ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Особенности развития новорожденного

Дата создания: 03.02.2008
Дата обновления: 09.09.2010
Период новорожденности – первые четыре недели жизни ребенка. Не будет большим преувеличением сказать, что это достаточно важный, если не основной период первого года жизни. И самый сложный для вашего ребенка, которому предстоит – частично с вашей помощью – проделать большую работу по адаптации к изменившейся окружающей среде.





Первые впечатления

Период новорожденности – первые четыре недели жизни ребенка. Не будет большим преувеличением сказать, что это достаточно важный, если не основной период первого года жизни. И самый сложный для вашего ребенка, которому предстоит – частично с вашей помощью – проделать большую работу по адаптации к изменившейся окружающей среде.
В предыдущей статье мы говорили о внутриутробном развитии плода и в частности, о формировании его нервной системы. Однако большинство навыков, приобретенные внутри матки, в новой жизни, начавшейся после рождения, оказываются бесполезными. Ребенку срочно приходится обретать дополнительные навыки для "жизни вне теплицы". А это достаточно выраженная нагрузка.
Первое, что видят все акушеры – как ребенок обучается дышать. Это жизненно важный навык, с ним тянуть невозможно. "Запуск" самостоятельного дыхания практически всегда осуществляется с мощным напряжением голосовых связок – как правило, это напряжение воспринимается как плач. Хотя это, наоборот, приветственный "крик жизни".
После того, как малыш научился дышать во внешней среде, развитие его нервной системы продолжается, причем весьма интенсивно. Ребенок учится отличать свет и тьму, тепло и холод, а также все, что попадает в поле его рецепторов и сенсоров во внешней среде. И от этого быстро устает.


Зачем нужен сон

Человек в бодрствующем состоянии способен достаточно оперативно заполнить различными сведениями и впечатлениями свою так называемую "быструю память". Сон нужен именно затем, чтобы полученную информацию перевести в память долгосрочную. Особенно этот процесс важен для новорожденного. Во сне у него формируются и закрепляются новые нейронные связи. Большая часть сложной системы нашего мировосприятия и миропонимания строится в первые часы и дни жизни!
И не удивительно, что новорожденный быстро утомляется и так же быстро засыпает. Он отрабатывает большое количество информации, поступающее извне. Поэтому не стоит будить спящего младенца, даже если он, к примеру, слегка проспал время кормления. В плане еды он скорее всего наверстает, а сон для него сейчас может оказаться важнее. И если можете – предоставьте малышу право самому определять, когда и сколько этого сна ему требуется. Ибо процесс "перевода информации в долгосрочную память" идет неравномерно: когда и как надолго следует этот процесс включить, подчас может "знать" только сам ребенок.
Сон у таких маленьких детей, как правило, дробный, причем сон дневной и ночной отличается по длительности и глубине. Опять же, малыш учится отличать световой и шумовой фон дня от такого же фона ночи, постепенно включаясь в общепринятые биоритмы. И поэтому днем он чаще, чем ночью, нуждается в питании.



О питании

У новорожденного идет мощное перестроение всех обменных процессов –в первую очередь пищеварительного. В утробе матери он питался совсем по-другому: без включения собственного желудочно-кишечного тракта. А теперь эту систему приходится "запускать и настраивать": пусть даже под специально адаптированное к ребенку грудное молоко или аналогичные смеси. Перестроение системы питания идет буквально "методом подбора" различных биохимических реакций, причем далеко не всегда подбор становится сразу удачным. Во многом еще и поэтому ребенок в первую неделю жизни немного теряет в весе. Если хотите, это тоже значит, что адаптация его к внешней среде идет достаточно активно.


Что и как он видит

В первые часы жизни новорожденный учится видеть. Уже не секрет, что поначалу малыши видят мир перевернутым – мозг не сразу учится воспринимать предметы "правильно". Часто родители замечают, что малыш в первую неделю тянется рукой к тому или иному предмету, попавшему в поле его зрения – и промахивается мимо. Таким предметом может быть игрушка, бутылочка, уголок пеленки, лицо или грудь мамы. Причем даже мамино (папино, бабушкино...) лицо ребенок может поначалу не воспринимать целиком! А видеть, скажем, отдельно брови, отдельно губы, отдельно глаза. Вообще поначалу в рамках развития нервной системы ребенка ощущение тепла и запахов могут оказаться важнее зрения. А вот как раз когда малыш начал тянуться к груди и промахиваться мимо, значит, зрительные образы становятся для него актуальными. Он учится воспринимать мир глазами, которые пока видят всё перевернутыми, причем не только вверх ногами, но и справа налево. И ребенок учится – пусть сперва не очень успешно - ориентироваться в пространстве с помощью зрения, а вовсе не отталкивает мамину грудь, как подчас переживают некоторые родительницы.
Кстати, при таких "промашках" не стоит тыкать ребенка в грудь, "помогая" ему. Дайте малышу возможность самому сориентироваться в окружающем мире, чтобы его система адаптации развивалась далее. Потом, малышу нужна практика, которая превратит усвоенную информацию в определенные навыки и умения.
Кстати, для многих живых существ (среди которых и "человек разумный") при формировании зрения важно активное наблюдение за движущимися предметами. А мимо ребенка чаще всего перемещается именно мамино лицо.
Что еще любопытно: в возрасте 3-4 дня наблюдающий за внешним миром ребенок обнаруживает, что если он, скажем, отведет глаза в сторону, а потом опять посмотрит на то, на что смотрел перед этим – все предметы останутся на своих местах. И что мир может существовать не только тогда, когда малыш на него смотрит.



