ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Электронный доктор

Добро пожаловать в систему кратких заочных психотерапевтических консультаций "Электронный доктор"!

Результат запроса

"Я хочу знать свой статус в семье"

Чтобы знать о чем-то – надо начать узнавать. Любой, самый длинный путь начинается с первого шага.
И наверное, если клиент говорит «Хочу знать» - он нуждается в каких-то достаточно сложных знаниях: всё простое он наверняка уже узнал сам и к психотерапевту за этим обращаться ему было не надо. Поэтому чаще всего заказ «Хочу знать» продолжается словами «но почему-то не могу».
Иногда человеку для этого знания не хватает адекватной информации.

Иногда он хочет знать что-то, что бьет по его бессознательным болевым точкам, и даже при наличии информации она натыкается на внутренние «барьеры восприятия».

А еще, желая что-то узнать, полезно для себя определить, до какой степени и каких глубин вы намерены закапываться в данную область.

Но в любом случае я достаточно эффективно могу содействовать человеку, который хочет что-то знать. Мы разберемся в том, что у него не получается, если на пути к этому знанию возникают какие-то проблемы. Я дам ему необходимую информацию (в том числе достаточно уникальную и индивидуальную), если он в ней нуждается. А самое главное – я предложу ему «ключи» к необходимым знаниям, чтобы сами знания он смог добыть сам.

В работе с клиентами я часто апеллирую к одному стихотворению из поэзии вагантов (в переводе Л.Гинзбурга). Там есть такие строки: «Мыслью сделаюсь крылат в гордых этих стенах, чтоб ОТРЫТЬ заветный клад знаний драгоценных». Многие читают – «открыть». Приходится обращать внимание, что написано несколько иначе. Потому что, обретая знания, причем сложные, многоуровневые, приходится не столько открывать, сколько отрывать: с трудом, с пОтом, с интеллектуальным напряжением. И если человек этого не сделает сам – он, увы, не приобретет этих знаний. Но тем, кто хочет приобрести, причем вложив в первую очередь собственный труд – я могу помочь: как минимум помочь сориентироваться, «где конкретно копать», чтобы «отрыть» знания по той или иной проблеме или ситуации.

Если речь идет о каких-то ваших собственных проблемах - без вашего участия в их решении не обойтись. Потому что никто (даже самый профессиональный психотерапевт) не знает вашу проблему лучше вас. Психотерапевт - лишь помощник и "поставщик дополнительной информации" в вашем исследовании и нахождении решений. Кроме того, решать свою проблему всегда намного результативнее и эффективнее, чем чужую.

Буквально «статус» - значит «состояние». А по сути – это положение в обществе, в коллективе, в любой «социальной матрице», которое вы занимаете. Но здесь есть один тонкий момент: гораздо важнее то, как вы сами изнутри ощущаете свой статус, его «высоту» и достаточность этой «высоты» для себя. Потому что разные внешние атрибуты и «общепринятые маркеры» статуса – вещь достаточно ненадежная. В какой-то социальной матрице эти маркеры могут поменяться – и вы «рухнете с высоты вниз», говоря образно, и будете вынуждены приобретать новые внешние атрибуты, которые сами по себе, возможно, вам и не нужны.

Суть ощущения статуса заключается прежде всего в адекватной самооценке. Не в комплексе неполноценности (одна крайность) и не в гиперсамоуверенности (другая крайность), а именно в здравом, взвешенном самоощущении себя как личности, своих способностей и возможностей и своего места в том или иной социуме. А психологические проблемы обычно создаются там, где имеет место несоответствие реального и желаемого положений. И это тоже тема для психотерапевтического анализа: как и вся тематика самооценки, самореализации и т.п.

Говоря о семье, а также о тех или иных проблемах, связанных с семейными отношениями, важно прежде всего определить, что понимается под словом «семья». У многих это понятие достаточно идеализировано: под этим словом они понимают «прочный тыл, уютный дом, место отдыха» и т.п. А в реальности иногда получается то. что становится вовсе не средством избавления от проблем, как мечталось, а чуть ли инее основным их источником.

