Полная версия
ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Как стать капитаном своей жизни

Дата создания: 09.07.2010
Дата обновления: 17.02.2011
Практика показывает, что клиенты психотерапевтов в самом первом приближении делятся на два типа. Первые обращаются с просьбой: "Доктор, у меня есть проблема, решите ее за меня!" А вторые – с заказом: "Доктор, помогите мне получить дополнительную информацию, чтобы я мог решить такую-то проблему". Консультативная (лоцманская) психотерапия работает практически исключительно со второй группой. В том числе и потому такая психотерапия называется именно лоцманской: так как ее основные клиенты и заказчики – так называемые "капитаны своей жизни и судьбы".

 


"Ветер в голове попутным не бывает".
Народное

 

Практика показывает, что клиенты психотерапевтов в самом первом приближении делятся на два типа. Первые обращаются с просьбой: "Доктор, у меня есть проблема, решите ее за меня!" А вторые – с заказом: "Доктор, помогите мне получить дополнительную информацию, чтобы я мог решить такую-то проблему".
Консультативная (лоцманская) психотерапия работает практически исключительно со второй группой. В том числе и потому такая психотерапия называется именно лоцманской: так как ее основные клиенты и заказчики – так называемые "капитаны своей жизни и судьбы".

Сложность в другом: зачастую в нашей сухопутной стране понятие о капитанстве - в основном искаженно-романтическое. В представлении большинства людей в нашем социуме капитан – это либо тот, кто "героически бросает вызов стихии, стоя у штурвала", либо романтический восторженный человек, который идет на своем корабле куда захочет, а над его головой развеваются алые паруса. Или самое простое: тот, кто громко кричит "свистать всех наверх, право руля, лево руля" – тот и есть капитан.
А в реальности основная задача капитана – дойти из точки А в точку Б, по возможности уложившись в график и без потерь. Но при этом никто ему не говорит, каким это делать маршрутом. И маршруты у разных капитанов могут быть разные.

Не будем забывать, что "капитан своей жизни" – это все-таки в определенной степени метафора, больше имеющая отношение к тому "институту капитанства", который зародился еще в парусном флоте. Именно в нем большое значение имеет тот самый выбор маршрута и способ движения, которые мы подразумеваем в этой метафоре. Почему и озадачивает иногда понимание слова "капитан" в том смысле, что "куда захотел – туда и пошел, что захотел – то и делаешь".
Сходство "капитанства на флоте" с "управлением собственной судьбой" на самом деле весьма существенное. Точно так же, как в океане встречаются рифы, шторма и прочая "необузданная морская стихия" – в жизни обычного человека есть стихия социальная: сложные межличностные отношения, несоответствие декларативных намерений других людей их истинным целям и поступкам, те или иные психологические игры, разного рода массовая пропаганда и прочая проблематика взаимоотношений личности с макро- и микросоциумами: от всего окружающего общества, коллектива на работе и прочих больших групп до взаимоотношений в той же собственной семье. А еще не следует забывать такую "стихию", как собственное бессознательное, его проблемы и потребности, комплексы, жизненные сценарии и прочее.
И как, скажите, со всем этим бороться?..

Но если вы действительно сами хотите "стоять у руля своей судьбы", важно помнить главное: грамотный капитан со стихией не борется и вызова ей не бросает. Ибо стихия примитивна и в то же время бесконечно сильна. Поэтому разумнее использовать ее силу в своих интересах: за счет понимания и знания ее принципов работы. Причем важно обладать знаниями не только о той среде, в которой вы движетесь, но еще и о собственной личности, как о собственном корабле: зная его специфику, свойства "внутренних механизмов" и уровень возможностей.
Да, можно сказать, что у современных мощных кораблей (машин, самолетов и прочих средств передвижения, имеющим руль или штурвал) есть множество приспособлений, которые позволяют им "управляться без особого участия человека". Однако не зря говорится, что "ко всем лошадиным силам должна прилагаться хотя бы одна голова". Далеко не всегда автоматические системы управления позволяют человеку сделать адекватный прогноз развития ситуации и затем выбрать оптимальный курс. Так и в человеческой "стихии", которая стала много сложнее со времен парусного флота, требуется для грамотного и эффективного управления ситуацией не столько какие-то вспомогательные внешние рычаги, сколько собственное умение анализировать, прогнозировать и мыслить в том числе логически.
Иными словами, самостоятельной личности в современном обществе нужны сейчас те же умения, что и капитану, идущему именно на парусном судне: в частности, способность сохранять выбранный курс, подчас двигаясь против ветра и течения.

