Электронный доктор

Добро пожаловать в систему кратких заочных психотерапевтических консультаций "Электронный доктор"!

Результат запроса

"Я хочу позволить себе жить счастливо"

С проблематикой, описываемой словами "позволить себе" (хочу позволить себе, не могу позволить себе и т.п.) не всё так просто, как иногда кажется со стороны. Здесь нелишне вспомнить известную теорию психотерапевта Эрика Берна о том, что личность человека состоит как бы из трёх субличностей: внутреннего Ребёнка (эмоции, чувства, бессознательное), внутреннего Родителя (правила, устои, традиции) и внутреннего Взрослого (логика, анализ, прогностическое мышление). Любимая фраза Ребёнка – "хочу/не хочу", любимая фраза Взрослого – "есть смысл/нет смысла", любимая фраза Родителя – даже две! – "так нельзя" и "так надо/положено".

И наименьшее количество проблем, когда руководителем всей этой тройки, тем, кто определяет основные направления движения и действия, является Взрослый. Родитель при этом берет на себя всю каждодневную рутину, а Ребёнок – эмоциональную часть, в том числе ощущение "жизненного драйва".
Но вот когда по тем или иным причинам Взрослый не сформирован с детства или за время взросления задавлен извне – тогда возможны трудности. В частности, такая: руководство вашей личностью берёт на себя Родитель. И всё: вы едете как по рельсам, не имея возможности выйти из пресловутых "так нельзя" и "так надо", причём только вы пробуете задаться вопросами "почему нельзя" и "кому надо", ваша внутренняя цензура создаёт своего рода сопротивление, продуцирует неприятные эмоции – страх, агрессию и т.п. То есть в итоге не вы сами руководите своей жизнью, а ваша внутренняя цензура, сообразующаяся с цензурой внешней. И это становится причиной для многих "вроде бы непонятных" проблем, затруднений с поисками выхода и т.п.

В частности, примерно из этой области может вырастать и проблема с "позволением себе" тех или иных вещей или действий, как правило - лично для вас приятных, выгодных и т.п. Поскольку собственный цензурный сценарий обычно копирует сценарий внешний, то есть то, как вас воспитывали в детстве, то обычно некоторые родители растят ребёнка в системе "любое своё удовольствие ты должен заслужить". И уже неважно чем: хорошей работой, отличным поведением, послушанием системе или чем-то ещё подобным. Главное – удовольствия не должны приходить "просто так". Причём в это "просто так" включается иногда и усилия и старания самого ребёнка. Это не считается, потому что не связано с позволением родителей. Иными словами, все удовольствия ребёнок должен именно не зарабатывать, а "заслуживать", получать "сверху", по высшему иерархическому позволению. И его собственные усилия по достижению цели не значат здесь практически ничего: главное – хорошо ли он себя вёл и насколько слушался, а оценивают это опять же родители.

Подобная иерархическая система часто встречается в самых разных микросоциумах, и зацепляется за внутреннюю цензуру многих детей, которые потом вырастают, становятся взрослыми… и не могут ничего "себе позволить".

Потому что их внутренний Родитель либо подходит к ним с повышенными мерками, делая из них перфекционистов – "Нет, ты недостаточно старался! ты сделал это хорошо, а надо идеально!" А так как идеала не бывает в принципе – то значит, здесь никакого "позволения" невозможно добиться никогда.
Либо Родитель считает, что "ты не заслужил". Ты плохо слушался, плохо вписывался в предложенные цензурные рельсы, ты позволял себе спорить и пререкаться с тем, что говорит цензура, поэтому – нет, ты не можешь себе позволить чего-то для себя приятного и выгодного.

И третий вариант – когда "позволить себе" человек хочет какие-то новые достижения, умения, успехи – внутренний Родитель говорит просто: "Ты? Ты не сможешь! ты не справишься! Потому что ты – ничтожество сам(а) по себе, и ничего у тебя не получится. Так что – лучше не суйся". И опять же, никакие рассуждения "А почему не получится" – не дойдут до логической цели, потому что цензура поставит барьер: "Почему? А потому, и всё. Потому что я сказала".
Говорить об этой внутренней иерархии просто, а вот работать с ней, чтобы проработать этот цензурный перекос, увидеть его сознанием и уже там с ним разбираться – сложно. Чаще всего это работа для кабинета психоаналитика.

Как известно, с точки зрения определения живых организмов, чтобы жить, надо быть способным дышать, есть и размножаться. Однако человеку, как правило, этого мало. Известный психолог Абрахам Маслоу составил даже целую пирамиду человеческих потребностей, в которой физиологическое обеспечение жизни занимает пусть фундаментальное, но «иерархически» самое нижнее место. А затем идут потребности социальные, коммуникативные, образовательные, личностный рост и так далее. таким образом, когда человек говорит психотерапевту «Я хочу жить в том или ином качестве», надо полагать, что физиологические функции он в основном отправляет благополучно, а вот в других уровнях жизни его что-то не устраивает.

И мы закономерно начинаем со встречного вопроса: как он хочет жить? С кем (или без кого)? Какие изменения намерен в жизни произвести?

