают" (чаще всего из группы третьей). Вот, к примеру, в начале тех же 90-х годов, когда государственная психотерапия явно стала не столь элитной областью работы, и потребовалось для хорошего уровня жизни что-то делать самому, многие психотерапевты "старой школы" оказались в подгруппе 1.2. У них, как у мотивированных изнутри, (независимо от подгруппы), так или иначе не хватило умения "сориентироваться вокруг". И вот те, кто не сумел это сделать, потихоньку начали возмущаться "а почему я должен это делать"? Это уже признаки обвала в 1 группу…

…Вот, если хотите, именно такие "новобранцы первой группы" сейчас оттого и страдают, что не в силах что-то активно делать для того, чтобы клиент до них дошел. Не хотят, или не умеют - неважно. Главное - не делают. Да еще и злятся на тех, кто делает. И обзывают их "дельцами от психотерапии" - мол, у них самих потому клиентов нет, что эти дельцы "всех к себе переманили". 

И даже в том обществе, где психотерапия популярна и клиентов "хватает на каждого", такие психотерапевты все равно не выживают. Тут тоже надо что-то делать, но уже для того, чтобы клиент тебя ВЫБРАЛ из многих. Для этого тоже нужна работа, которую они не делают - и потому не выдерживают конкуренции.
Вообще психотерапевты-"первогруппники", если все же они появляются в результате того же "пинка", нередко планируют получить диплом и сесть на госзарплату. 



2 группа мотиваций. 

Психотерапевты-профессионалы из 2 группы мотиваций бывают обычно там, где это популярная и даже модная профессия (к чему и мы сейчас потихонечку идем). В таких случаях это бывают как "рядовые советчики для массового клиента" (подгруппа 2.1.), так и действительно классные специалисты, формально благополучные, хорошо обеспеченные - такие, каким положено быть среднему классу в данном обществе (подгруппа 2.2.) Более того, при развитом рынке психологических услуг психотерапевт, мотивированный извне, может оказаться богаче и популярнее иного прагматика. Правда, учитывая сказанное выше про акцентуации, тут уже тем более может быть нужно, чтобы у психотерапевта-"второгруппника" была все же легкая "нестандартность мышления".
А вот специалисты из подгруппы 2.3. скорее всего будут делать карьеру - в том числе и в психотерапии. Практически все психотерапевты, которые сейчас или несколько лет назад стали главными специалистами городов, завкафедрами ВУЗов, руководителями крупных центров и НИИ - все наверняка представители подгруппы 2.3. 
Такие администраторы вполне могут иметь даже свою клиентуру, но не делают прием основной статьей дохода. 
Поэтому и сейчас люди с мотивацией 2.3. вряд ли будут практикующими психотерапевтами. Скорее опять же администраторами: откроют свою клинику, свой лечебный центр, станут руководителями серьезных научных структур в области психотерапии... Может быть, иногда будут вести личный прием. А ежедневно работать с клиентами в этих клиниках, центрах и прочих структурах будут скорее всего представители 3 группы. 



3 группа мотиваций.

