ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Социофобия

Дата создания: 02.12.2011
Дата обновления: 01.12.2011
Прежде чем говорить о том, как быть с той или иной социофобией, разберемся - что это вообще такое и как это определить? Потому что, как опять же приходилось уже говорить, нередко получается, что фобией называют тот или иной страх - а он собственно фобией в клиническом (медицинском) понимании и не является...

 

"Под социофобией понимают упорную иррациональную боязнь исполнения каких-либо общественных действий (например публичных выступлений), либо действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц (боязнь пользоваться местами общепита, общественным туалетом, невозможность заниматься чем-либо при наблюдении со стороны и т.п., либо даже просто встреч с незнакомыми людьми и лицами противоположного пола). При социальной фобии, в отличие от панического расстройства, всегда существует четкая, как правило, единственная, ситуационная причина, запускающая каскад психовегетативных проявлений, которые на высоте могут быть неотличимы от панических атак (покраснение лица, тахикардия, сердцебиение, потливость, тремор… и др.). Тревога ожидания и поведение избегания также являются непременными атрибутами социальной фобии и чаще всего возникают в связи с возможностью попасть в ситуацию наблюдения со стороны посторонних лиц. Многие признаки социальной фобии, такие как страх перед публичными выступлениями, присутствуют у здоровых лиц, поэтому диагноз выставляется лишь в том случае, если тревога вызывает значительный дискомфорт, а фобические переживания оцениваются как чрезмерные и необоснованные".

Словарь психиатрических и относящихся к психическому здоровью терминов НЦПЗ РАМН



...В последнее время довольно стали поступать жалобы такого плана: "Помогите, пожалуйста, у меня социофобия. Что мне делать?"  
Начнем с того, что если это и вправду фобия (а это диагноз, который должен ставить только специалист), то заочно сказать, "что делать", невозможно. А потом, прежде чем говорить о том, как быть с той или иной социофобией, желательно разобраться - что это вообще такое? Потому что, как  приходилось уже говорить, нередко получается, что фобией называют тот или иной страх - а он собственно фобией в клиническом (медицинском) понимании и не является.  

В приведенном выше определении очень важно слово "иррациональная" - то есть необоснованная логически, вроде бы беспричинная. Другое важное слово - "упорная": то есть данный страх является не какой-то дополнительной частью жизни, а словно ведет человека за собой, определяет все его остальные действия, несмотря на свою вроде бы нелогичность. Поэтому очень важно, называя кого-то "социофобом", уточнить - а страдает ли он сам оттого, что, к примеру, избегает лишнего (по его мнению) общения с окружающими?

Сложно назвать социофобом человека с достаточно выраженной степенью интроверсии. Потому что лично для него "отшельническое существование" - порой само по себе благо. Он стремится к  уединению потому, что оно в принципе ему комфортно, и совершенно от этого не страдает.  

Вряд ли являются социофобами и те, кто отказывается ходить в "чужеродные" для себя компании - где общение для конкретной личности становится в лучшем случае скучной тратой времени, где просто "не с кем и не о чем оказывается поговорить".

Сложно называть социофобами и тех людей, которых таковыми назвал американский психолог Дэвид Линдхольм: "Этому человеку очень трудно зайти к соседу, чтобы попросить насос для машины". Здесь с социофобией можно перепутать элементарное стремление к определенной самодостаточности. Например, человеку куда комфортнее заранее купить себе собственный насос, чем идти к соседу и просить у него - рискуя, что соседа нет дома, что у него нет насоса, что в конце концов, сосед просто необоснованно откажет - а если не откажет, так сам таким образом становишься невольно соседу "чем-то обязан", что тоже бывает не всем приятно.

