ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Зависть

Дата обновления: 22.07.2016
Слово "зависть" совершенно не зря родственно слову "видеть". Завидующий, как правило, на самом деле оценивает "обстановку для зависти" только на основании того, что видно "невооруженным глазом" – не заглядывая вглубь. Следовательно, завидующий считает, что человеку "просто повезло". А ему самому, соответственно, нет. И наконец, зависть возникает там, где ощущается, "потенциальный риск того, что некто возьмет над вами несанкционированную власть.

ЗАВИСТЬ

 

Зависть есть беспокойство (неудовольствие) души, вытекающее из того, что желательным нам благом обладает другой человек, которого мы не считаем более нас достойным владеть им.

Готфрид Лейбниц


Возвращается сын поздно-поздно домой. На пороге его встречает отец.
- Ну что, опять шлялся по бабам, пил, курил...
- Пап, зависть - плохое чувство.

Анекдот


Итак, согласно распространенному мнению, зависть - плохое чувство. Но почему плохое и чем, собственно?
Но начать предложу с другого вопроса: как возникает эта самая зависть.

Во-первых, слово "зависть" , ИМХО, "родственно" слову "видеть". Завидующий, как правило, на самом деле оценивает "обстановку для зависти" только на основании того, что видно "невооруженным глазом" – не заглядывая (чаще не желая заглядывать) вглубь: чего всё это в реальности "везунчику" стоило.
Во-вторых, следовательно, завидующий считает, что человеку "просто повезло". А ему самому, соответственно, нет. Обидно!
И наконец в третьих: зависть возникает там, где ощущается, скажем так, потенциальный риск того, что некто возьмет над человеком несанкционированную власть.

Чаще зависть испытывается по отношению к тому, кто стоит "на одной иерархической ступени": к "человеку из своего круга, из своего социума, к, скажем так, сравнительной с собой величине" (ведь что бы ни говорили, именно из-за потребности как-то "оценить себя в социуме и найти в нем свое место" возникает подобное сравнение).
И при поиске своего места, своей ступеньки в окружающем социуме человеку вдруг кажется, что "я и вот мой сосед, к примеру, люди совершенно одного плана и одного уровня; но почему у меня всего этого нет, а у него есть? За что это ему такие блага – возможно, еще и где-то за мой счет?" 

Деструктивность зависти во многом – оттого, что как и у ревности, ее основная базовая эмоция – страх. Страх чего? А того, что тот, кто с человеком "на одном уровне", вдруг получил в свое распоряжение нечто, повышающее его общественный ранг: квартиру, машину, дачу, работу в престижном месте… Да всё, что по мнению самого завидующего (а то и по бессознательному ощущению), делает "везунчика" на ступеньку-другую выше его самого. Но теперь якобы (опять же больше на основе бессознательных ощущений) есть вероятность, что везунчик на основе этого начнет завидующим командовать, манипулировать, властвовать – когда причинно-следственной связи для такой власти вроде бы изначально и нет! 

И если ревность – это страх потери уже имеющейся власти, то зависть – это страх того, что власть над завидующим проявится не там, где она должна быть; что "повышение по рангу" будет распределено несправедливо и есть опасность вдруг ни с того ни с сего самому угодить в омеги. 
Продолжая эту мысль о страхе стать ниже кого-то по рангу – у животных так же никто не завидует вожаку стаи, а основные стычки за те или иные блага идут как правило между особями одного ранга – когда одному из них что-то досталось, а другим нет. Чаще всего остальные накидываются на несчастного и это что-то отнимают. Потому что якобы этот "везунчик" завладел неким благом (и тем вроде бы повысил свой ранг) незаслуженно! 

Конечно, если вернуться к разговору о людях - при желании можно задуматься и над тем, какой ценой достался "везунчику" успех, достижение, благосостояние; и что самому можно сделать для такого же результата; или же все взвесив, отказаться от таких достижений, если они для вас слишком дороги - ведь и вправду часто "хорошо там, где нас нет". Но не всегда это возможно для завидующего – ибо зависть, как опять же и ревность, весьма эмоциональна. И самое главное – у многих чуть ли не "профессиональных завистников" (верно, чаще всего из мотивационной подгруппы 2.1. с тяготением к 1.2.) стоит чуть ли не предсознательная блокировка такого анализа: "А вот не буду думать, какой ценой ему все это досталось: мне приятнее полагать, что это на него свалилось просто так! А значит, и на меня могло свалиться; и он виноват уж тем, что ему повезло, а мне нет, хотя я ничем его не хуже!" 

И вот тут – основная причина того, что зависть - неконструктивна и даже разрушительна; поскольку она не дает человеку мотива что-то делать самому. Зачем, если тот, кто этого всего достиг, такой же, как и я, и ему просто все на голову свалилось? 

Зависть как общественное явление чаще встречается в тех социумах, где, во-первых, значимы те самые ранговые отношения; а во-вторых, где сам человек, с помощью своих трудозатрат, практически ничего добиться не может в силу общественного устройства: "Ты хоть лоб себе разбей, а не выбьешь двух рублей". Иными словами, когда человек, что бы он ни делал, на свой общественный ранг, для него значимый,  повлиять не может.

