Коучинг в консультативной психотерапии

Дата создания: 27.11.2006
Дата обновления: 14.02.2011
Существует мнение, что коучинг – никоим образом не психотерапия. Возможно, я соглашусь с этим в общем – но не в частностях. Ибо у психотерапевта консультативного направления коучинг вполне находит применение как ЧАСТЬ психотерапевтического процесса.


Термин "коучинг" (от английского coach  – тренер) - это понятие из бизнес-менеджмента и бизнес-психологии. Сегодня коучинг чаще применяется в корпоративной среде. Однако подобную методику вполне успешно можно применять и в индивидуальной работе с клиентом, особенно если знать все ее плюсы.
Применительно к индивидуальной работе коучинг понимается как «расширение мировоззрения клиента, помощь в нахождении нестандартных решений» и т.п. Существует мнение, что коучинг – никоим образом не психотерапия. Возможно, я соглашусь с этим в общем – но не в частностях. Ибо у психотерапевта консультативного направления коучинг как «программа ненавязчивого сопровождения клиента во время принятия решений» вполне находит применение как ЧАСТЬ психотерапевтического процесса.
Поясню на примере.

Я бы сравнил коучинг в лоцманской психотерапии с работой гида-проводника в некоторых экстремальных видах спорта и туризма. К примеру, альпинист ставит себе задачу: взойти на ту или иную вершину. И нанимает для решения этой задачи проводника. Проводник помогает разрабатывать оптимальный маршрут – иногда предлагая даже несколько вариантов с учетом потребностей заказчика. Например, можно лезть на эту гору более короткой дорогой, а можно более длинной, останавливаясь и наблюдая окружающие пейзажи. В зависимости от того, чего именно хочет на этом пути добиться клиент. Также проводник помогает подобрать оптимальное для данного заказчика снаряжение – с учетом его возраста, роста, веса, общего состояния; при всем этом учитывается и физическая, и альпинистская подготовка клиента, которая при необходимости отдельно тренируется; и, наконец, проводник отправляется вместе с заказчиком на маршрут и при необходимости помогает ему и обучает его "по ходу процесса». Однако, что хочу отметить отдельно – проводник на пути к вершине никогда не несет клиента на себе.
И что еще важно – пока у заказчика все хорошо и помощь ему не требуется – проводник ему и не мешает. Он готов подстраховать и помочь при необходимости, когда ситуация становится для клиента нестандартной или излишне напряженной. Может ответить на вопросы, если таковые у заказчика возникают. Но не навязывает своей постоянной, ежеминутной, мелочной опеки. А главное – когда получать помощь проводника и в каком объеме – решает заказчик.

Вот примерно так же работает консультативный психотерапевт, использующий в процессе психотерапии метод коучинга. Клиент ставит задачу. Психотерапевт в этом случае изучает индивидуальные возможности своего «заказчика» и помогает ему разобраться в первую очередь с тем, насколько в принципе решаема такая задача. И если решаема – то помогает определить те методы решения поставленной клиентам задачи, которые оптимально подходят именно для данного заказчика. Предлагая, как правило, несколько вариантов решений. 

При этом проводник у альпиниста, как и психотерапевт у клиента, может быть суперпрофессионалом; но все равно отношения между ними строятся по принципу «консультант-заказчик», а не «сэнсей – ученик». 
Но как правило – здесь и начинаются все проблемы.

Некоторые люди в нашем социуме до сих пор не умеют находиться по отношению к психотерапевту, особенно к психотерапевту-коучу, в позиции заказчика. И либо формируют нереальный заказ, либо наоборот, хотят быть постоянно опекаемыми, обращаясь за помощью, что называется, при каждом чихе. Оно в общем понятно: таким образом они снимают с себя собственную ответственность за достижение результатов (забывая, что проводник альпиниста в гору на себе не понесет), а также пытаются облегчить себе жизнь, не вкладывая в решение собственных проблем никакого собственного труда. И еще: далеко не всем нравится, что психотерапевт-коуч ничего не решает за клиента. Поэтому для тех, кто хотел бы получить именно «психотерапию на блюдечке с голубой каемочкой», увы, лоцманский вариант работы (а тем более коучинг) просто-напросто не показан. 
Он показан тем, кто в состоянии относиться к своему консультанту с уважением, но при этом не терять собственную независимость. 

