ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Электронный доктор

Добро пожаловать в систему кратких заочных психотерапевтических консультаций "Электронный доктор"!

Результат запроса

"Я хочу знать причины истерик"

Чтобы знать о чем-то – надо начать узнавать. Любой, самый длинный путь начинается с первого шага.
И наверное, если клиент говорит «Хочу знать» - он нуждается в каких-то достаточно сложных знаниях: всё простое он наверняка уже узнал сам и к психотерапевту за этим обращаться ему было не надо. Поэтому чаще всего заказ «Хочу знать» продолжается словами «но почему-то не могу».
Иногда человеку для этого знания не хватает адекватной информации.

Иногда он хочет знать что-то, что бьет по его бессознательным болевым точкам, и даже при наличии информации она натыкается на внутренние «барьеры восприятия».

А еще, желая что-то узнать, полезно для себя определить, до какой степени и каких глубин вы намерены закапываться в данную область.

Но в любом случае я достаточно эффективно могу содействовать человеку, который хочет что-то знать. Мы разберемся в том, что у него не получается, если на пути к этому знанию возникают какие-то проблемы. Я дам ему необходимую информацию (в том числе достаточно уникальную и индивидуальную), если он в ней нуждается. А самое главное – я предложу ему «ключи» к необходимым знаниям, чтобы сами знания он смог добыть сам.

В работе с клиентами я часто апеллирую к одному стихотворению из поэзии вагантов (в переводе Л.Гинзбурга). Там есть такие строки: «Мыслью сделаюсь крылат в гордых этих стенах, чтоб ОТРЫТЬ заветный клад знаний драгоценных». Многие читают – «открыть». Приходится обращать внимание, что написано несколько иначе. Потому что, обретая знания, причем сложные, многоуровневые, приходится не столько открывать, сколько отрывать: с трудом, с пОтом, с интеллектуальным напряжением. И если человек этого не сделает сам – он, увы, не приобретет этих знаний. Но тем, кто хочет приобрести, причем вложив в первую очередь собственный труд – я могу помочь: как минимум помочь сориентироваться, «где конкретно копать», чтобы «отрыть» знания по той или иной проблеме или ситуации.

Говоря о причинах того или иного явления или результата, необходимо обращать внимание и на следствия. И исследовать не столько сами причины, сколько причинно-следственную связь в целом. Эта связь, как правило, бывает многоступенчатой и многоходовой: далеко не всегда всё уложится в банальное «после того – значит, вследствие того». Потом, нередко пытаются найти единственную причину возникновения проблемы. а их может быть много. К проблеме нередко приводит целая цепочка событий, в конце которой начальные причины уже частично теряют актуальность.

И еще: даже определив причины возникновения той или иной проблемы, сложно решить проблему как таковую. Например: в квартире зажгли спичку, и от этого случился пожар. Чтобы решать возникшую проблему, вначале необходимо тушить пожар, а не искать ту спичку, от которой все занялось.

Иногда стремление «искать причину» очень похоже на стремление «искать виноватого». Но даже если вы этого «виноватого» найдете, уже возникшую проблемную ситуацию это вряд ли исправит. Да, информация «откуда взялась проблема» может быть полезна потом, при решении вопроса «как снова не наступить на эти грабли», но при работе непосредственно с проблемной ситуацией даже ее причины в некоторых случаях могут быть не важны в первое время.

Истерика - это некое гипетрофированно-деструктивное выражение эмоций: крики, плач, обмороки, экспрессивные жесты и тп. Словари, говоря о состоянии истерики, обычно отмечают так называемую «слабость сознательной регуляции поведения» человека-истерика и « характерное несоответствие между малой глубиной переживаний и яркостью их внешних выражений. Стремление любым способом привлечь к себе внимание, театральность поведения, "игра в переживания" - типичные проявления истерики».