Страхи перед общением с родственниками, с сотрудниками на работе – тоже далеко не всегда социофобия. Что удивительного, если кто-то не хочет лишний раз навещать свою тещу, свекровь или еще какого-нибудь родственника - если изначально знает, что родственник непременно начнет говорить вам гадости (а при этом еще и знает, куда больнее бить)? Что странного в том, что человек стремится избегать встреч с начальником - потому что начальник по характеру занудный брюзга и его хлебом не корми - дай к чему-нибудь безо всякого повода попридираться? Что непонятного в том, что страшно звонить кому-то для обсуждения вопроса, который по сути откровенно "нетелефонный" (то есть процент неудачи при таком общении куда выше, чем при личной беседе)? Совершенно зря подобные страхи сваливаются в кучу и называются социофобиями: у них есть вполне обоснованные, понятные для данной личности причины. Точно так же можно именовать какой-нибудь "огнефобией" вполне логичное нежелание человека лезть "без страха и сомнения" в какое-нибудь горящее здание, да еще без соответствующей защитной экипировки.

Кстати, ту же застенчивость тоже сложно именовать социофобией - по крайней мере пока эта застенчивость не разрослась до размеров невроза, ибо фобия, собственно, и есть разновидность невротического состояния.


* * *


    Вообще о социофобиях как о медицинском диагнозе заговорили сравнительно недавно. И если ранее имела место так называемая "гиподиагностика" этого явления (то, что являлось социофобией, диагностировали как нечто другое), то на сегодняшний день имеет место, наоборот, гипердиагностика - социофобиями называют даже то, что ими не является. Причем чаще всего этот "диагноз" люди ставят себе самостоятельно.

Нередко это происходит потому, что сказать себе самому "я застенчив", "я боюсь выступать на публике", "я не умею общаться" и т.п. - это вроде как с одной стороны, слишком обыденно, а с другой стороны, в какой-то степени стыдно. А вот сказать себе "у меня социофобия" - о, многим это кажется "гораздо круче"! Это уже не обычный человек с теми или иными неумениями, пусть и устранимыми, а "утонченная натура с красивым непонятным диагнозом". В том числе нередко присутствует и такой неосознаваемый подтекст: "Фобия - это уже вроде как болезнь, поэтому ничего удивительного, что я иду на поводу у этой болезни и прячусь за этот термин, как за определенный "несокрушимый довод": ведь не в моих силах преодолеть эту болезнь, поэтому будьте добры относиться к моей фобии с пониманием и даже в какой-то мере ей потакайте". То есть этот диагноз становится подчас определенным прикрытием и оправданием для тех, кто при этом со своими неудачами еще и смирился и не желает ничего менять, а желает только собирать с этого свои "купоны".

Сегодня можно констатировать факт, что социофобия стала неким "модным диагнозом", особенно у молодых людей. Однако и специалисты НЦПЗ РАМН, и психологи США, начавшие исследования по социофобиям еще в 60-х годах двадцатого века, сходятся на том, что это болезнь "низов общества" - людей не слишком обеспеченных и не слишком благополучных. И в общем этому можно дать некоторое объяснение. В частности, в наших реалиях о социофобии как о болезни начали говорить тогда, когда закончились политические и социальные изменения начала 90-х годов. В начале этих изменений вроде бы заявлялось, что теперь "чуть ли не каждый может стать миллионером, если хорошо подсуетится". Но как можно легко понять - этого смог достичь вовсе не каждый, даже если несколько снизить планку и считать миллионы в рублях.  И многие из тех, кто "и до этой планки не сумел допрыгнуть", прикрыли факт того, что "не стали миллионерами", именно этим диагнозом: "Я не достиг многого не потому, что я чего-то не умею, а потому, что у меня социофобия".

Отсюда можно понять, почему на социофобию жалуются в основном подростки и молодые люди. Скорее всего это те, у кого, скажем так, амбиции больше возможностей: бессознательно они чувствуют, что на ту высоту, которую они себе наметили, им не запрыгнуть, поэтому надо готовить этому какое-то оправдание - как для себя, так и для наиболее актуального социума. Тем более часто им в силу юношеской импульсивности хочется запрыгнуть туда сразу.  

