ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Электронный доктор

Добро пожаловать в систему кратких заочных психотерапевтических консультаций "Электронный доктор"!

Результат запроса

"Я хочу вернуться к учебе"

Когда клиент просит помочь ему куда-то «вернуться» - тоже приходится говорить, что у меня, к сожалению, нет в рабочем арсенале машины времени: но даже если бы и была – какой смысл возвращаться куда-то в прошлую временнУю точку, когда уже изменилась и структура вашей жизни, и потребности вашей личности, и окружающая вас социальная среда? Возможно, вам банально некомфортно в этих изменениях, и единственным выходом вам видится «вернуться куда-то в прошлое». Но не зря говорится, что в одну и ту же воду дважды не войти. И опять же: если то, от чего вы ушли, привело вас к какой-то жизненной катастрофе, к дискомфорту, к определенной проблематике – стоит ли снова пытаться встать на начало той же самой дороги и снова по ней идти к тем же проблемным результатам?

Поэтому в случае подобных «заказов» я предлагаю клиенту немного изменить направление работы. И не столько стремиться «вернуться в прошлое», сколько изучить настоящее: и на сегодняшней базе, с учетом сегодняшних реалий, посодействовать ему в построении сегодняшнего и будущего счастья.

Любая учеба – это по сути процесс познания. И можно сказать, что этот процесс обычно осуществляется либо для себя и в своих собственных целях, либо под каким-то прессингом извне. Последнее обычно хорошо знакомо тем, кто когда-то вынужден был «отлично учиться» потому, что так хотели родители.
Учеба для себя, ради своих целей и в соответствии со своим выбором – это всегда приятный в общем процесс. Можно сказать – это удовлетворение любознательности вашего внутреннего Ребенка. А удовлетворять его любознательность можно до самых преклонных лет, если у вас есть потребность чему-то учиться.

А когда учиться приходится по чужому выбору, для кого-то извне – учеба практически всегда идет сложно. Поэтому чрезвычайно важно, столкнувшись с трудностями в обучении, разбираться, что конкретно происходит с человеком на данном этапе, каковы его цели, в чем он заинтересован и насколько привлекательна данная учеба для него самого. Здесь есть еще такой момент: чем меньше человек знает, тем меньше ему хочется знать, и наоборот: чем шире область познаний, тем больше горизонты непознанного, которое хочется изучать дальше и дальше.

Для процесса успешной учебы. разумеется. достаточно важны и принципы организации процесса, и прочие технические моменты. и контакт с учителем, но основное. с чего следовало бы начать анализ проблем с обучением – собственные цели и задачи обучаемого. И насколько они соответствуют тому, что декларируется извне.

Статьи по теме


Не хочу учиться
"...Те родители, которые дочитали до этого места, в большинстве своём наверняка либо горько усмехаются, либо просто молча крутят пальцем у виска. Потому что описанные выше пункты – это, что называется, про сферического ребёнка в идеальном школьном вакууме..."

Готов ли ваш ребенок к школе?
...если школа или конкретный учитель попадётся, мягко говоря, так себе (и будет загонять вашего ребёнка в стандартные оценочные рамки вопреки его и вашему желанию) – то стоит подумать о возможностях сменить территориальную диспозицию, а к пережитому опыту отнестись именно как к опыту, как к прививке реальной жизни, как к ее модели. Безусловно, для этого крайне важно, чтобы родители могли адекватно объяснить ребёнку, что происходит и как грамотно "носить фигу в кармане", а не настаивать на убеждении "ребёнок всегда неправ, а Мариванна всегда права, потому что она учительница и старше".

Сезонные депрессии
Причиной расстройства настроения может быть и общая социальная дезадаптация, и какие-то внутриличностные конфликты, и внешние политические и экономические проблемы. Хроническая усталость часто бывает вызвана общим чувством того, что "надо бежать, чтобы только оставаться на месте", а также ощущением, что "я бегу, но всё время куда-то не туда. А смена сезонов может просто усиливать депрессивное ощущение (и так все плохо, да ещё темно и холодно).

Депрессия и субдепрессия
Депрессия обычно не возникает там, где человеку все в жизни ясно, понятно и всё в этой жизни определено и разложено по полочкам – пусть даже по довольно однозначным. Депрессией не станет страдать тот, кто, как у классика, "всегда доволен сам собой, своим обедом и женой", и чья жизнь привычна и не меняется десятилетиями, позволяя двигаться по заранее определённым рельсам. Депрессия скорее возникнет там, где у человека внезапно произошло разрушение старых базовых жизненных опор, но пока не наработалось новых. И где исчезла перспектива жизни, и вопрос "зачем это всё вообще" внезапно встал в полный рост и долго не теряет актуальности.

Конференция 19, план-тезис


Отклоняющиеся привычки и отношение коллектива
"Да, есть такая вещь, как личные границы, а также личные процедуры, которые на уровне внутренней цензуры неприятно наблюдать посторонним людям (ниже я подробнее поясню, почему), но "отклоняющимися я бы эти действия не назвал: потому что тогда получается, будто есть некий столб, стержень, основа – причём жёсткая, прямая и однозначная, а есть действия, которые от этой жёсткой основы отклоняются и потому должны преследоваться".

Выученная беспомощность – или выдрессированная беспомощность?
По итогам многолетней работы с подобной проблематикой хочется внести некоторое уточнение в название проблемы. Так как по сути получается, что в формировании выученной беспомощности вообще понятие "учёба, научение", связанное с логикой и познанием, отсутствует как таковое. Это выдрессированная беспомощность: то есть для ее возникновения первое, что нужно сделать - отключить у индивидуума логику, здравый скепсис и аналитическое мышление со всеми исследовательскими вопросами "почему происходит так, а не иначе".

Темы: лень, личностные кризисы, проблемы адаптации в социуме, проблемы с учебой.


Логин

Пароль

Запомнить