***

Еще один вопрос о "капитанстве", который мне часто задают на консультациях – это как не позволять другим людям "рулить вашим кораблем". Увы, часто многие (знакомые, родственники, прочие люди, к которым вы можете обратиться, скажем, за советом или содействием) рвутся вместо содействия к вашему жизненному штурвалу и пытаются сами проложить для вас, по их мнению, самый верный и правильный курс: хотя бы потому, что им кажется, будто вы сами недостаточно решительны. Наиболее действенный способ противостоять этому – проявить ту самую капитанскую твердость: так или иначе, но никого не допускать к своему рулю. Иногда – с помощью формальной "дипломатической вежливости" и психологической дистанции, а иногда - посредством более сложных методов общения. Причем важно самим управлять своим кораблем, даже если вы в какой-то момент еще не до конца уверены в "правильности выбранного курса". Ведь расхлебывать последствия в любом случае придется лично вам: и намного полезнее, если что, отвечать за свои ошибки (превращая их таким образом в собственный опыт), чем за чужие (и при этом попадать в катастрофу, не понимая, почему она произошла).
Здесь мы подходим к теме "уверенности в себе", которая в моем профессиональном подходе сводится к полноценному глубокому "знанию себя": это те самые знания капитана, если хотите, о своем корабле.

Какие личностные акцентуации необходимы, чтобы быть "капитаном"? Парадоксальный ответ: не столь важно. Главное – быть адаптированной в социуме личностью, знающей о своих личностных особенностях и умеющей использовать их, как ту же стихию, на пользу своим целям и задачам. К слову: когда мы говорим об определении капитанских целей – вовсе не значит, что нужно определить только "начало и конец". Разумнее формировать цели на каждом промежуточном этапе: причем не столько КУДА идти, сколько к ЧЕМУ. А при определенном "к чему" на промежуточных этапах могут быть разные "куда".
И еще важное качество "капитана своей жизни" – так называемый разумный эгоизм. "Вставать к штурвалу" логичнее не для того, чтобы его просто так покрутить, а затем, чтобы выбрать тот курс, который именно вам удобен. И управлять своей жизнью, исходя из своей внутренней мотивации: вообще для того, чтобы ставить себе какие-то собственные цели, такую мотивацию – по сути довольно эгоистическую! – иметь необходимо. Но чтобы эффективно достичь этих самых целей во всей их полноте и без конфликта с обществом – необходим разум. Кстати, разумный эгоизм как раз тоже помогает не позволять никому брать на себя управление вашей жизнью и рулить за вас.

При всём вышесказанном неверно думать, что любой "капитан" – волк-одиночка. Это тоже одно из наших "романтических представлений". На самом деле "капитаны своей жизни" – как правило, люди вполне контактные (или активно этому обучаются). Потому что, живя в социальном мире, в обществе, им опять-таки необходимо видеть и понимать окружающих людей, уметь предвидеть их поступки и в принципе представлять себе систему общения с окружающей социальной средой, чтобы иметь возможность прогнозировать те или иные ее проявления.
В итоге требования к интеллекту и уровню знаний "капитана своей жизни" оказывается настолько высок, что де-факто ни один реальный человек, сколь бы умен и опытен он ни был, всеми этим знаниями сразу обладать не может. Для этого он и пользуется время от времени сторонним профессиональным опытом и конкретными знаниями: на флоте в подобных случаях капитаны пользуются лоцманами, а в обществе – "лоцманскими" консультантами/психотерапевтами.
Даже коучинг в рамках этого психотерапевтического направления имеет характер не столько отношений "учитель-ученик", сколько "информационного сопровождения в процессе самостоятельной работы клиента с определенной проблематикой и/или по достижению определенных клиентом целей и задач".


***

...Модус жизни "капитана" – то есть лично принимающего решения в своей жизни и лично несущего за них ответственность – подходит не всем и удобен не всем. Потому что это не только большие возможности, но еще и большой труд. Кроме того, управлению собственной жизнью необходимо учиться: по крайней мере, бОльшую часть знаний, с помощью которых вы будете "управлять своим кораблем", приобретать приходится достаточно активно, набирая их из самых разных источников: будучи готовыми к тому, что на большинство вопросов не будет однозначного ответа.
Но чаще всего "капитанство" выбирают те, кто как раз готов жить нестандартно и неоднозначно. Кто плохо переносит "командование сверху": особенно если командование необоснованное. И особенно – те, кто хотел бы построить свое собственное, уникальное счастье, хорошо понимая, что и почему в жизни происходит: и таким образом повышать качество этой самой жизни как для себя, так и для тех "членов своего экипажа", которые идут по жизни рядом с ним.

 

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу быть разумным
Я хочу быть самостоятельным
Я хочу найти цель
Я хочу найти цель жизни
Я хочу научиться быть самостоятельным
Я хочу научиться быть счастливым
Я хочу научиться жить счастливо
Я хочу научиться новому качеству жизни
Я хочу научиться решать проблемы
Я хочу научиться сохранять душевное равновесие

Темы: быть капитаном своей жизни, коучинг, разумный эгоизм.