Если у человека есть логическое мышление - тогда он поймет, что "всё и сразу" в реальной жизни ему нигде не дадут: придется подниматься постепенно. Причем иногда доведется и упасть, скатившись на несколько ступенек вниз, а потом встать и далее подниматься снова. Вот такой человек, все это понимающий и принимающий, социофобией страдать не будет. А тот, кто думает "вот приду получать работу, для которой у меня еще нет ни умения, ни опыта, ни способностей - и мне ее сразу дадут" - тот закономерно "потерпит неудачу". И действительно будет со временем уже невротически бояться повторить попытку еще и еще раз: "Потому что там мне все равно откажут". Конечно, откажут, если претензии все еще неадекватны способностям!  И такие отказы будут следовать с завидной регулярностью. А в результате этот молодой человек сядет дома на диван и скажет: "Все, не буду я ничего делать, потому что у меня все равно не получится; и никуда не пойду, потому что все равно меня выгонят". Однако подумать, почему его выгоняют и почему у него не получается, он не соберется. Он просто назовет свое нежелание той же "социофобией" и получит определенную индульгенцию на то, чтобы "сидеть и ничего не делать". Но даже если у него формируются страхи, что его оттуда и оттуда турнут - страхи-то эти вполне обоснованы: турнут его непременно, но не потому, что он "как личность никому не нравится", а потому, что его претензии не соответствуют его опыту, уровню образования и прочим вещам. При желании это можно самому оценить реально, но человеку с завышенными амбициями часто это просто не под силу.

И человек в подобной ситуации, как правило, больше всего боится признать обоснованность своих подобных страхов (даже если он эту обоснованность может как-то для себя уяснить). Он боится самому себе сказать: "Я еще не умею общаться с этой средой; мои претензии неадекватны; мне надо достигать всего постепенно, ступенька за ступенькой…" И уходя от страха сказать себе все это, он обращается к психотерапевту с просьбой: "Помогите мне избавиться от социофобии". Причем в контексте выясняется, что "именно так помогите, чтобы я стал всех сильнее, не прикладывая к этому никаких трудов; чтобы все вокруг сразу удовлетворили мои амбиции, и чтобы я получил всё сразу и без каких-либо усилий с моей стороны".

Многие психологи и психотерапевты отмечают, что для социофобии необходима повышенная тревожность, или выраженная психастения. Но как лишь одна из составляющих, причем не основная! Из "обычного психастеника", даже очень выраженного, социофоб не получится. Застенчивый - получится, и стеснительный тоже, и нелюдимый; но не социофоб. Для развития именно фобии как разновидности невроза в сочетании с психастенией нужна истероидность, причем  немаленькая.  Должно получиться не просто "я боюсь, что меня не оценят по достоинству", но еще и "а достоинства у меня во-о какие, и я хочу, чтобы их вот так высоко и оценили; на меньшее я не согласен". Это не просто страх "боюсь, что мне поставят двойку", а по-другому: "боюсь, что мне не поставят пятерку". И не "если я выйду на сцену, меня непременно освистают", а иначе: "Боюсь, что я выйду на сцену, и там мне весь зал не будет аплодировать стоя".

То есть по сути социофобия - это "комплекс отличника", только гипертрофированный и обостренный. Причем "оценка" ожидается не только от тех, кто должен ее ставить непосредственно (от тех же учителей), а от любого человека, находящегося в поле зрения. Этот страх уже полностью нелогичен, ибо на свете масса людей, которые вполне имеют право не заметить нашего существования, а не то, чтобы нам "аплодировать, да еще стоя". А вот для выраженного истероидного психастеника, а точнее - для психастеничного истероида, это-то как раз и страшно. Ему очень часто бывает нужно, чтобы все, с кем он заговорит по самому ничтожному поводу, в ответ ему аплодировали - так требует с позиции эмоций его выраженная демонстративность. А "сомневаемость", тревожность с другой стороны говорит: "Но ты же понимаешь с позиции логики, что этого не будет, и поэтому тебе страшно".

Тут становится понятно, почему реальная социофобия распространена среди людей, скажем так, не совсем успешных в жизни: потому что они хоть так, хоть с помощью подобного невроза, стремятся поднять свою самооценку или ее иллюзию. В первой статье о фобиях говорилось, что социофобии относятся к группе детских фобий "я - часть среды". По сути социофобия - это полный антоним самодостаточности: человек жаждет оценок от ВСЕХ вокруг, от всей окружающей его среды, причем оценок отличных. Он стремится ощутить себя именно частью любой среды, причем частью определенно воспринимаемой. И боится того, что именно так, как он желает, его не примут.