Когда же появляются хоть какие-то возможности прорваться самому, тогда и зависти становится куда меньше – потому что многие распознают в новых условиях ее неконструктивность. И застревают в зависти в таких условиях обычно те, кто испытывает различные сложности с тем, чтобы что-то предпринять самостоятельно, с помощью собственных усилий. 

Зависть у детей – в общем та же самая система, только с учетом того, что детское общество, детский коллектив в той же семье – априори не позволяет ничего изменить самим детям в той иерархии, которую создает родитель. Например, приехал папа из командировки, всем своим детям привез подарки. И оказывается, что у одного ребенка подарок "более высокоранговый", чем у других (прежде всего по мнению детей). И тогда начинается зависть, провоцируемая тем, что самостоятельно дети ничего в создавшейся "табели о рангах" изменить не могут.
Как-то по телевизору чуть ли не в каком-то сериале промелькнул сюжет, как папа привозил детям из города в подарок обычные детские кружки, но с разными рисунками: танк, самолет, трактор… и вот получив подарок, дети начинали сравнивать: "А мой танк сильнее твоего трактора… А мой самолет сильнее твоего танка…" То есть у кого картинка "круче" – тот и самый сильный, тот в данной детской структуре и выше всех.

И когда ребенку позволено определять свое место только так – он невольно станет завистником. Особенно если ему опять же не рассказывают о том, что для получения вещи требуется еще и какой-то труд вложить. Правда, джинсы давно уже не символ значимости в коллективе, но какая-то дорогая игрушка, которую ребенку дали родители – в детском коллективе вполне может претендовать на такой символ. 
Конечно,  можно ребенку не создавать потребности самоутверждаться только с помощью имущества, обучив его другим, более конструктивным способам: но  для этого подобные способы должны быть известны родителям. А в собственной семье среди нескольких детей логично вообще не создавать потребности "мериться рангами и воевать за иерархию": изначально установив, что каждый ребенок уникален и никто никого не выше и не ниже . В таких условиях ребенка вполне можно предупредить и о том, что зависть по отношению к тому, кому завидуют – чувство нередко тоже деструктивное и даже опасное. Поэтому безопаснее её не провоцировать  и не хвастаться вещами в том смысле, что "а вот у меня что есть, и тем я лучше вас!"

Вообще можно сказать, что зависть у ребенка появляется не только от строгости и не только от "блюдечка с каемочкой", но от всего этого вместе: "Мы с тобой строги, поэтому свою иерархическую значимость ты можешь получить только в зависимости от того, что мы тебе дадим (если ты нам угодишь), но при этом мы будем тебе давать все на блюдечке, поэтому тебе самому можно и не напрягаться и не учиться вкладывать свой труд".
И еще –  детская зависть особенно остро вспыхивает там, где у детей появляется потребность социализации (а умения самим повлиять на свое общественное положение еще нет). Так что не удивительно, что первые проявления зависти бывают, как правило, уже в детском саду.

В авторитарных и неизменяемых условиях вроде бы лучшее средство от зависти – всем дарить строго одинаковые подарки (независимо от личных желаний и увлечений), покупать одинаковые вещи и т.п. То есть – уравниловка. Что мы и наблюдали ранее во всем государстве – по крайней мере призывы к этому. Если же в социуме уже есть вероятность проявить собственные возможности,  зависть как неконструктивная разрушительная эмоция может превращаться в соревновательный мотив с желанием что-то делать самому. Но опять же – не у всех возникает. Те, кому в силу мотивации легче принизить другого до себя, чем карабкаться к нему наверх самому, кому сложно вообще пользоваться логикой и что-то осмыслять -  те практически обречены на зависть как на одно из базовых жизненных чувств.

Зависть деструктивна не только для самой личности (тем, что не дает стимула что-то делать самому), но и для общества. Представьте, - один человек позавидовал другому, что у того есть какая-то вещь, и стал у него эту вещь отнимать. Они подрались и в пылу драки пресловутую вещь порвали, разбили и т.п. Теперь ни у одного, ни у другого ничего нет. А если бы второй, увидев у первого понравившуюся вещь, решил бы "Пойду и заработаю на такую же или лучшую" – то в итоге появились бы две красивых дорогих вещи вместо одной, плюс еще дополнительный мотив работать (чтобы зарабатывать), проявлять какую-то конструктивную деятельность.

Так что одно из лучших средств против зависти - возможность заботиться о себе и зарабатывать на себя. Там, где нет ни того, ни другого, обычно формируется  деструктивное и небезопасное общество.




Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу вернуть дочь
Я хочу вернуть любовь детей
Я хочу вернуть любовь родителей
Я хочу вернуть любовь родных
Я хочу вернуть сына
Я хочу восстановить привязанность детей
Я хочу восстановить привязанность родных
Я хочу выяснить отношения с детьми
Я хочу выяснить отношения с дочерью
Я хочу выяснить отношения с матерью

Темы: власть, зависть, иерархия, страхи.


Логин

Пароль