ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Электронный доктор

Добро пожаловать в систему кратких заочных психотерапевтических консультаций "Электронный доктор"!

Результат запроса

"Я хочу научиться жить в гармонии с сыном"

Научиться чему-либо – значит приобрести те или иные знания и навыки. Соответственно, чтобы научиться – нужно начать обучаться. Однако с обучением чему-либо в социально-психологической сфере, к сожалению, есть в этом плане определенные сложности.

Иногда для такой учебы нет учебников (или есть, но их чрезвычайно много, они все разные и часто содержат весьма противоречивую информацию).

Иногда для такой учебы нет учителей, подходящих вам по стилю и духу обучения (или где-0то есть, но вы уже в поисках столкнулись с двумя-тремя явно неподходящими и больше тратить на эти поиски силы и средства не хотите).

А самое главное – ни в школе, ни в институте. ни (практически) в родительской семье не учат многом вроде бы элементарным вещам, крайне необходимым в жизни: тому, что относится к сфере социальной и личностной психологии, науке общения, построения отношений и т.п. Кроме того, чрезвычайно сложно бывает самостоятельно искать, воспринимать и воплощать в жизнь знания из «болезненных» лично-проблемных областей.

Поэтому заказ вида «хочу научиться» - понимать себя, строить отношения. общаться, изменять жизнь, и так далее, и тому подобное – довольно часто приходится слышать от потенциальных клиентов: более того, консультативная психотерапия практически вся по сути и есть обучение. Для первого этапа получения информации на сайте есть Кабинет самопомощи: если, ознакомившись с интересующими вас темами, вы сумеете сами получить необходимую информацию и превратить ее в знания, не тратя моего времени и собственных денег – это замечательно. А если все-таки ваша проблема сложна, требует индивидуальной работы, информации и помощи в обучении – тогда к вашим услугами Мастер-класс и кабинет (в частности, такой вид терапии, как коучинг).

Как известно, с точки зрения определения живых организмов, чтобы жить, надо быть способным дышать, есть и размножаться. Однако человеку, как правило, этого мало. Известный психолог Абрахам Маслоу составил даже целую пирамиду человеческих потребностей, в которой физиологическое обеспечение жизни занимает пусть фундаментальное, но «иерархически» самое нижнее место. А затем идут потребности социальные, коммуникативные, образовательные, личностный рост и так далее. таким образом, когда человек говорит психотерапевту «Я хочу жить в том или ином качестве», надо полагать, что физиологические функции он в основном отправляет благополучно, а вот в других уровнях жизни его что-то не устраивает.

И мы закономерно начинаем со встречного вопроса: как он хочет жить? С кем (или без кого)? Какие изменения намерен в жизни произвести?

Но в большинстве случаев клиенту и это тяжело сформулировать. Что неудивительно: зная, что хотелось бы изменить, человек, как правило, это меняет. А когда он вроде бы живет, но эта жизнь лично ему некомфортна, что-то где-то напрягает, а что именно, не всегда понятно – тогда уже ситуация сложнее. Тогда работа начинается с анализа нынешней жизненной ситуации во всех ее направлениях, чтобы определить, где возникает дискомфорт, в чем и от чего. А когда выяснится, что и где необходимо поправить – тут уже клиент может зачастую и сам справиться (но если будет необходимо, я и на этом этапе готов ему помогать).

Отдельно хотелось бы сказать о формулировке заказа «Не могу жить без» чего-то или кого-то. Здесь тоже явно речь идет об удовлетворении небиологических потребностей: однако часто приходится обращать внимание. что говор я»не могу жить» - человек тем не менее живет. Он дышит, двигается, питается – то есть формально функционирует. Другое дело, что ему это функционирование тоже может быть не в радость, если он ощущает нехватку чего-то на «верхних уровнях пирамиды жизненных потребностей»: тогда мы разбираемся, в чем конкретно состоит эта нехватка и как ее можно удовлетворить или компенсировать доступными, социально приемлемыми и подходящими именно для конкретного клиента способами.

Гармония - в принципе довольно любопытное понятие, интересное прежде всего в силу своей многозначности. Оно довольно часто применяется, но вряд ли имеет точное, единственное и однозначное определение: по крайней мере, практика показывает, что разные люди под этим словом подразумевают довольно различные вещи и явления.

Гармония красивого узора заметна практически всем. Музыкальную гармонию некоторые люди, особенно с развитым «музыкальным слухом», могут услышать. А, допустим, гармония в человеческих отношениях – понятие довольно индивидуальное: и насколько гармоничны (или нет) ваши взаимоотношения с кем-либо, можете определить лучше всего только вы сами.

Однако многие убеждены, что есть некое общее понятие «гармонии», единое для всех: и это заблуждение как раз мешает каждому искать свой индивидуальный вариант гармонии, в том числе гармонии со своей окружающей социальной средой.

Поэтому, говоря о гармонии, необходимо начать с того, как ее представляете лично вы. А если затрудняетесь с представлениями и оформлением их в слова, и это понятие находится у вас только на уровне ощущений – тогда я могу оказать помощь уже в процессе вербализации и осознания эмоционально-бессознательных представлений, а затем – и в воплощении их в вашу реальную жизнь.

