Полная версия
ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Групп-анализ - современный психоаналитический метод

Дата создания: 28.05.2007
Дата обновления: 26.02.2023
Групп-анализ как психотерапевтическая методика – метод сравнительно молодой и весьма прогрессивный. Он сочетает в себе преимущества групповой психотерапии и психоаналитических практик, причем и то и другое в групп-анализе работает одновременно и оказывает взаимно потенцирующий эффект.

Из новой книги
"По стопам Фрейда и немного вперед:
о бессознательном и не только"

 

 

"ГРУППОВОЙ ПСИХОАНАЛИЗ, групповой анализ, групповая аналитическая терапия - одновременное лечение группы людей, основанное на использовании совокупности психоаналитических и психоаналитически ориентированных идей, методов анализа, методик и техник, направленных на избавление пациентов от психических травм и конфликтов, обусловивших возникновение их заболеваний и достижение соответствующего терапевтического эффекта. "

Новейший философский словарь, 2009



Групп-анализ как психотерапевтическая методика сочетает в себе преимущества групповой психотерапии и психоаналитических практик, причем и то и другое в групп-анализе работает одновременно и оказывает взаимно потенцирующий эффект. По данному принципу во многом работает давно функционирующая на сайте дистанционная психотерапевтическая группа – Мастер-класс.

Задача группы при групповой психотерапии напрямую зависит от изначальных проблем, решаемых с помощью данной группы. И в группе опять-таки можно построить некоторую модель социума для изучения взаимоотношений

Групповая терапия от коллективной отличается тем, что в этом случае все члены группы являются своего рода котерапевтами друг для друга и полноценными участниками терапевтического процесса. В психотерапевтической литературе, посвященной групповой терапии, вообще всё реже употребляется термин "ведущий". Потому что терапевт в такой группе – как дирижер в оркестре: весь оркестр общими усилиями исполняет какое-то музыкальное произведение, и каждый музыкант ведет свою партию, а роль дирижера – только вовремя расставить акценты и поддерживать оркестр целиком, координируя действия всей группы в процессе решения некоторых частных личностных задач.

Может быть не совсем понятно, чем же групповая психотерапия отличается от групп-анализа. Начнем с того, что цели групповой психотерапии бывают самые разные. Это только метод, а решаемые с его помощью задачи весьма разнообразны: это может быть и эмоционально-стрессовый сеанс, и обучающий тренинг, и тот же трансактный анализ... Но что (очень в общем!) объединяет все виды групповой психотерапии - то, что в этом методе основной объект внимания, изучения и тренировки - взаимоотношения между участниками группы. А в групп-анализе - личности участников.

В групповой психотерапии обычно не рассматриваются в первую очередь личностные проблемы, и проработка подобных вещей, если и происходит - то, как правило, побочно и весьма поверхностно. А при групп-анализе это основной объект внимания.  

Еще групп-анализ во много раз сложнее обычной групповой психотерапии – тем, что там в работе задействован некий перекрестный анализ бессознательного. И само психотерапевтическое воздействие идет через бессознательные каналы – в том числе через бессознательное самого психотерапевта. Если хотите, бессознательное ведущего используется в групп-анализе как рабочий инструмент.

Как конкретно это происходит и что означает "бессознательное психотерапевта как инструмент"? Говоря кратко - в такой группе психотерапевт мало того что один из работающих участников, он еще и все-таки основной интерпретатор ассоциаций и пр. Кстати, в обычной групповой психотерапии чем меньше ведущий вовлечен в процесс работы группы – тем лучше. А в групп-анализе наоборот: ведущий участвует в рабочем процессе наряду с остальными участниками в качестве одного из них, но при этом несет еще и профессиональную нагрузку. Кстати,  помня о принципе indifference – речь не о том, что психотерапевт в групповом анализе отказывается от данного принципа, а о том, что в такой группе принципа indifference стараются придерживаться все участники.

Что еще важно - в такой группе каждый именно анализирует себя, используя внутригрупповые коммуникации. Человек узнает свою личность в процессе этой работы в большей степени, нежели других участников группы: конечно, если работа грамотно организована. Задача группы при групп-анализе – не заставить участников копаться в чужих душах ради неизвестно чего (что было бы также явно неграмотно, поскольку такое копание может позволить себе лишь специалист), а предоставить каждому участнику возможность работать с теми проблемами и ситуациями, которые ближе всего к его собственной проблематике, и по поводу которых он сам испытывает потребность высказываться. Таким образом участник получает возможность прорабатывать потенциально проблемные темы, находясь тем не менее "вне пробирки, в которой идет конкретная реакция".

