ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Электронный доктор

Добро пожаловать в систему кратких заочных психотерапевтических консультаций "Электронный доктор"!

Результат запроса

"Я хочу жить в гармонии с другими людьми"

Как известно, с точки зрения определения живых организмов, чтобы жить, надо быть способным дышать, есть и размножаться. Однако человеку, как правило, этого мало. Известный психолог Абрахам Маслоу составил даже целую пирамиду человеческих потребностей, в которой физиологическое обеспечение жизни занимает пусть фундаментальное, но «иерархически» самое нижнее место. А затем идут потребности социальные, коммуникативные, образовательные, личностный рост и так далее. таким образом, когда человек говорит психотерапевту «Я хочу жить в том или ином качестве», надо полагать, что физиологические функции он в основном отправляет благополучно, а вот в других уровнях жизни его что-то не устраивает.

И мы закономерно начинаем со встречного вопроса: как он хочет жить? С кем (или без кого)? Какие изменения намерен в жизни произвести?

Но в большинстве случаев клиенту и это тяжело сформулировать. Что неудивительно: зная, что хотелось бы изменить, человек, как правило, это меняет. А когда он вроде бы живет, но эта жизнь лично ему некомфортна, что-то где-то напрягает, а что именно, не всегда понятно – тогда уже ситуация сложнее. Тогда работа начинается с анализа нынешней жизненной ситуации во всех ее направлениях, чтобы определить, где возникает дискомфорт, в чем и от чего. А когда выяснится, что и где необходимо поправить – тут уже клиент может зачастую и сам справиться (но если будет необходимо, я и на этом этапе готов ему помогать).

Отдельно хотелось бы сказать о формулировке заказа «Не могу жить без» чего-то или кого-то. Здесь тоже явно речь идет об удовлетворении небиологических потребностей: однако часто приходится обращать внимание. что говор я»не могу жить» - человек тем не менее живет. Он дышит, двигается, питается – то есть формально функционирует. Другое дело, что ему это функционирование тоже может быть не в радость, если он ощущает нехватку чего-то на «верхних уровнях пирамиды жизненных потребностей»: тогда мы разбираемся, в чем конкретно состоит эта нехватка и как ее можно удовлетворить или компенсировать доступными, социально приемлемыми и подходящими именно для конкретного клиента способами.

Гармония - в принципе довольно любопытное понятие, интересное прежде всего в силу своей многозначности. Оно довольно часто применяется, но вряд ли имеет точное, единственное и однозначное определение: по крайней мере, практика показывает, что разные люди под этим словом подразумевают довольно различные вещи и явления.

Гармония красивого узора заметна практически всем. Музыкальную гармонию некоторые люди, особенно с развитым «музыкальным слухом», могут услышать. А, допустим, гармония в человеческих отношениях – понятие довольно индивидуальное: и насколько гармоничны (или нет) ваши взаимоотношения с кем-либо, можете определить лучше всего только вы сами.

Однако многие убеждены, что есть некое общее понятие «гармонии», единое для всех: и это заблуждение как раз мешает каждому искать свой индивидуальный вариант гармонии, в том числе гармонии со своей окружающей социальной средой.

Поэтому, говоря о гармонии, необходимо начать с того, как ее представляете лично вы. А если затрудняетесь с представлениями и оформлением их в слова, и это понятие находится у вас только на уровне ощущений – тогда я могу оказать помощь уже в процессе вербализации и осознания эмоционально-бессознательных представлений, а затем – и в воплощении их в вашу реальную жизнь.

Говорить об окружающих людях, об "окружении" в целом и в общем – серьезная ошибка. Потому что люди все разные, и порой различия между их реакциями довольно существенны, особенно с учетом вашей собственной личности, ее специфики, реакций и т.п. И среди людей закономерно вам могут встретиться те, с которыми вы будете довольно результативно и взаимно приятно общаться, так и те, от кого лично вам будет хотеться держаться подальше, а также множество различных промежуточных вариантов.

Поэтому логично, во-первых, отношение к людям и отношения с окружающими людьми формировать из отношения к конкретным их представителям, а во-вторых, любое общение начинать с формальной вежливости, параллельно наблюдая за спецификой реакций и поведения человека. И уже потом делать для себя выводы: что это за человек, комфортно ли вам с ним и как эффективнее всего строить ваши отношения, если вы захотите этим заниматься.

Тема взаимодействия личности и общества - существенная часть психотерапевтической работы, основной предмет того анализа системы "человек - социальная среда", которым занимаюсь я как консультативный психотерапевт. С вопросами взаимодействия личности и общества, как правило, связана проблематика самооценки, социальной востребованности, адаптации и т.п. Но любую ситуацию необходимо анализировать отдельно и разрабатывать индивидуальную стратегию ее решения: именно потому, что общество состоит из личностей, и специфика общения с ним зависит прежде всего от специфики взаимодействия вашей личности и окружающими.

Статьи по теме


"Мастер-класс" - курс скайп-конференций "Странный Я: внестандартная личность в стандартном социуме": конференция 01, план-тезис


"Мастер-класс" - курс скайп-конференций "Странный Я: внестандартная личность в стандартном социуме": план занятий


"Мастер-класс" - курс скайп-конференций "Странный Я: внестандартная личность в стандартном социуме"


Выученная беспомощность – или выдрессированная беспомощность?
По итогам многолетней работы с подобной проблематикой хочется внести некоторое уточнение в название проблемы. Так как по сути получается, что в формировании выученной беспомощности вообще понятие "учёба, научение", связанное с логикой и познанием, отсутствует как таковое. Это выдрессированная беспомощность: то есть для ее возникновения первое, что нужно сделать - отключить у индивидуума логику, здравый скепсис и аналитическое мышление со всеми исследовательскими вопросами "почему происходит так, а не иначе".

Смысловые неопределённости и "подмены понятий" в русском языке: специфика работы психотерапевта с русскоязычным клиентом
При всем богатстве русского языка довольно часто приходится наблюдать такое явление, как возникновение непонимания между людьми при употреблении вроде бы общеизвестных слов. Однако при достаточно определенном семантическом значении у того или иного слова или фразы "на неосознаваемом уровне", или как сейчас говорится – " на уровне понятий" образуется иной смысл, причем в каждом отдельном социуме - разный. И в результате часто не могут понять друг друга и партнеры по тому или иному делу (в том числе по браку), и – что уже ближе к тематике нашей сегодняшней работы – клиент и психотерапевт...

Социофобия
Этот диагноз становится подчас определенным прикрытием и оправданием. Но здесь стоит обратить внимание на другой аспект: если есть некая потребность в защите - то от чего/кого? Если есть нужда в оправдании - то кто обвинитель и какое обвинение он выдвигает?

Виртуальная реальность и человек разумный
Виртуальная реальность – явление само по себе не новое. Но прорыв человечества - создание компьютеров и Интернета – специфичен ещё и тем, что создаваемая им виртуальная реальность может практически полностью вывести человека из "реальной реальности". Виртуальная реальность нового времени, с одной стороны, может быть полезна (например, возможностью значительно повысить качество обучения/образования), а с другой стороны – опасна (в том числе возможностью манипулировать сознанием). Насколько готов сейчас человеческий мозг к новой виртуальной реальности?..

Темы: проблемы адаптации в социуме, смысловые неопределенности.


Логин

Пароль

Запомнить