Часто истерики приписываются женщинам: само слово происходит от греческого слова «матка». Однако мужчины тоже бывают подвержены таким состояниям: определяющим здесь является не пол, а выраженность такого личностного свойства, как демонстративность (или эмоциональная лабильность (подвижность)). Главный признак подобного состояния – «Без зрителей спектакль не состоится»: обычно истерики проходят на людях, чтобы было кому воспринимать яркое проявление эмоций. И можно сказать, что истерика – это один из вариантов «диалога негодным и методами»: попытка привлечь чье-то внимание к собственным проблемам, но не самым адекватным способом.

Истерики обычно сложно поддаются самокоррекции: в основном потому, что «управлять эмоциями» бывает довольно сложно, особенно когда та или иная внутренняя проблематика эти эмоции продуцирует и выплескивает наружу. Однако можно начать исследовать как раз те самые внутренние проблемы, и таким образом устранить и необходимость истерик. Иными словами, трудно заставить не кричать от боли человека, который сидит на стуле с торчащей из сиденья канцелярской кнопкой: но можно помочь ему либо вынуть из стула эту кнопку, либо найти другой стул.

Статьи по теме


Выражение эмоций: эмоциональные травмы, психотравмы, эмоциональное выгорание
Эмоции – основной предмет исследования в психоанализе, сущность и основа бессознательного. В том числе и поэтому в социуме обычно принято эмоции, особенно сильные и негативные, большей частью скрывать. То есть – либо не демонстрировать в открытую и в полной мере то, что сейчас ощущается, либо демонстрировать какие-то другие эмоции, более подходящие к конкретной ситуации в рамках общепринятой вежливости в определённом социуме...

О человеческой сексуальности
...Именно в истории человеческой сексуальности можно найти ответы на многие вопросы и понять причину многих проблем. Кроме того, человек в сексе реализует не только физиологические потребности и возможность произвести потомство, а еще и социальные, и психологические задачи. Но тогда стоит разобраться прежде всего в том, откуда взялась такая сложность в интимной жизни людей, да и зачем она? Почему человек стал "самым сексуальным животным" и каким образом стал использовать свою интимную близость не только для плотских утех?

"По стопам Фрейда и немного вперёд: о бессознательном и не только"
В данной работе мне хотелось раскрыть объективность и материалистичность психоанализа, развенчать мифы и страхи о нем, обозначить некоторые точки соприкосновения психоанализа с другими естественными науками, а также изложить специфику его практического применения.

Эдипов комплекс
"Эдипов комплекс по Фрейду – это фундаментальный и основополагающий набор поведенческих подпрограмм, формирующийся у ребенка примерно до 6 лет на основе страха отцовского наказания за влечение к матери. И в данном аспекте уже неважно, какого рода это влечение: но очевидным становится, что действительно этот комплекс будет обязательным для всех детей (и особенно мальчиков) в обществе (или в конкретной семье), где господствуют следующие социальные установки..."

Неврозы
Одна из иллюстраций клинического приложения теории Фрейда о трех составляющих психики – схема возникновения невроза. Имеются некоторые внутренние потребности конкретной личности, которые упираются во внутреннюю цензуру и никак не могут быть реализованы. Возникает внутреннее напряжение, которое в свою очередь подавляется цензурой. И в результате вся психика человека занята борьбой цензуры с потребностями...

Аспекты материалистичности в теории З. Фрейда
"Теоретики психоанализа иногда говорят, что примерно в 1887 году Фрейд перестал быть материалистом-неврологом и стал делать умозрительные заключения, оторванные от реальности: однако рискну утверждать, что он материалистом так и остался, и вся теория бессознательного абсолютно материалистична. Беда в том, что не всегда просто увязать ее напрямую с морфологией человека..."

Сексуальный инстинкт и инстинкт размножения
Как показывает практика, сексуальная сфера "человека разумного" сложна и многообразна, а также изрядно запутана: в ней существует масса заблуждений, ложных убеждений, внутренних сопротивлений и прочего. Но с другой стороны, при всей неоднозначности человеческой сексуальности – эта тема создает многим людям массу психологических и социально-психологических проблем (не говоря уж собственно о проблемах интимного характера).

Темы: психоанализ.


Логин

Пароль