Коучинг в психотерапии – это не постоянная опека, не вечное «сопровождение»: это работа с опорой прежде всего на интеллект клиента. Даже пресловутый «личностный рост», который так любят «заказывать» некоторые клиенты – это дальнейшее саморазвитие опять-таки с апелляцией к интеллекту. Это подъем на новые социальные ступени – но если это входит в «заказ» клиента. Это дальнейший рост благосостояния заказчика – если он готов в психотерапевта вкладывать деньги, а не тратить. Коучинг позволяет существенно повысить социально-психологический потенциал клиента именно в сочетании с прочими психотерапевтическими методиками, призванными устранить те проблемы (чаще всего из области бессознательного), которые оказываются препятствием в решении поставленных клиентом задач.

Коучинг в психотерапии отличается от курса консультаций: тем, что длительность курса обычно определяет врач, и проводится курс, как правило, непрерывно. А коучинг как «индивидуальная поддержка и сопровождение в решении тех или иных задач» длится столько, сколько нужно именно клиенту – причем с любыми перерывами. 

При психотерапии, привлекающей метод коучинга, первая встреча - «диагностическая»: на ней определяется сущность «заказа» клиента, особенности его личности, и те самые «маршруты», которыми клиент с помощью врача-консультанта может прийти к решению поставленных им самим задач. Более того, я в своей практике начинаю такую беседу уже на уровне предварительного телефонного консультирования – еще до записи на прием: чтобы не получилось так, что вы придете ко мне в кабинет и не получите там того, что вы хотели получить. На телефонном уровне мы с вами обсуждаем ваши первичные задачи, которые вы хотели бы решить с моей помощью, называя их реальными словами (а не штампами и не лозунгами). И все вопросы, которые я задаю вам по ходу нашей предварительной беседы по телефону – это в первую очередь стимулирование к интеллектуальной работе, а не к использованию тех же штампов в восприятии действительности и оценки ваших задач.

После первой диагностической встречи, когда вы получили в руки «карту-лоцию с предполагаемыми маршрутами», вы вправе обращаться к вашему «проводнику», в данном случае ко мне, по телефону всегда, когда у вас возникнут какие-то вопросы. Вы при желании можете присоединиться к заочной консультативно-дидактический группе  – так называемому Мастер-классу (кстати, одно и другое вполне можно сочетать). Если же выяснится, что для процесса достижения ваших целей нам понадобится еще одна (а то и не одна) очная встреча, и эта потребность возникнет в первую очередь у вас - мы встретимся и снова продолжим нашу работу: возможно (и скорее всего) привлекая иные психотерапевтические методики (часто из арсенала психоаналитической терапии). Потому что, как правило, человек с интеллектом спокойно движется по полученной карте до тех пор, пока не уткнется в те самые проблемы бессознательного, которые могут стать препятствием. А их эффективнее всего решать именно в кабинете.

Можно отметить, что коучинг в российской психотерапии стал куда чаще применяться именно сейчас, когда само слово "психотерапия" перестало быть пугающим и стыдным. Здесь снова могу вспомнить меткое выражение моего питерского коллеги, психотерапевта Андрея Курпатова: "Это у них, там, говорят: "у меня все о'кей, я хожу к психоаналитику".  А у нас говорят: "дело труба, хожу к психотерапевту…" Несколько лет назад ситуация в нашей стране была именно такой, но сейчас формируется отношение к психотерапии не как к чему-то "постыдному", а как к еще одному способу "укрепить свою устойчивость в жизни". И особенно для таких целей востребован и показан коучинг - не бездейственное утешение и не директивное командование, а именно поддержка в консультативном плане, когда клиент  "настолько состоявшийся и состоятельный, что может позволить себе личного психотерапевта-коуча. То есть - такого психотерапевта, который не руководит и не утешает, а содействует клиенту в осуществлении поставленных самим клиентом новых целей и задач.
 

    Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
    Я хочу научиться искать выход
    Я хочу быть разумным
    Я хочу быть самостоятельным
    Я хочу восстановить карьеру
    Я хочу восстановить качество жизни
    Я хочу восстановиться после потери цели в жизни
    Я хочу зарабатывать больше
    Я хочу зарабатывать много
    Я хочу найти выход
    Я хочу найти помощь

    Темы: виды и методы психотерапии, коучинг, о нашей работе .

    Логин

    Пароль

    Запомнить
    Забыли пароль?