ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Электронный доктор

Добро пожаловать в систему кратких заочных психотерапевтических консультаций "Электронный доктор"!

Результат запроса

"Я хочу позволить себе быть нормальным"

С проблематикой, описываемой словами "позволить себе" (хочу позволить себе, не могу позволить себе и т.п.) не всё так просто, как иногда кажется со стороны. Здесь нелишне вспомнить известную теорию психотерапевта Эрика Берна о том, что личность человека состоит как бы из трёх субличностей: внутреннего Ребёнка (эмоции, чувства, бессознательное), внутреннего Родителя (правила, устои, традиции) и внутреннего Взрослого (логика, анализ, прогностическое мышление). Любимая фраза Ребёнка – "хочу/не хочу", любимая фраза Взрослого – "есть смысл/нет смысла", любимая фраза Родителя – даже две! – "так нельзя" и "так надо/положено".

И наименьшее количество проблем, когда руководителем всей этой тройки, тем, кто определяет основные направления движения и действия, является Взрослый. Родитель при этом берет на себя всю каждодневную рутину, а Ребёнок – эмоциональную часть, в том числе ощущение "жизненного драйва".
Но вот когда по тем или иным причинам Взрослый не сформирован с детства или за время взросления задавлен извне – тогда возможны трудности. В частности, такая: руководство вашей личностью берёт на себя Родитель. И всё: вы едете как по рельсам, не имея возможности выйти из пресловутых "так нельзя" и "так надо", причём только вы пробуете задаться вопросами "почему нельзя" и "кому надо", ваша внутренняя цензура создаёт своего рода сопротивление, продуцирует неприятные эмоции – страх, агрессию и т.п. То есть в итоге не вы сами руководите своей жизнью, а ваша внутренняя цензура, сообразующаяся с цензурой внешней. И это становится причиной для многих "вроде бы непонятных" проблем, затруднений с поисками выхода и т.п.

В частности, примерно из этой области может вырастать и проблема с "позволением себе" тех или иных вещей или действий, как правило - лично для вас приятных, выгодных и т.п. Поскольку собственный цензурный сценарий обычно копирует сценарий внешний, то есть то, как вас воспитывали в детстве, то обычно некоторые родители растят ребёнка в системе "любое своё удовольствие ты должен заслужить". И уже неважно чем: хорошей работой, отличным поведением, послушанием системе или чем-то ещё подобным. Главное – удовольствия не должны приходить "просто так". Причём в это "просто так" включается иногда и усилия и старания самого ребёнка. Это не считается, потому что не связано с позволением родителей. Иными словами, все удовольствия ребёнок должен именно не зарабатывать, а "заслуживать", получать "сверху", по высшему иерархическому позволению. И его собственные усилия по достижению цели не значат здесь практически ничего: главное – хорошо ли он себя вёл и насколько слушался, а оценивают это опять же родители.

Подобная иерархическая система часто встречается в самых разных микросоциумах, и зацепляется за внутреннюю цензуру многих детей, которые потом вырастают, становятся взрослыми… и не могут ничего "себе позволить".

Потому что их внутренний Родитель либо подходит к ним с повышенными мерками, делая из них перфекционистов – "Нет, ты недостаточно старался! ты сделал это хорошо, а надо идеально!" А так как идеала не бывает в принципе – то значит, здесь никакого "позволения" невозможно добиться никогда.
Либо Родитель считает, что "ты не заслужил". Ты плохо слушался, плохо вписывался в предложенные цензурные рельсы, ты позволял себе спорить и пререкаться с тем, что говорит цензура, поэтому – нет, ты не можешь себе позволить чего-то для себя приятного и выгодного.

И третий вариант – когда "позволить себе" человек хочет какие-то новые достижения, умения, успехи – внутренний Родитель говорит просто: "Ты? Ты не сможешь! ты не справишься! Потому что ты – ничтожество сам(а) по себе, и ничего у тебя не получится. Так что – лучше не суйся". И опять же, никакие рассуждения "А почему не получится" – не дойдут до логической цели, потому что цензура поставит барьер: "Почему? А потому, и всё. Потому что я сказала".
Говорить об этой внутренней иерархии просто, а вот работать с ней, чтобы проработать этот цензурный перекос, увидеть его сознанием и уже там с ним разбираться – сложно. Чаще всего это работа для кабинета психоаналитика.

Обычно в психотерапевтических заказах слово «быть» употребляется в двух связках: либо «хочу быть кем-то/каким-то», либо «хочу быть с кем-то». По второму варианту – наверное, точнее будет сформулировать «создать отношения с кем-то», и потом уже в них «быть». А по первому – обычно понятие «быть» в этом смысле значит «соответствовать каким-то определенным критериям». И если вы критериям соответствуете – значит, вы являетесь тем, кем хотите быть.

