Двойная мораль

Дата обновления: 09.09.2010
Это слово - "мораль" - затаскано в нашей речи до предела, но многие не задумываются толком, что оно, собственно, означает. На самом же деле мораль - это совокупность критериев социально приемлемого и социально неприемлемого поведения, и определяется она общественным мнением. Иначе говоря, некое "что такое хорошо и что такое плохо" в коллективном понимании. Однако в нашем обществе до сих пор иногда мораль не для всех одинаковая. Точнее, двойная: одна для женщин, другая для мужчин.

 


Муж не пришел ночевать домой, вернулся под утро. Жена высказывает ему свое недовольство, а супруг в ответ:
- Я птица вольная, когда захотел, тогда и пришел!
На следующий день не пришла ночевать жена. Наутро муж встречает ее с кулаками. А жена ему в ответ:
- Я птица подневольная, когда отпустили, тогда и пришла!


Когда кого-то хотят призвать к порядку или к ответу за некие неблаговидные действия, неизменно вспоминают про мораль. В ходу у нас и такое выражение, как "читать мораль" - синоним нудных, бесконечных нотаций. Это слово - "мораль" - затаскано в нашей речи до предела, но многие не задумываются толком, что оно, собственно, означает. На самом же деле мораль - это совокупность критериев социально приемлемого и социально неприемлемого поведения, и определяется она общественным мнением. Иначе говоря, некое "что такое хорошо и что такое плохо" в коллективном понимании. Однако в нашем обществе до сих пор иногда мораль не для всех одинаковая. Точнее, двойная: одна для женщин, другая для мужчин. Суть двойной морали в том, что мужчинам в поведенческом плане гораздо больше позволено, чем женщинам, и список женских "аморальных поступков" гораздо длиннее, чем мужских.

Прежде чем говорить непосредственно о подобных проблемах, хорошо бы разобраться: откуда взялась двойная мораль и почему наше общество до сих пор за нее держится? Можно сказать, что двойная мораль существовала с того времени, как только появился "человек разумный". А может быть, она возникла и еще раньше. Вообще, очень сомнительно, существовал ли на самом деле матриархат, - такое впечатление, что это выдумка советских историков. Потому что даже тогда, когда отношения между нашими первобытными предками формировались по законам стаи, мужчина уже был главным в этой стае - только потому, что он физически сильнее. А основной принцип стайной иерархии - вожак должен быть сильным. И справедливым, но это уже потом.

Основа двойной морали - так называемый половой диморфизм. То есть отличие по половому признаку особей одного вида. Яркий пример полового диморфизма среди братьев наших меньших - различие окраски самцов и самок, скажем, у птиц. У петуха, например, или у павлина: только самец способен распустить свой шикарный хвост, у самок оперение скромнее. Конечно, это все оправдано естественным отбором - вовсе ни к чему хищнику замечать самку в гнезде, пусть лучше отвлекается на ярко окрашенного самца. То есть нарядное оперение - только обозначение дополнительной ответственности, а не повод считаться главнее самки.

Есть такой половой диморфизм и у людей. Главный его признак - различие полов по мышечной массе, а значит, и по физической силе. Природа, дав женщине способность рожать детей, не предназначила ее для таскания тяжестей, наделив большей силой мужчину. А мужчины этим и воспользовались, посчитав, что природа таким образом определила им не столько физическую работу, сколько власть над слабыми женщинами.

Половой диморфизм не связан с психологическими взаимоотношениями полов, и в природе, где не довлеют психологические принципы построения взаимоотношений, самка вполне может стать главой стаи, если нет более сильного самца. Например, если в волчьей стае убит вожак, а остальные "мужчины" еще молоды и неопытны. И волков это никак не смущает, равно как и других животных, живущих по стайным законам. У людей же все не так: мужчина в большинстве случаев не уступит женщине бразды правления хоть на работе, хоть в семье, даже если она с чем-то может справиться лучше. И вполне может создаться такая ситуация, когда в каком-то ограниченном социуме вдруг остаются одни женщины - и оказывается, что управлять и руководить некому. Разумеется, история знает некоторых сильных женщин, способных управлять целыми государствами. Но таких дам считанные единицы. И в большинстве своем в человеческом обществе у власти всегда были мужчины.

