ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Конференция 29, план-тезис

Дата создания: 16.02.2019
Дата обновления: 16.02.2019

Тезис – чем выше уровень познания, тем шире горизонты непознанного.
Антитезис – малый круг познаний, ограниченное количество точек соприкосновения с непознанным.
Чарлз Дарвин — «Уверенность чаще порождается невежеством, нежели знанием»
Лао-Цзы («Знающий не говорит, говорящий не знает»),
Конфуций («Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества»),
Сократа («Я знаю, что ничего не знаю»),
мысль в произведении Уильяма Шекспира «Как вам это понравится»:
«The Foole doth thinke he is wise, but the wiseman knowes himselfe to be a Foole» (V.i) — «Дурак думает, что он умён, а умный человек знает, что он глуп»[8].

Бертран Рассел — «Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности»[4].

«Лимонный вор» Уиллер вдохновил исследователей Дэвида Даннинга и Джастина Крюгера.
Наименее способные люди (в исследовании обозначаемые как некомпетентные) имели тенденцию свои способности значительно переоценивать. Кроме того, чем хуже были способности, тем большую оценку они давали сами себе. Например, чем невыносимее был человек, тем больше он думал, что забавен. Этот факт уже ранее четко сформулировал Чарльз Дарвин: «Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание»
Cамые способные (обозначенные как компетентные) имели тенденцию свои способности недооценивать. Это объясняется тем, что если какое-то задание человеку кажется простым, то у него складывается ощущение, что это задание будет простым и для всех остальных.
Определение от Дэвида Даннинга и Джастина Крюгера получившее название Эффект Да́ннинга-Крю́гера — метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным (которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами). Также люди с высоким уровнем квалификации ошибочно полагают, что задачи, которые для них легки, также легки и для других людей.
Были попытки изобразить это различие графически.

Эффект Даннинга-Крюгера: это анозогнозия и слепота некомпетентных.


1-Проблема, вытекающая из сложности и неопределённости терминов.

2-Проблема, вытекающая из бинарности подхода.

3-Проблема, вытекающая из сложности оценки интеллекта вообще и своего в частности - проблема самовосприятия.

4-Эффект Д.К. и власть, богатство и др. признаки успешности.

Терминология:
Даннинг и Крюгер столкнулись с неприемлемостью бытовых понятий «умный – дурак», а так же сложностью применения слов «ум»; «знание»: «понимание» и «когнитивные способности» конкретного человека и заменили их словами Компетентность и Квалификация, что добавило путаницы. Все знают, что понимают, однако каждый по-своему.

Компетентность не равно понятию «знания» и способности усваивать их.
Определение: Компетентность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.
Само слово как определение носит оценочный характер. То есть повытка сформулировать определение на основе оценочных, неопределённых терминов.
квалификация англ. quality — качество, в смысле степень проявления достоинств тоже оценочно.

Бинарность: Компетентность и некомпетентность имеют массу промежуточных состояний, которые влияют не только на оценку другими людьми, но и на самооценку. Водораздел между наличием и отсутствием лежит в широте мировоззрения оценщика.
Сильно осложняет понимание вопроса мифическое представление о конечности знаний (Достичь вершины познания. Фундамент, на котором стоят многие религии).
Проблема, вытекающая из сложности оценки интеллекта вообще. Нет объективного инструмента измерения мыслительных способностей человека. Иногда можно измерить объём информации, воспроизводимый человеком, но увидеть способности к понятийному и образному мышлению, умение строить адекватный мысленный эксперимент, и вообще мыслить стохастически – инструментов нет.
Часто интеллект определяют по степени популярности субъекта.
Тесты измеряют степень разумности авторов.
Но основной измерительный инструмент - это интеллект измеряющего. И чем он ниже, тем выше самооценка в основном за счёт недооценки интеллекта окружающих. Люди часто ищут оправдания своих неудач на стороне, а заслуги объясняют именно своими личными качествами.
Для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно следующее.
1. Они склонны переоценивать собственные умения.
2. Они неспособны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других.
3. Они неспособны осознавать всю глубину своей некомпетентности.
4. После обучения у них может появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности, даже если их истинная компетентность после обучения практически не меняется.
Об интеллекте выше собственного люди судят только со слов других людей, чьё мнение считают авторитетным.

Социальное значение: власть, как и богатство, чаще зависит от самомнения и отсутствия самокритики. Выигрывают те, кому лишний интеллект не мешает быстро принимать решения. «В бою больше шансов у того, кто стреляет первым», это верно для любой борьбы, включая конкуренцию и борьбу за власть. Победителей не судят. Параметры, составляющие списочное счастье, определяют победители-авторитеты. Более того, правитель просто обязан не сильно отличаться от среднего уровня руководимого им народа, иначе станет изгоем.

Проблема самовосприятия.
Ф. М. Достоевскому приписывают также фразу: «Дурак, который понял, что он дурак, уже не дурак».
Человек не знает, чего он не знает. Это самое главное на пути познания (кроме биологических способностей познавать).
Путь к познанию – через детскую любознательность.
Авторитарность – убийца стремления познавать.
Заключение – эффект Даннинга-Крюгера имеет место быть «так есть», но его практическое применение уходит в область «так должно быть». Его измерение – чистая схоластика и не имеет никакой практической пользы. Важно не попадаться на удочку «авторитетных экспертов».

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу быть настоящей женщиной
Я хочу быть настоящим мужчиной
Я хочу быть нормальным
Я хочу быть нужной
Я хочу быть нужным
Я хочу быть уверенным
Я хочу быть хорошей матерью
Я хочу быть хорошим отцом
Я хочу быть хорошим человеком
Я хочу быть человеком

Темы: самооценка, скайп-конференции в Мастер-классе.


Логин

Пароль

Запомнить