И здесь начинать нужно с другого вопроса: что это за критерии? Кто их сформулировал? Насколько они соответствуют вашей личности и вашей жизни? Согласуются ли они с вашими собственными целями и задачами? И наконец, как этих критериев достигнуть и почему вы не можете их достигнуть до сих пор.
Если поставить перед собой подобные вопросы – то в большинстве случаев найдется ответ: что делать, чтобы все-таки быть тем и таким, каким вы хотите. Но может статься и так, что осознание подобных вопросов упрется в какие-то внутренние сопротивления, трудности самовосприятия и т.п. Тогда – ситуацию необходимо анализировать в кабинете.

Желая «быть нормальным», нелишне представлять себе, что «нормальный» – это по сути дела среднестатистический. То, что называется «обыденное большинство». Те, кто, если нарисовать так называемый график нормального распределения, или кривую Гаусса, будет как раз в ее серединке. То есть люди, обычные во всех отношениях. Как все. И в этом смысле люди талантливые, нестандартные, творческие априори не будут считаться «нормальными».

А во-вторых, в обыденном же понимании «нормальный» может означать и «соответствующий определенным внешним стандартам и нормам». Поэтому прежде чем стремиться стать «нормальным» в каком-то социуме, хорошо бы вначале разобраться с этими стандартами.
Представьте себе, например, учебник ботаники и в нем - изображение "нормального" листочка березы. Представили? А теперь с этим учебником в руках попробуйте в соответствующее время года пойти в березовый лес и отыскать среди множества листочков хоть один В ТОЧНОСТИ ТАКОЙ ЖЕ, как на картинке. Уверен, что ничего у вас не выйдет: каждый из найденных листочков будет хоть чем-то, хоть самой малостью, отличаться от "нормального" изображения в учебнике. Точно так же и не существует понятия "нормальный человек": каждый из людей хоть в чем-то отличается от остальных, и это абсолютно естественно.

И в-третьих, по умолчанию большинство людей считает, что нормальный – это «такой, как я». А все остальные, которые живут по-другому, достигают другого счастья и ориентируются на другие жизненные цели – ненормальные.

Поэтому, собираясь «стать нормальным», решите вначале – в каком толковании вы хотите им стать, и главное – сделает ли это вас более счастливым.

Статьи по теме


Диалоги с внутренними оппонентами
Проблема "спора с внутренними виртуальными оппонентами" – довольно распространенная, в том числе среди моих клиентов. И эта проблема не имеет ничего общего с распространенным мемом "Голоса в голове".

Недовольство собой и перфекционизм
"Как избавиться от чувства недовольства собой, раздражения/злости на самого себя, некой фрустрации, которое возникает из-за неудовлетворения (или не полного удовлетворения) конечным результатом, итогом сделанного дела, какого-то поступка, принятого решения, т.д.?"

Ощущение полноты жизни и синдром черновика
" Такое понятие, как "полнота жизни", само по себе субъективно: мерить, насколько полна или не полна жизнь, имеет право только сам хозяин этой жизни.,,"

Повышенная тревожность
Беседа с психотерапевтом о повышенной тревожности и ее возможных спутниках: ипохондрии, панических атаках, фобиях и пр.

Синдром самозванца
"Синдром самозванца" – внутреннее ощущение, наличествующее у многих людей, внешне подчас довольно успешных. Несмотря на все возможные внешние регалии, дипломы, признание коллег и прочее, такой человек в глубине души постоянно боится, что его вот-вот разоблачат. Потому что он – "не на своём месте". Чтобы корректировать это ощущение, прежде всего необходим анализ того, откуда оно берётся, на каких кирпичиках, на каком фундаменте выстраивается.

Личностные акцентуации по MMPI (СМИЛ)
"Психологический портрет личности" каждого человека состоит из многих различных свойств, как картина - чаще всего из многих красок, или из многих оттенков пусть даже одного и того же цвета. Вот эти "краски" называются акцентуациями, и общее личностное описание складывается из них ВСЕХ: разумеется, у разных людей разные акцентуации выражены в разной степени, это и составляет итоговую "картину вашей личности".

Сочетания личностных акцентуаций
...Представьте, что такой человек оказался в условиях сенсорной депривации (эмоционально-информационного голода). Самый распространенный случай - вынужден жить в одиночестве (физическом или психологическом). И круг общения у него минимальный, а то и вовсе никакой. По крайней мере, "возможностей самореализации", вернее, осуществления своих конституциональных потребностей - минимум...

Темы: перфекционизм, понятие нормы, структура и качества личности, черты характера.


Логин

Пароль