Но в большинстве случаев клиенту и это тяжело сформулировать. Что неудивительно: зная, что хотелось бы изменить, человек, как правило, это меняет. А когда он вроде бы живет, но эта жизнь лично ему некомфортна, что-то где-то напрягает, а что именно, не всегда понятно – тогда уже ситуация сложнее. Тогда работа начинается с анализа нынешней жизненной ситуации во всех ее направлениях, чтобы определить, где возникает дискомфорт, в чем и от чего. А когда выяснится, что и где необходимо поправить – тут уже клиент может зачастую и сам справиться (но если будет необходимо, я и на этом этапе готов ему помогать).

Отдельно хотелось бы сказать о формулировке заказа «Не могу жить без» чего-то или кого-то. Здесь тоже явно речь идет об удовлетворении небиологических потребностей: однако часто приходится обращать внимание. что говор я»не могу жить» - человек тем не менее живет. Он дышит, двигается, питается – то есть формально функционирует. Другое дело, что ему это функционирование тоже может быть не в радость, если он ощущает нехватку чего-то на «верхних уровнях пирамиды жизненных потребностей»: тогда мы разбираемся, в чем конкретно состоит эта нехватка и как ее можно удовлетворить или компенсировать доступными, социально приемлемыми и подходящими именно для конкретного клиента способами.

Что касается счастья - то, как говорится в известном классическом афоризме, «Хочешь быть счастливым – будь им!» Воистину, все гениальное просто.

А если анализировать такой заказ подробнее – то начать придется с того, что ощущение счастья – крайне индивидуально для всех, поэтому вряд ли станет счастливым человек, который пытается добиться не своего счастья, а так называемого «списочного». Во многих социумах обычно бытует такой список: мол, у тебя уже есть квартира-машина-дача-выгодная партия в плане супружества-хорошая работа-зарплата-много денег (далее по соответствующему списку), а ты не чувствуешь себя счастливым? Безобразие!

Радетели «счастья по спискам» либо забывают, либо изначально не принимают во внимание, что счастье для всех разное. Внутреннее ощущение счастья не определяется внешними показателями. Поэтому если хотите быть счастливым – начните с анализа того, что входит в это «представление счастья» конкретно для вас. Может быть, это ощущение вы как раз теряете, гоняясь за пунктами навязанного вам списка?..
Безусловно, разобраться в этих тонкостях может быть не просто: но и такие вопросы я помогаю решать своим клиентам во время аналитической терапии.

Статьи по теме


Классификация по жизненной мотивации: мотивированные изнутри
В данной группе каждая из подгрупп достаточно самобытна и стоит как бы особняком по отношению к "соседям". По крайней мере, общих черт и особенностей для всех трех подгрупп не так уж и много...

Про успехеров, достигаторов, работу над собой и соревновательный невроз
Эта тема закономерно обостряется время от времени: якобы только люди, умеющие себя заставлять и проявляющие силу воли, становятся успешными. Тут в который раз возникает вопрос, что такое успех, какими линейками его мерить, и кто эти критерии измерения разрабатывает. Вспоминается письмо одного из несостоявшихся клиентов: "Я хочу стать триллионером". А почему? А потому, что хотеть стать миллионером – это уже мелко. Это недостаточно успешно. Это все хотят.

Перфекционизм
Перфекционизм – это стремление к абсолютному идеалу в сочетании с неспособностью дать самому себе даже в мелочах «право на ошибку». Причем «умом и логикой» перфекционист может вроде бы прекрасно осознавать, что «живые люди ошибаются», но некий внутренний, бессознательный голос все равно при этом будет говорить ему: «Люди ошибаются, а ты на это не имеешь права». В результате человек переживает фрустрацию, впадает в депрессию, становится рабом своего перфекционизма, но избавиться от этого состояния, как правило, самостоятельно не может.

Ресурсы в психологии: трата, пополнение и т.д.
"Для сравнения: часто человек избегает уточнять, сколько у него на карте или в кошельке денег. Потому что страшно. А вдруг окажется, что там мало? Да, со стороны нередко это выглядит довольно наивно, но тем не менее: проблема подсчёта и инвентаризации ресурсов часто связана с опасением "а вдруг окажется, что там мало". А чем вызван страх при этом? А тем, что за это "мало" человек испытает чувство вины, какое-то внутреннее наказание. Если в его цензуре есть установка "у тебя там не должно быть так мало. А ну, отчитывайся, на какие хотелки ты это все потратил"..."

Классификация по жизненной мотивации: гармоничные личности
Вроде бы - идеально адаптированные личности. Но как гласит одно известное выражение, "Все это слишком хорошо, чтобы быть правдой"…

Классификация по жизненной мотивации: мотивированные извне
Вроде бы, как можно понять из названия, основным стимулом для этой группы являются факторы внешней среды. Так-то оно так, но здесь важно проследить четыре основных отличия...

Классификация по жизненной мотивации: борцы за выживание
Общая особенность: главный и практически единственный мотив какой-либо деятельности - удовлетворение элементарных биологических потребностей по мере их возникновения. Для такого человека в его представлении о реальности не существует будущего, не было прошлого, все происходит практически "здесь и сейчас".

Темы: жизненные мотивации, перфекционизм, разумный эгоизм.

Логин

Пароль

Запомнить
Забыли пароль?