Неужели мужчина действительно лучше приспособлен к руководству и командованию? Вовсе нет. Известно, что по строению головного мозга и типу интеллекта среднестатистические мужчина и женщина не отличаются практически ничем. И способность руководить определяется только типом личности, а никак не половой принадлежностью Однако дальше вступает в действие двойная мораль. В частности, тот ее аспект, что руководить должен мужчина, а женщина - слушаться. Но это всего-навсего основной закон общества, далекого от прогресса: власть дается более сильному физически, а не более способному к ней. Чем примитивнее общество, тем более оно тяготеет к разделении власти по принципу силы, а значит, и к двойной морали. Выводы делайте сами.

Двойная мораль давно и успешно перебралась в семейные и полоролевые взаимоотношения. Именно она порой определяет, кому распоряжаться семейным существованием. Иначе говоря, кто будет главой семьи. Мы так часто оперируем этим понятием - "глава семьи", что забываем его изначальное определение. Когда я спрашиваю людей, что они понимают под этим, в ответ неизменно слышу: "Тот, кто принимает решения, руководит"; "тот, кому подчиняются все остальные члены семьи" и, наконец, "тот, кто в семье делает все, что хочет, а другие не должны возражать".

Вот, в этом-то все и дело. Да, глава семьи, как и вожак стаи, действительно руководит всей семьей, и его слово решающее. Но при этом не следует забывать, что точно так же, как и вожак стаи, глава семьи НЕ только принимает решения и руководит, но еще и несет ответственность за последствия своих решений и своего руководства. В первобытном обществе остались люди голодными - вожак виноват: не обеспечил питания! В современной семье не хватает денег на еду - смело можете предъявить претензии к тому, кто называет себя главой семьи: какой же ты глава, если не обеспечил существование своих подчиненных? Статус главы семьи - не источник привилегий, а дополнительная ответственность.

Конечно, вряд ли наш современный глава семьи воспримет всерьез такие претензии. Потому что он, как правило, ВСЕРЬЕЗ считает, что быть главой - это всего лишь иметь право проматывать деньги семьи, вести достаточно распущенную жизнь и вообще "делать все, что хочет, а другие не должны возражать". То есть по праву сильного наш глава семьи якобы просто обязан всячески ущемлять в правах свою вторую половину. Нет нужды говорить, что чаще всего таким "однобоким главой" в семье является муж. Или, по крайней мере, претендует на такое странное главенство. А как же иначе - он ведь мужчина!

Таким образом, двойная мораль, точнее, общество, ведомое такой моралью, начинает внушать мужчине, что он как бы и не мужчина, если, скажем, не изменяет жене. И многие мужчины изменяют женам не потому, что у них свербит ниже пояса, а именно затем, чтобы утвердить свой статус "главы семьи" и сильного во всех отношениях мужчины. Однако не стоит забывать, что если уж и определять главенство по канонам первобытной стаи, то даже в животном мире вожак должен быть не только сильным, но еще и справедливым. И если он начинает грести под себя, ему могут перестать подчиняться, а то и вовсе съедят.

Кстати, есть мужчины, и их не так уж мало, которые вовсе не стремятся к власти ни в обществе, ни в семье. Они бы рады переложить все права вместе с обязательной ответственностью на плечи жены, но общество, ведомое все той же двойной моралью, осуждает их за это: "Ты мужчина, и ты должен руководить, а иначе ты не мужчина, а слабак!" Таким образом, работающая на сильный пол двойная мораль поворачивается к нему своей оборотной, не самой привлекательной стороной...

Вроде бы мужчинам при двойной морали хорошо. Им можно практически все. Но с другой стороны, им тоже много чего нельзя. И они много чего должны. Например, должны постоянно демонстрировать свою силу, как физическую, так и психологическую. И им, как сильным, нельзя говорить о наличии у них каких-то проблем. Даже друзья, которым мужчина пытается порой поплакаться в жилетку, ободряют его укоризненным: "Ну что ты разнюнился, как баба!" И это еще мелочи, хотя из-за таких "мелочей" мужчина борется со своими проблемами в одиночку до последнего.