Еще одна особенность именно групп-анализа – в проработке некоторых ощущений каждой личности, которые считаются личными и бессознательными, а на самом деле являются продуктом социума, его структуры, морали и т.п. Можно сказать, что в том или ином социуме все люди находятся в неких социальных взаимодействиях и связаны друг с другом на разных уровнях. Возникает своего рода социальная матрица (или социальная сеть) из социальных связей, в узлах которой находятся конкретные личности. И роль каждого человека в социуме зависит не столько от его личностных качеств, сколько от того узла, который он занимает или в котором оказался – подчас по внешним причинам. Кроме того, человек может перемещаться из узла в узел (к примеру, был ребенком в семье родителей, становится отцом или матерью в своей семье, начальником на работе и т.п.) Но часто, переходя из узла в узел, человек оставляет при себе те формы реагирования, которые были присущи ему на старом месте и которые, что важнее, только для старого места и годились. Человек может из-за этого в новом своем узле получать какие-то неприятности, но по той или иной причине не в состоянии отказаться от привычного ранее поведения.

И если переместить человека вообще в другую социальную матрицу (в ту же психотерапевтическую группу), он начинает проявлять в поведении те же привычки, что и в прежней своей социальной сети – бессознательно стремясь в новой группе занять ту же социальную позицию, что была у него ранее. Но в условиях групп-анализа деструктивность тех или иных его форм поведения и личностных представлений становится заметной и наконец выводится в сознание. А после этого уже самому человеку куда легче работать при необходимости над коррекцией своей поведенческой линии и менять ее так, чтобы суметь оптимально адаптироваться уже в своем социуме. Ибо цель групп-анализа – не научить участников пребывать только в каком-то определенном узле, куда привели их обстоятельства, а обучить занимать нужный и удобный им самим узел; отрабатывать адаптационные формы коммуникаций прежде всего с самим собой и пользоваться своими личностными особенностями в своих интересах.

Сложно ли будет в групп-анализе, к примеру, тем, кто попадает под влияние других? Вот как раз в подобной группе такой человек при желании может понять, где и как он под такое влияние попадает, и как с этим работать, если это мешает самой личности.

А если кого-то беспокоит разница в скорости изучения себя и выработке ассоциаций, которая может быть у разных участников – то это при работе ГА-группы закладывается изначально. Здесь каждый работает по сути самостоятельно, а не "обязательно все хором", и вполне допускается работа с разной скоростью. Сущность групп-анализа еще в том, что человек с помощью ГА-группы извлекает пользу для себя и узнаёт что-то о себе и для себя; так что остальные участники об этом могут и не догадываться, что у кого-то уже вовсю идет работа с личностью.

Вообще очень важно для понимания сути метода не путать групп-анализ с групповой психотерапией. То есть с процессом групповой работы, где всем преподносится одновременно одна и та же информация. Работа в режиме групп-анализа - это не клинический разбор и не лекция. Это специальное общение на внешне нейтральные (для начала) темы, где сам процесс "изучения и познания" организуется и запускается (а не регламентируется!) ведущим группы, но в дальнейшем происходит индивидуально. Именно по принципу "Кто сколько сможет унести и кому сколько нужно уносить, и чего именно".

В такой группе никто никого не воспитывает и не заставляет что-то понимать. И внутреннее сопротивление на таких занятиях, как правило, слабее - потому что в нем по сути смысла нет, как и в берновской психологической игре по типу "Да, но". Потому что в такой группе опять же каждый работает сам на себя, и никто никому по большому счету не "помогает что-то понять" по воспитательному принципу. Человека не ставят перед обязанностью что-то осознавать.

Понятно, что сложность "дирижирования" такой группой, состоящей из разных, по-своему уникальных личностей возрастает в разы, и от психотерапевта требуется большое внимание, чтобы чувствовать настроение и бессознательную проблематику каждого клиента-участника, вовремя корректировать нюансы взаимодействия, не забывая, что от его профессионализма зависит успех всего процесса.
 

 

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу научиться искать выход
Я хочу найти выход
Я хочу найти помощь
Я хочу найти совет
Я хочу определиться с поиском помощи
Я хочу определиться с поиском совета
Я хочу освободиться от проблем
Я хочу перестать делать ошибки
Я хочу перестать искать смысл жизни
Я хочу перестать испытывать стресс

Темы: виды и методы психотерапии, групп-анализ, о нашей работе .