Поэтому, стремясь обзаводиться семьей, важно максимально точно и реально представлять для себя, какие конкретные задачи в вашей жизни должна решать ваша будущая семья, и за счет каких ресурсов. разделяет ли вашу точку зрения на семью и ваши ожидания от семьи ваш будущий спутник (спутница) жизни? Что и в каком количестве вы готовы вложить в реализацию этих семейных планов, и являются ли ваши вложения сочетаемыми и взаимно дополняемыми? И так далее, и тому подобное.

Проблематика семейных отношений чаще всего возникает там, где семья создается только на эмоциях и разного рода штампованных воздушных замках. А потом оказывается, что и он не такой, и она не такая, и вообще счастливая семейная жизнь - все это сказки. Но совершенно не зря бытует шутка, что «любовь возможна и по расчету, главное – чтобы расчет был правильный». Иными словами, любовь – это прекрасно, но некоторая доля «расчета» при создании семьи необходима, как при строительстве дома необходимо рассчитывать прочность фундамента, смету строительства и прочие приземленные вещи.

Но если семья уже создана и даже какое-то время существовала, а потом пошли проблемы – тем более при их решении требуется тщательная личностная и общесемейная диагностика: откуда в фундаменте пошли трещины, под влиянием каких негативных факторов, и как их устранить. Тема эта настолько неоднозначная и сложная, что существует целое «подразделение» - семейная психотерапия, которая в последнее время частично включает в себя и принципы медиации. Поэтому если в семье что-то неблагополучно – лучше с этим не тянуть, а сразу направляться «на диагностику». Если проблема не запущена – возможно, фундамент (а то и всё здание) удастся спасти.

Статьи по теме


Иерархическое мышление
Иерархическое мышление – термин относительно новый. По крайней мере в словарях это определение пока отсутствует. Но при этом само явление вполне себе имеется и чрезвычайно распространено: более того, наличием и работой иерархического мышления могут быть объяснены многие проблемы в общении, в том числе в семейных, детско-родительских и коллективно-рабочих отношениях.

Супружество
Одно из наиболее ценных свойств в супружестве – это ощущение себя «равным среди равных» в связке, где между супругами налажен взаимный диалог, взаимопомощь и, не побоюсь этого слова, взаимовыгода. Можно сказать, что построение супружества во многом близко к построению бизнеса с партнером на паритетных началах: разве что в супружеских отношениях присутствует еще и некоторый эмоционально-сексуальный аспект. Хотя на одном этом аспекте строить супружеские отношения тоже чревато всякими разочарованиями.

Рубеж Юма в психотерапии
Заслуга Юма в том, что именно он обратил внимание: эти два множества нигде не пересекаются. Из законов одного из них нельзя вывести законы другого. Описание и предписание расположены по разные стороны рубежа...

Личность и власть
Для одной личности работа по достижению и удержанию власти, в том числе с позиции примитивной справедливости - его чуть ли не основная личностная сущность, для него эта борьба так же естественна, как дыхание. А для другого достижение и удержание власти - тяжелая работа, шахматная партия, напряженный интеллектуальный труд...

Мегасемья
Тот опыт, который приводил к власти и материальным благам, передавался "от отца к сыну" строго поэтапно и дозированно. Причём сыновья ничему не имели права учить родителей: широко известное "яйцо курицу не учит" – порождение именно той самой системы. И таким образом сформировавшийся патриархат – власть старших, власть родителей – встал на пути прогресса, главное условие которого – чтобы потомки знали больше предков.

Не хочу учиться
"...Те родители, которые дочитали до этого места, в большинстве своём наверняка либо горько усмехаются, либо просто молча крутят пальцем у виска. Потому что описанные выше пункты – это, что называется, про сферического ребёнка в идеальном школьном вакууме..."

Готов ли ваш ребенок к школе?
...если школа или конкретный учитель попадётся, мягко говоря, так себе (и будет загонять вашего ребёнка в стандартные оценочные рамки вопреки его и вашему желанию) – то стоит подумать о возможностях сменить территориальную диспозицию, а к пережитому опыту отнестись именно как к опыту, как к прививке реальной жизни, как к ее модели. Безусловно, для этого крайне важно, чтобы родители могли адекватно объяснить ребёнку, что происходит и как грамотно "носить фигу в кармане", а не настаивать на убеждении "ребёнок всегда неправ, а Мариванна всегда права, потому что она учительница и старше".

Темы: иерархия, семейные проблемы.


Логин

Пароль