О звуках

Со слуховой адаптацией малышу в какой-то мере проще: частично он слышал те или иные звуки еще в утробе мамы. И ощущал связь реакций матери с этими звуками. В этой области у него после рождения идет не формирование, а некоторая доработка, усиление слуховых навыков.
Ребенок учится отличать голоса родителей и вообще окружающих его людей по высоте, по тембру, по скорости речи и интонации. С малышом в это время очень полезно просто разговаривать. Он привыкнет узнавать знакомые голоса, а также выделять на слух звуковые сочетания, которые потом станут для него словами.
А для успеха этого процесса позволяйте ребенку как можно больше (в разумных пределах) слушать, видеть, наблюдать внешний мир. Кстати, один из вариантов такого "наблюдения" именно в плане слухового восприятия – если родители разговаривают не напрямую с ребенком, а при ребенке – между собой. Однако хочу заметить – разговаривают, а не ругаются (сиречь не общаются напряженно и на повышенных тонах).
Причем если в какой-то момент малышу станет много информации "на один присест" – сработает механизм саморегуляции: ребенок, как говорится, "отключается" на сон, чтобы эту информацию "переварить". И здесь, опять-таки, не стоит ему мешать.



Специфика знакомства с миром

Очень важно даже в первые дни и часы (а то и особенно в первые дни и часы!) давать малышу возможность самостоятельно изучать мир. Конечно, нет речи о том, чтобы бросить ребенка на весь день в кроватке: но даже общаясь с ним, предоставьте ему возможность просто смотреть на вас, слушать вас, изучать вас. Даже когда малыш лежит в кроватке – в первые одну-две недели совсем не нужно вешать над кроваткой игрушки. Пока ему хватает информации и без них. К тому же ребенок учиться развлекать сам себя и "структурировать свое время". Потом, когда малыш вырастет, навыки "самодостаточности" пригодятся ему в жизни, а пока он учится их приобретать и сформировывать.
Одним из любопытных объектов изучения для новорожденного становится... собственное тело. Здесь родителям необходимо прежде всего обеспечить безопасность таких исследований: в частности, ребенок еще не знает о травматичности собственных ногтей, которые нужно регулярно подстригать. Но не постоянно пеленать ребенка "с ручками" в качестве альтернативного метода. Когда малыш в кроватке, вполне можно оставить свободными его руки, а то и ноги. Вообще лучший "тренинг самостоятельного изучения мира" – за ребенком наблюдать, но не мешать ему проводить собственные исследования. По крайней мере, пока его действия не угрожают его безопасности.
Одна из сложных задач, встающих перед родителями маленького ребенка - установить оптимальную границу "компромисса между безопасностью ребенка и его свободой". Во взаимоотношениях ребенка и родителей не должно быть резкого перехода типа "вот до сегодняшнего дня я тебя воспитывать, а дальше ты уже растешь самостоятельно". Такой резкий переход в жизни ребенка существует всего один раз: при переходе от внутриутробной жизни к внеутробной, когда новорожденный разом перемещается из одной среды в другую. А дальше чуть ли не с каждым днем "взросления" ребенка эта граница будет немножечко перемешаться в сторону свободы. Но это уже тема последующих статей.



Осторожно, перегрузка

Мы уже много раз повторили, что новорожденный собирает и усваивает информацию о той среде, в которую попал, буквально бешеными темпами. А также – что первые четыре недели закладывают чуть ли не весь основной фундамент его восприятия, мышления и т.п. Посему у многих родителей и педагогов есть серьезный соблазн загрузить малыша информацией, как говорится, "по самое не могу". Ему с рождения покупают развивающие игрушки, с ним беспрестанно общаются, его все время развлекают и забавляют – так что ребенок ни на минуту не может остаться один. Да, сейчас всем известно, что малышу нужно чувствовать в изменившейся внешней среде родительское тепло и заботу, что не надо его оставлять без участия и ласки. Но мало кто задумывается, что общения ребенку тоже может стать слишком много, как и поступающей извне информации! У малыша начинаются неврозоподобные реакции, он становится раздражительным и плаксивым, а родители недоумевают: "В чем же дело, мы же столько с ним общаемся, он растет, согласно рекомендациями специалистов, в обогащенной среде?"
Так-то оно так (и сам я часто говорил родителям о необходимости обогащать среду ребенка для лучшего развития), однако везде есть свои крайности. Для новорожденного в его первые три-четыре недели жизни среда и так достаточно обогащена. И новых впечатлений ему, как правило, чересчур много! Ему нужно научиться самым различным вещам, переработать массу сведений, так что предоставляйте малышу хотя бы иногда право просто побыть одному и подумать. Как бы смешно для многих читателей это ни звучало. А тем родителям, кто боится обделить ребенка вниманием и теплом в этот период, могу порекомендовать: просто будьте рядом с ребенком, чтобы младенец находился в поле вашего зрения, но не навязывайте ему общения с ним, если ему самому в какой-то момент этого не требуется. И присматривайтесь к своему малышу в том числе и на предмет того, о каких своих потребностях он сообщает вам. Причем это не абсурд: новорожденные быстро учатся своего рода "невербальной коммуникации" с родителями, и вполне способны так или иначе сообщить: хотят ли они есть, пить, общаться или побыть в одиночестве. Разумеется, родитель заметит эти микросигналы лишь в том случае, если в принципе готов дать своему новорожденному ребенку право "как-то выражать собственное мнение". Такое право вообще крайне важно для воспитания и развития гармоничной личности!

 

    Темы: маленькие дети, развитие ребенка.

    
    Логин

    Пароль