А у детей, особенно у выросших (да и у маленьких тоже) могут быть свои потребности, мотивы и предпочтения: и чем ребенок старше, тем эти предпочтения выраженнее.
Подавление этих проблем и/или откровенное к ним невнимание создают проблемы как детям, так и родителям.

И решая проблемы в отношениях с детьми, начните с того, что постарайтесь уважать в ребенке самостоятельную личность. даже если он еще не до конца умеет ею быть, но таким образом как раз постепенно и научится: когда вы не ругаете его за ошибки, не говорите «Я же говорил(а), ты сам(а) ничего не можешь), а помогать, поддерживать, отпускать от себя все дальше в самостоятельную жизнь, пусть и постепенно. Как говорил известный российский психотерапевт В.В.Макаров – «Ребенок должен каждый день делать новый маленький шаг к свободе».

Станьте своему сыну или дочери не ментором, не цензором, а старшим другом. Тем, кто понимает, принимает, при необходимости помогает и предостерегает (и даже иногда что-то запрещает) – но не давит, не переделывает на свой вкус, не распоряжается полностью жизнью ребенка. Особенно если он уже в таком возрасте, что его и ребенком-то уже называть неудобно.

Статьи по теме


Смысловые неопределённости и "подмены понятий" в русском языке: специфика работы психотерапевта с русскоязычным клиентом
При всем богатстве русского языка довольно часто приходится наблюдать такое явление, как возникновение непонимания между людьми при употреблении вроде бы общеизвестных слов. Однако при достаточно определенном семантическом значении у того или иного слова или фразы "на неосознаваемом уровне", или как сейчас говорится – " на уровне понятий" образуется иной смысл, причем в каждом отдельном социуме - разный. И в результате часто не могут понять друг друга и партнеры по тому или иному делу (в том числе по браку), и – что уже ближе к тематике нашей сегодняшней работы – клиент и психотерапевт...

Вау-эффект в психотерапии
"Возьмём такую аналогию: вы заказываете бригаде мастеров построить вам дом. Вы изначально представляете себе, что работа эта кропотливая, сложная и занимает определённое время (как в старой байке, даже если взять 9 женщин и 1 месяц, ребёнок за этот срок все равно не родится). И вдруг на следующий день вам звонит бригадир и говорит, что ваш дом – готов. Полностью. Можно принимать работу. Какие у вас будут ощущения?.."

Почему люди не хотят детей, или несколько слов о чайлдфри
Cейчас многие все чаще задают другой вопрос: "Почему люди НЕ хотят детей?" А есть такие люди, которые называют себя чайлдфри и говорят в открытую, что вообще не собираются рожать...

Почему люди хотят детей
Почему однажды супруги решают стать родителями? Подобный интерес - не пустое любопытство. Сколько угодно случаев, когда при работе с "детскими" проблемами выясняется, что дети эти появились у своих родителей по каким-то внутренним, только им (родителям) вЕдомым причинам – а потом оказалось, что родительских ожиданий потомки оправдать не смогли. Отсюда и многие сложности...

Семья: кризис или ступень развития?
Весьма обширная и значимая часть психотерапевтической работы связана с проблематикой семьи. Причем во всех аспектах: начиная с трудностей создания семейных отношений и поиска партнера и заканчивая проблемами в уже созданной семье, а то и вопросами развода. При этом у разных людей подчас разное представление о том, каким образом строится и функционирует семья; и в частности, что они конкретно для себя собираются строить, ища партнера или партнершу. Более того: оперируя в жалобах на семейные проблемы понятиями типа «нормальная семья», «традиционная семья» и т.п., потенциальный клиент обычно довольно неопределенно представляет, какие конкретно нормы и традиции имеются в виду.

Как стать капитаном своей жизни
Практика показывает, что клиенты психотерапевтов в самом первом приближении делятся на два типа. Первые обращаются с просьбой: "Доктор, у меня есть проблема, решите ее за меня!" А вторые – с заказом: "Доктор, помогите мне получить дополнительную информацию, чтобы я мог решить такую-то проблему". Консультативная (лоцманская) психотерапия работает практически исключительно со второй группой. В том числе и потому такая психотерапия называется именно лоцманской: так как ее основные клиенты и заказчики – так называемые "капитаны своей жизни и судьбы".

"Зачем" и "почему" - что важнее?
Из письма: "Какой из этих вопросов важнее для психотерапии? Каким образом лучше помочь человеку: выяснением причин или прояснением цели его действий? Что будет с человеком, которому прояснили цели и не прояснили причины? Вернется ли он обратно, к тому, что было до терапии? Дело в том, что я веду тренинги, на которых основное внимание уделяю вопросу "зачем". И столкнулся с ситуацией, когда партнер, с которым я веду тренинг, указал мне на то, что без ответа на вопрос "почему"; вся работа бесполезна... Так ли это?"

Темы: взрослые дети и родители, коучинг, смысловые неопределенности.


Логин

Пароль

Запомнить