Двойная мораль запрещает мужчине привлекать женщину в качестве помощника, соратника, коллеги по работе. По крайней мере, когда один из наших бывших известных руководителей привлек к работе собственную жену, которая сопровождала его во всех поездках именно в качестве доброго советчика, помощника и консультанта, именно это дало хорошую дозу народной нелюбви к его персоне. Его изначально презирали за то, что он не может обойтись "без своей бабы". Конечно, интеллектуальные люди не считали, что это плохо, наоборот, такой руководитель заслуживал доверия. Но примитивное общество, которое как раз в основном и тяготеет к двойной морали, считает, что место бабы у плиты. А на самом деле именно супруга может стать самым лучшим помощником в работе мужчины, самым первым заместителем и самым доверенным лицом, разумеется, если у них действительно общие интересы, а не конфронтация на уровне семьи. Но мужчине опять же не положено афишировать, что он относится к женщине как к равной. Это ему запрещает двойная мораль.

Причем правил двойной морали придерживаются и некоторые женщины. С одной стороны, они и помыслить не могут, чтобы перечить мужчине, так как вырастают забитыми уже в собственных семьях, а с другой стороны, им так легче, меньше ответственности. А мужчине как раз именно участия жены в его заботах и проблемах, не только семейных, но и производственных, часто не хватает очень сильно. Да, конечно, большинство представителей сильного пола демонстративно не просят помощи ни у кого, в том числе и у жены. Да если бы и хотели - опять же это не позволено с точки зрения двойной морали!

А женщине двойная мораль не дает права на ошибку. Она вышла замуж, но брак не сложился, супруги развелись - в глазах ревнителей двойной морали виновата женщина, что не сохранила семью. Одинокая дама поддерживала отношения с одним мужчиной, соседи уже предвкушали, как на свадьбе салатику поедят, вдруг вместо свадьбы первый получил отставку, появился второй, третий... Опять женщина нехорошая, распутница. А что бывают женщины, которым в принципе не нужна семья, дети, муж, которые чувствуют себя комфортнее "в свободном полете", причем не обязательно с одним и тем же фиксированным партнером, - этого двойная мораль вообще признавать не желает.

Кстати, вот такой интересный вопрос. Допустим, к одинокой женщине ходит... женатый мужчина и о его семейном положении известно окружающим - приверженцам двойной морали. Кого они станут осуждать? Правильно, женщину. Мол, развратница, разбивает семью. Может быть, будут жалеть жену этого мужчины, хотя тоже могут ей заочно попенять, что, мол. не смогла ублажить мужика, чтобы не бегал налево. А какое же место наши моралисты отводят в этой ситуации самому мужчине? А о нем просто забывают: потому что он мужчина, ему все можно. То есть молчаливо предполагается, что волеизъявления мужчины здесь никакого нет и своего мнения он тоже не имеет. Таким образом они превращают представителя сильного пола в самого натурального слабака, в теленочка с кольцом в носу, а не на пальце: куда его поведет женщина-разлучница из семьи, туда он и идет.

***

Самое действенное средство против двойной морали - повышение интеллектуального уровня общества. Увы, это делается не сразу. Утешать себя можно тем, что мораль меняется: вон еще совсем недавно сажали "за спекуляцию", а теперь это называется коммерцией и всячески поощряется тем же самым обществом. Очевидно, вскоре мы придем и к исчезновению двойной морали, по крайней мере, многие здравомыслящие люди давно изжили в своих кругах подобную "дискриминацию по половому признаку". Но пока это явление еще существует, надо просто помнить, что последствия от приверженности такой морали могут бить и по женщинам, и по мужчинам. Причем неизвестно, кому достается больше, чаще и больнее.



Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу вернуть дочь
Я хочу вернуть любовь детей
Я хочу вернуть сына
Я хочу восстановить привязанность детей

Темы: власть, мораль.

Логин

Пароль

Запомнить
Забыли пароль?