Итак, третья группа - тем паче при нашем рынке этих услуг - пока основной "поставщик" психотерапевтов. Собственно говоря, этой группе мотиваций и спасибо за то, что люди данной профессии, причем практикующие, у нас еще есть  :) Этих людей спровоцировал на получение профессии психотерапевта именно внутренний интерес, а не внешнее отношение и внешний спрос, которого до недавнего времени практически не было. Другое дело, что сегодня далеко не всегда такие психотерапевты готовы заниматься той же частной практикой. 
Как минимум, не готова к этому подгруппа 3.1. Чаще всего это рядовые ученые в разных "НИИ человека", работающие за свой внутренний интерес. Чаще всего они остаются там, куда их распределили. Не распределили никуда - человек может пойти торговать пивом или вертолетами (реальный случай), а для себя заниматься психотерапией. Понятно, что большей частью это "чистые теоретики" - даже если у них и есть практика , то она ограничена несколькими близкими людьми. Или теми клиентами, которые для консультанта будут "интересными случаями". 
Подгруппа 3.2. тоже выбирает профессию согласно внутреннему интересу, но осчастливить своими идеями в этой области стремится как можно большее количество людей. Именно предлагая "свои пути". 
Несомненно, их заслуга - в том, что они открывают новые формы работы (если только это не "приклеивание новых бантиков к старому проекту", как говорят патентоведы).
А возможная проблема - некоторая узкая зацикленность на своих "идеях". Также часто они делают свои открытия не в прямой, а в смежной, так сказать, области, где как раз ощущается своего рода "нехватка базовых знаний". 
…Но еще хуже - когда психотерапевтом становится такой представитель подгруппы 3.2, как "вторичный изобретатель".
Например, втемяшится такому специалисту, что "психология или психотерапия есть лучшая из наук, а остальное - недостойно внимания" (все - от этологии до социологии). Результат можно прогнозировать - получится упомянутый в начале статьи "кривой узкий специалист".
Или так: "Тест ММPI - лучший тест всех времен и народов, и нет теста кроме него!" Всё - клиенты этого консультанта обречены вместо того или иного диагностического пакета тестов работать всегда с одним ММPI. И как минимум эмоциональную составляющую или профиль сексуальной осведомленности он в диагнозе не возьмет.
Правда, то благо, что продолжительность зацикливания вторичного изобретателя нередко обратно пропорциональна уровню интеллекта и способности пользоваться им на практике. Кстати, при постепенном осваивании принципа "снимания шляпы, но не головы" такой вторичный изобретатель имеет много шансов попасть в прагматики: подгруппу 3.3.
Но также он может оказаться и в подгруппе 3.1. Все зависит от специфики и количеств накопленных им знаний. Ведь как известно, - если человек копит какие-то разноплановые знания (пусть даже из одной области), они рано или поздно начинают "конфликтовать": что-то с чем-то не сочетается, разные источники противоречат друг другу, и т.п. Если у человека хватит своего ума в этих противоречиях разобраться и отсеять "на данный момент неактуальное" - он на пути в прагматики. Если он решит конфликт знаний путем замыкания в себе (испугается выдавать конфликтующие теории, а разобраться, что на самом деле к чему, не сумеет) - он практически оказался в 3.1… 
Что касается прагматиков, или подгруппы 3.3. - то такие личности вполне могут быть хорошими психотерапевтами, чаще всего консультативными. Но если общество упорно будет требовать жесткой авторитарной психотерапии и ТОЛЬКО за это платить - то пожалуй, прагматика можно "додавить" и до авторитарного направления работы. Правда, ненадолго: как только появится хоть какое-то количество людей, которые скажут "Неужели все психологи такие диктаторы", тут же проявится прагматик, который скажет - "Вовсе нет, и вообще психотерапия не вся такая и в ее роль совсем не входит решение проблем за клиента".
И разумеется, прагматик будет работать на непосредственном приеме только тогда, когда убедится, что он на самом деле может делать это достаточно хорошо (то есть ему есть что предложить клиенту) и базовых знаний у него достаточно ( а также достаточно и дополнительных знаний, и какого-никакого опыта…)
Административную карьеру прагматики делают очень редко. И вообще со стороны психотерапевт из подгруппы 2.3. или 3.2. может казаться гораздо более успешным, чем психотерапевт-прагматик. 
По крайней мере любой прагматик, перед тем как тратить силы на подъем по социальной лестнице, взвешивает для себя все за и против. Причем внешние "положительные доводы" вроде той же казенной машины, квартиры, славы и почета он,  как мотивированный изнутри, зачастую не видит и по крайней мере не считает особо положительными (или в конце концов учитывает, что ему все это дают на время и всегда могут отнять обратно). А вот возможные накладки вроде требования идти по головам, грызни за место под солнцем, необходимости угождать начальникам и т.п. - это для него все видно и все достаточно весомо в отрицательном плане…
И в плане психотерапии в подобных условиях для прагматика появляется весомый резон уйти в ту же частную практику и по возможности самому определять и стратегию рекламы, и размер и направленность вложений, и возможность внедрения новых видов услуг, и сроки их внедрения, и цену за прием, и т.д. т.п. 
Таким образом мы и получаем частнопрактикующих консультативных психотерапевтов.  

 

 

 

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу быть знаменитым
Я хочу выяснить причины неуверенности
Я хочу выяснить причины тревоги
Я хочу быть адекватным
Я хочу быть богатым
Я хочу быть женщиной
Я хочу быть здоровым
Я хочу быть любимым
Я хочу быть матерью
Я хочу быть мужчиной

Темы: выбор психотерапевта, интроверт/экстраверт, истероидность (демонстративность), личность психотерапевта, психастения, специфика профессии психотерапевта, структура и качества личности, черты характера, шизоидность, эпилептоид.