ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Электронный доктор

Добро пожаловать в систему кратких заочных психотерапевтических консультаций "Электронный доктор"!

Результат запроса

"Я хочу избавиться от истерик детей"

Когда человек говорит «Я хочу избавиться от…», то обычно подразумевается, что в его жизни есть нечто, которое ему в тягость и которое он хочет взять и куда-нибудь подальше выбросить. С одной стороны, если это нечто вам мешает – вроде бы разумно. А с другой?.. Если бы это «нечто» действительно так легко было «оторвать и выбросить», вы бы давно уже сами с этим справились. А если нет – значит, оно каким-то образом уже вписано в структуру вашей жизни (это другой вопрос, с каким последствиями). И если я у вас это нечто отниму – в вашей жизни образуется пустое место. Которое тут же будет заполнено… каким-нибудь другим «нечтом», которое по своей деструктивности может оказаться еще сильнее первого.

Поэтому я всегда предлагаю клиентам, которые хотят от чего-то «избавиться», начать с другого вопроса: что позитивного вы хотели бы вместо этого приобрести, чтобы в жизни не образовывалось пустого места? Точно так же, как, допустим, у стоматолога клиент не просто «избавляется от кариозной полости в зубе», а получает пломбу в этот самый зуб.

Например: не избавиться от болезни, а приобрести здоровье. Не избавиться от слабости, а приобрести силу. Не избавиться от одиночества, а приобрести необходимые социальные отношения. И так далее, и тому подобное. Потому что когда у человека приходится что-то отнимать, особенно то, что так или иначе частично структурирует его жизнь – это для самого человека сложно, неприятно и как правило, малорезультативно. А вот приобретать что-то лично для себя позитивное вместо негатива – гораздо приятнее и быстрее. Кстати, если вы приобрели здоровье – вы автоматически «избавитесь» от болезни, если приобрели силу – от слабости, и так далее, и тому подобное.

А вот чего позитивного лично вам не хватает в жизни, чтобы «избавиться» от того, что вам в тягость, и как это позитивное обрести – это уже тема индивидуального анализа в кабинете.

Истерика - это некое гипетрофированно-деструктивное выражение эмоций: крики, плач, обмороки, экспрессивные жесты и тп. Словари, говоря о состоянии истерики, обычно отмечают так называемую «слабость сознательной регуляции поведения» человека-истерика и « характерное несоответствие между малой глубиной переживаний и яркостью их внешних выражений. Стремление любым способом привлечь к себе внимание, театральность поведения, "игра в переживания" - типичные проявления истерики».

Часто истерики приписываются женщинам: само слово происходит от греческого слова «матка». Однако мужчины тоже бывают подвержены таким состояниям: определяющим здесь является не пол, а выраженность такого личностного свойства, как демонстративность (или эмоциональная лабильность (подвижность)). Главный признак подобного состояния – «Без зрителей спектакль не состоится»: обычно истерики проходят на людях, чтобы было кому воспринимать яркое проявление эмоций. И можно сказать, что истерика – это один из вариантов «диалога негодным и методами»: попытка привлечь чье-то внимание к собственным проблемам, но не самым адекватным способом.

Истерики обычно сложно поддаются самокоррекции: в основном потому, что «управлять эмоциями» бывает довольно сложно, особенно когда та или иная внутренняя проблематика эти эмоции продуцирует и выплескивает наружу. Однако можно начать исследовать как раз те самые внутренние проблемы, и таким образом устранить и необходимость истерик. Иными словами, трудно заставить не кричать от боли человека, который сидит на стуле с торчащей из сиденья канцелярской кнопкой: но можно помочь ему либо вынуть из стула эту кнопку, либо найти другой стул.

А у детей, особенно у выросших (да и у маленьких тоже) могут быть свои потребности, мотивы и предпочтения: и чем ребенок старше, тем эти предпочтения выраженнее.
Подавление этих проблем и/или откровенное к ним невнимание создают проблемы как детям, так и родителям.

