Полная версия
ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

МАСТЕР-КЛАСС - подробнее о его работе

Дата создания: 13.04.2004
Дата обновления: 09.09.2010


Статья о работе Мастер-класса для "Психологической газеты"

 


…В последнее время многим клиентам, обращающимся к психотерапевту, бывает в большей степени нужна не столько психотерапия, сколько психологическая и психотерапевтическая грамотность на самом элементарном "пользовательском" уровне. Именно этой грамотности люди ищут, читая в массовом порядке "книги по популярной психологии", изучая работы классиков, посещая различные тренинги, и т.п. И даже в кабинет к психотерапевту нередко ходят за консультацией в самом привычном смысле этого слова: получить ИНФОРМАЦИЮ не столько о какой-то своей нынешней проблеме, сколько о закономерностях ее формирования в тех или иных условиях, о теоретических ее предпосылках и т.п. Да, как ни странно, многие проблемы в жизни нашего человека возникают… от незнания элементарных основ психологии. Причем одно дело - получить на эту тему много-много разной информации, а совсем другое дело - превратить эту информацию в ЗНАНИЯ. И вот в этом тоже нужна некоторая помощь, содействие в освоении получаемой информации, логической обработке, систематизации и т.п. Причем, говорят клиенты, хорошо бы обсуждать возникающие вопросы - и не только с психотерапевтом один на один, а желательно еще со столь же заинтересованными "учениками" … 
Так появилась идея некоей группы, которая к тому же должна иметь существенное отличие от стандартной групповой психотерапии - подходить для тех, кому показана такая работа, но кто в силу определенных личностных особенностей сложно воспринимает, как говорят участники Мастер-класса, "любые совместные занятия в группе более 10 человек, кроме разве что народных танцев".
Тем же личностям с некоторой психастенической или шизоидной акцентуацией - иногда вкупе с небольшой демонстративностью - трудно само по себе "делание каких-то совместных дел"; особенно касающихся вопросов психологии, а тем паче собственных сложностей и проблем. Особенно если при этом человек чувствует, что ведет себя нестандартно, выражает мысли непонятно и медленно, опасается сказать что-то не то… И в результате вся работа в группе приносит ему не столько реальную помощь, сколько лишнюю головную боль. 
Так что нужна была группа, которая пусть приблизительно, но позволяет "соединить несоединимое": совместную работу, где все участники являются друг для друга своего рода "котерапевтами", и пребывание каждого участника "наедине с самим собой" во время такой работы. 
Потому Мастер-класс и работает исключительно "в виртуале". 
На то есть и еще ряд "показаний". Во-первых - возможность сохранить конфиденциальность, "не показывая реального лица". Во-вторых - нет никаких "географических препятствий" к такой работе (у нас есть участники как из разных городов России, так и из-за рубежа). И в-третьих, мы как бы не видим нового человека и соответственно никто от него ничего "сразу не ждет и не требует". Можно и не представляться, а пока просто "молча читать" (кстати, еще плюс работы в сети - то, что все обсуждения, все теоретические выкладки, все наши наработки сохраняются в письменном виде). Кстати, многие из работающих в режиме "только чтения" со временем вступают в диалог, задают вопросы и отвечают на вопросы других, активнее включаются в общение - "теоретически подготовившись". Пример наиболее длительной работы в режиме "только чтение" - год без перерыва! Потом девушка довольно активно включилась в нашу работу и решила многие свои проблемы в реальной жизни.

* * *

Да, работа посредством сети интернет, когда основное средство получения и передачи информации - чтение и письмо, предполагает бОльшую долю логики, а не эмоций. И нередко это как раз тоже на пользу. Потому что даже когда возникает потребность "выплеснуть эмоции", участнику приходится излагать их в письменном виде, а нередко еще и отвечать на некие уточняющие вопросы. То есть идет не только выплескивание, но еще и осознание некоей эмоциональной реакции и возможных ее причин. А в итоге диалог, начинающийся, к примеру, словами. "У меня сегодня произошло…", "Я испугалась", "Я разозлился", "Мне это было неприятно…" заканчивается словами типа "…и правда, чего тут бояться", "…я подумал и решил поступить так-то…" и т.п. Это можно назвать вроде бы обычной психологической поддержкой - однако это лишь некоторая часть нашей работы. 
Три основных направления работы Мастер-класса - это:
- получение и систематизация информации по психологии и психотерапии, превращение этой информации в личные знания и умения; возможность мыслить аналитически, рассуждать и даже делать своего рода открытия (ОБУЧЕНИЕ)
- диалоги о заинтересовавших вас явлениях, вопросах и проблемах - как в области теоретической и практической психотерапии, так и в "смежных областях" (ОБСУЖДЕНИЕ)
- диспуты, споры, знакомство и "обмен опытом" с единомышленниками, возможность поделиться собственными выводами, мыслями и т.п. (ОБЩЕНИЕ).

Дистанционная психотерапия по идее вообще имеет больше ОБУЧАЮЩИЙ характер, раз уж работа идет в первую очередь с логикой. В Мастер-классе же востребована именно информация о теоретических закономерностях возникновения тех или иных проблем, о сути тех или иных взаимоотношений, о практической реализации и преломлении этих закономерностей, о распознавании законов психологии в реальности и прогнозировании тех или иных ситуаций. Участников больше интересует не то, ЧТО ДЕЛАТЬ там-то и там, то, а ПОЧЕМУ происходит именно так, ОТ ЧЕГО зависит та или иная реакция той или иной личности, и КАК разобраться в хитросплетениях той или иной ситуации. А на основе полученных знаний уже вполне можно кое в чем самому разобраться (это по сути и есть основная идея КОНСУЛЬТАТИВНОЙ психотерапии!). А при необходимости свои мысли, выводы решения вынести на обсуждение по-хорошему заинтересованных людей - других участников. Кстати, участники со временем начали называть друг друга "коллеги".

