Полная версия
ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Конференция 10, план-тезис

Дата создания: 13.08.2018
Дата обновления: 13.08.2018

Трудности постановки и достижения целей имеются практически у всех наших клиентов

Определение цели: военное и переносное
Военное – объект применения оружия, уничтожения
Понятие "попасть в обойму"
Разница между целью и мишенью.

Переносное значение: чего Должен достичь человек
Этот смысл муссируется везде
Легко гуглятся по запросу "жизненная цель" и т.п. – целые "списки целей"
"Обязан и должен" в вопросе целеполагания – главный зомбирующий фактор
Сильно ограничен выбор "легитимных целей" (списки и штампы, плюс попытки навязать это как естественное: "цели эволюции" и т.п.)

Дискредитация поставленных самим человеком для себя целей (они не попадают в "списки и правила" и т.п.)
Цели в большинстве случаев назначает кто-то сверху. Тут важно, как человек говорит о себе и о своих целях: "ты должен", "тебе надо" и т.п. (ПО принципу голоса-контаминанта – "Повторяй за мной")
Говорить о себе во втором лице – признак контаминации

Схема целеполагания с присутствием внутреннего Взрослого:
Внутренний Ребёнок говорит – "хочу"
внутренний Взрослый – "Этого можно достичь такими-то и такими-то путями, выбирай"
после выбора – Родитель обеспечивает рутину.
Тут же – удовольствие от движения к цели (по Фрейду!)

Схема целеполагания в присутствии контаминанта:
Контаминант говорит – "ты должен этого хотеть/достичь"
Внутренний Ребёнок: "Но я не хочу!"
Контаминант: "Ты должен!"
Сопротивление, стимулирование, прочие травматические способы самовоздействия.

Оценка: иметь правильные цели – хорошо. Не достичь цели – плохо
отказаться от достижения цели – плохо
смена цели – плохо
"Если у тебя нет цели, то ты животное" – да, мы все животные

Восприятие чужой цели как свеой: ложное удовольствие от достижения: "Я этого достигну, и тогда мне разрешат жить, как я хочу". Или: "Я этого достигну, и от меня отстанут". Увы, не всегда это происходит.

Аналогия чужой цели: нужно, чтобы машина ехала куда-то. В машине нет бензина (бензин – это желание Ребёнка). Тогда эту машину начинают пинать в бампер, толкать вперёд руками, тащить на буксире (иногда волоком, если колеса заблокированы) и даже везти на эвакуаторе, чтобы она любой ценой попала туда, куда велено.
Человек при этом сам себя тащит, травмирует и погоняет, потому что считает, что это его личная цель. НО движется медленнее, чем мог бы, преодолевает сопротивление, идёт большой расход внутренних ресурсов, который с трудом восстанавливается: почему?

Проблемы отдыха и рекреации: контаминация утверждает, что "все, что не ведёт к достижению цели – плохо". "Ты должен двигаться к цели (к моей цели!), иначе ты лентяй".
Если в процессе целеполагания нет Взрослого, это создаёт проблемы восстановления ресурса.

Рассказ Солоухина "На лыжне": цель героя – рекреация и творчество, навязываемая цель - соревнование, иногда в ущерб здоровью.

Психотерапия в подобных ситуациях:
в первую очередь – ресурсная, ресурсовосстанавливающая
(работа с внутренним Ребёнком, свет в конце тоннеля, констатация наличия адекватных выходов).
Консультативный аспект подключается по мере подключения Взрослого и дезактуализации контаминанта.
Цели и задачи: удовольствие от процесса решения задач, превращение проблемы в задачу.


Темы: контаминация внешней цензурой, скайп-конференции в Мастер-классе.