И решая проблемы в отношениях с детьми, начните с того, что постарайтесь уважать в ребенке самостоятельную личность. даже если он еще не до конца умеет ею быть, но таким образом как раз постепенно и научится: когда вы не ругаете его за ошибки, не говорите «Я же говорил(а), ты сам(а) ничего не можешь), а помогать, поддерживать, отпускать от себя все дальше в самостоятельную жизнь, пусть и постепенно. Как говорил известный российский психотерапевт В.В.Макаров – «Ребенок должен каждый день делать новый маленький шаг к свободе».

Станьте своему сыну или дочери не ментором, не цензором, а старшим другом. Тем, кто понимает, принимает, при необходимости помогает и предостерегает (и даже иногда что-то запрещает) – но не давит, не переделывает на свой вкус, не распоряжается полностью жизнью ребенка. Особенно если он уже в таком возрасте, что его и ребенком-то уже называть неудобно.

Статьи по теме


Семейное и самостоятельное образование по школьной программе
"Домашнее обучение – так называемый хоумскулинг – сейчас становится все популярнее: многие родители буквально боятся школы..."

Готовятся к школе... родители
"Родители сами уже в этой школе побывали и представляют, с чем ее едят: к сожалению, большинство взрослых людей хранят о своих школьных годах скорее негативные воспоминания. Прошло ещё не так много времени с окончания школьных лет, особенно если в первый класс отправляется первенец. Родители ещё прекрасно помнят, что школа – это не всегда новые знания, зато всегда – новые требования, новые оценки… и новое недовольство оценщиков, если с чем-то не справишься, как положено. "

Эдипов комплекс
"Эдипов комплекс по Фрейду – это фундаментальный и основополагающий набор поведенческих подпрограмм, формирующийся у ребенка примерно до 6 лет на основе страха отцовского наказания за влечение к матери. И в данном аспекте уже неважно, какого рода это влечение: но очевидным становится, что действительно этот комплекс будет обязательным для всех детей (и особенно мальчиков) в обществе (или в конкретной семье), где господствуют следующие социальные установки..."

Формирование и работа внутренней цензуры
Внутренняя цензура (супер-Эго по Фрейду) – это система социальных запретов, которые стали частью самой личности и принимаются не как внешние, но как свои собственные, внутренние. "Так можно – так нельзя", "Наши предки так не делали", "А об этом и думать не смей" и т.п.– всё это "высказывания" внутренней цензуры. В принципе цензура выполняет роль так называемых защитных механизмов: но от чего она защищает?

Иерархическое мышление
Иерархическое мышление – термин относительно новый. По крайней мере в словарях это определение пока отсутствует. Но при этом само явление вполне себе имеется и чрезвычайно распространено: более того, наличием и работой иерархического мышления могут быть объяснены многие проблемы в общении, в том числе в семейных, детско-родительских и коллективно-рабочих отношениях.

Почему люди хотят детей
Почему однажды супруги решают стать родителями? Подобный интерес - не пустое любопытство. Сколько угодно случаев, когда при работе с "детскими" проблемами выясняется, что дети эти появились у своих родителей по каким-то внутренним, только им (родителям) вЕдомым причинам – а потом оказалось, что родительских ожиданий потомки оправдать не смогли. Отсюда и многие сложности...

Семья: кризис или ступень развития?
Весьма обширная и значимая часть психотерапевтической работы связана с проблематикой семьи. Причем во всех аспектах: начиная с трудностей создания семейных отношений и поиска партнера и заканчивая проблемами в уже созданной семье, а то и вопросами развода. При этом у разных людей подчас разное представление о том, каким образом строится и функционирует семья; и в частности, что они конкретно для себя собираются строить, ища партнера или партнершу. Более того: оперируя в жалобах на семейные проблемы понятиями типа «нормальная семья», «традиционная семья» и т.п., потенциальный клиент обычно довольно неопределенно представляет, какие конкретно нормы и традиции имеются в виду.

Темы: детско-родительские проблемы.

Логин

Пароль