Что еще важно в том числе для группы, работающей в сети: в ней (в частности в Мастер-классе) не так довлеет над остальными фигура ведущего. Однако постепенно в конкретной группе собираются личности, синтонные в какой-то мере личности ведущего, а точнее - методам его терапии, его мировоззрению, темпу работы, стилю изложения и т.п. И можно сказать, что идет определенное ВЗАИМНОЕ обучение - именно по принципу "уча других, мы учимся сами". Для меня как для ведущего Мастер-класса - это своего рода способ постоянно улучшать и пополнять свои профессиональные навыки в достаточно непростых условиях заочного консультирования.


* * *

А в последний год в Мастер-классе  стало несоизмеримо больше "самостоятельного анализа, самостоятельной работы". Да, с ростом числа участников ведущему далеко не всегда удается контролировать и комментировать ВСЕ появляющиеся в тот или иной день темы: и подчас в той или иной дискуссии остается только поблагодарить тех, кто, как я часто говорю в шутку, "поработал за меня". Да и участникам нередко куда больше по душе, если удается в чем-то разобраться без "основной роли" ведущего. Моей задачей остается больше отслеживание, чтобы не был так или иначе нарушен принцип "не навреди"; чтобы вовремя поправить какие-то невольно некорректные высказывания (которых, причем, чем дальше - тем меньше) или где-то (пусть не сразу) помочь обсуждению не уйти в "неверную" сторону. Ну и разумеется, пополнять как минимум теоретический раздел статьями на темы, требующие по ходу работы такой дополнительной информации и подробных пояснений специалиста.

Многих интересует вопрос: не затягивает ли такое обучение, не становится ли чуть ли не "родом зависимости"? По этому поводу мы даже вели дискуссию недавно в самом Мастер-классе. Вот что по этому поводу сказали участники: 

И вот что в итоге было сказано на эту тему мной:
"…Сейчас мне, как организатору этого дела и ведущему, особенно приятно то, что "не возникает зависимости", что нет желания сидеть в Мастер-классе ВМЕСТО реальной жизни. И что плюс к тому есть какие-то успехи у многих участников - именно в процессе адаптации к реальности. Есть положительная динамика в продвижении к реальному счастью с реальными любимыми людьми, реальные успехи в реальной социальной деятельности, реальные жизненные радости (пусть свои, нестандартные...) и ощущение права на них и умение их реализовать, и т.п. 
Собственно, для того структура и создавалась - научился и пошел по жизни, возникло еще желание - можно еще зайти, а можно и не заходить, если и так все в порядке и ничего больше не надо."


* * *


Но при этом работа в МК все равно более протяженная по времени, чем однократная консультация и даже чем работа в очной группе, которая собирается периодически. (В этом еще один плюс сетевой работы: доступ к материалам МК действующим участникам открыт в любое время).
И эта протяженность (пока участник испытывает потребность и интерес к такой работе) позволяет даже с учетом "работы посредством письма" все равно то там, то тут в какой-то момент подходить к определенным проблемам из области бессознательного. В какой-то мере подобные неосознаваемые проблемы можно тоже выносить на обсуждение и подвергать своего рода групповому психоанализу: учитывая и то, что собственно психоанализ изначально не ставится во главу угла и подчас даже является неким побочным эффектом того или иного логического обсуждения и изучения. Конечно, с точки зрения "теории психотерапии" это будет психоанализ "неполноценный", но с точки зрения психотерапии дидактической, обучающей - это оказывается очень эффективным. В том числе не только для того, с кем проводится такой анализ, но и для всех остальных участников. Разумеется, если такого "дистанционного анализа" недостаточно, работа может продолжиться уже лично в кабинете (причем не обязательно в моем). Но и в этом случае работа с участниками Мастер-класса, которые "более подготовлены теоретически и практически", всегда бывает куда более результативной.


* * *


Обучение в Мастер-классе не предполагает никаких "оценок", а тем паче "аттестатов": участники сами оценивают для себя, насколько помогает им в реальной жизни такое "повышение психологической грамотности". И закономерно, что в Мастер-классе все чаще появляются постинги типа "Мне удалось понять, что…", "У меня получилось разобраться с…", "Мне стало легче общаться, потому что я понимаю, как происходит и что…". Не говоря уже о более конкретных достижениях: кто-то принял взвешенное логическое решение относительно создания семьи или развода, кто-то, научившись оценивать себя адекватно, нашел новую хорошую работу, кто-то, став более уверенным в своих силах, взял кредит на покупку квартиры, и т.п. То есть какие-то "отметки" (но не оценки) в нашем обучении все же есть: сами участники ОТМЕЧАЮТ те или иные свои достижения, но никто сверху их не оценивает. 
Что еще важно - остальные участники искренне рады этим достижениям. Возможно, это косвенно позволяет им ЗНАТЬ, что и у них тоже может получиться подобное, поскольку обучение в Мастер-классе для всех одно. И каждый может взять необходимой информации столько, сколько захочет и сумеет получить.
Да и вообще, понятие "мастер-класс" подразумевает не столько то, что мастером является ведущий, сколько то, что мастерству (в первую очередь практическому) хотят обучиться те, кто в этот класс приходит. Именно для того, чтобы применять это мастерство ради своего блага в реальной жизни, на практике. 

 

Пишите по вопросам работы Мастер-класса

Вернуться в раздел "Мастер-класс"