Вообще можно сказать, что социофобия - это иррациональная и необоснованная боязнь именно социального общения: то есть общения с людьми, с которыми вы не состоите и не должны состоять ни в каких отношениях, кроме формальных. Социофоб боится позвонить в какую-нибудь справочную службу даже не потому, что боится услышать там хамский ответ, а оттого, что в глубине души знает: девушка на телефоне ни за что не скажет ему "Дорогой, как я рада, что именно ты сейчас мне позвонил!" Социофоб боится позвонить и заказать столик в ресторане не потому, что опасается отказа по типу "мест нет": ему страшно, что клерк формально уведомит его о том, что заказ принят, а не рассыплется в комплиментах по поводу того, что "Мы рады будем видеть именно вас!" И наконец, социофоб может бояться проходить в метро мимо контролерши, что она просто молча на него посмотрит: не улыбнется ему, не выразит сумасшедшей радости по поводу того, что он пришел на её станцию.
Причем этот страх "отсутствия аплодисментов во время формального общения" в подавляющем большинстве случаев человеком не осознается. Поэтому часто причина "социофобии" оказывается для человека скрытой, и "бороться с собой" ему оказывается чрезвычайно сложно, не зная этой причины.

 
* * *

Таким образом, социофобия - это невроз, возникающий в результате столкновения двух вещей: завышенных амбиций и низкой самооценки. Тогда тем более понятно, почему социофобии часто возникают в детском возрасте - и у каких детей.

Прежде всего, социофобами часто оказываются детишки, которых дома ставили в положение "непревзойденного во всех отношениях пупа земли и света в окне". Который что ни делает - за все ему аплодисменты (не меньше), которого никогда не ругали (даже за явные проступки), и который при этом еще не получил порцию "адекватной оценки собственной личности и собственного поведения" в том же детском саду. Когда такой ребенок идет в школу и в классе его начинают воспринимать как обычного, рядового ребенка, а его достижения оценивать "не постоянно на пять с плюсом", а как они того заслуживают - когда на пять, а когда и на четыре, а то и на три (ведь в процессе обучения все бывает) - тогда ребенок чувствует себя униженным, осмеянным и оплеванным: еще бы, он ведь был дома "лучшим из лучших", а теперь он "обычный, как все". То есть его унизили, низвергли (в его собственном представлении) - и неизвестно за что! Ребенок начинает бояться общения со сверстниками и учителями - потому что в его понимании они его недооценивают, низлагают с того уровня, к которому он привык, и непонятно, чем он это заслужил: "так что лучше от всего этого коллектива с такими необъяснимо агрессивным ко мне отношением держаться подальше". У ребенка возникает страх перед школой, нежелание учиться, изыскиваются поводы избегать появления в классе - часто это как раз жалобы на физическое здоровье и вообще разного рода соматические болезни, из которых такое дитя практически не вылезает. Или как вариант, а то и в сочетании - невротические явления типа нарушения сна, плаксивости, неадекватности поведения в школе и т.п. Вплоть до того, что родители начинают поговаривать, что "у нас ребенок не переносит тяжелого школьного режима, давайте переведем его на домашнее обучение".

Домашнее обучение наверняка достигнет своей цели - ребенок опять будет единственным и лучшим из лучших в конкретной семье (или хотя бы "равным среди самых лучших", если обучаются вместе четыре-пять таких детей в "микрогруппе"). Но что будет, когда он свое обучение закончит и выйдет в большую жизнь? Ведь в том же институте его точно так же будут считать "одним из", что для него опять будет почвой для невроза, причем уже большей, чем в школьном возрасте. И у него закономерно возникнет тот самый пресловутый страх, что "любой человек из окружающего социума не оценит его так, как оценивали его всегда - то есть в его восприятии любой окружающий может его унизить и причинить ему боль" Вот и почва для социофобии.
А еще чаще социофобия развивается у тех детишек, которых вкупе с высоким оцениванием дома ограждают от любой самостоятельности, подавляя изначально все его закономерные проявления из разряда "я сам". Иными словами, с одной стороны, "ты у нас самый лучший", а с другой стороны - "но никто не будет тебя любить так, как мы, и никому ты не будешь нужен так, как нам". И ребенок, для которого такой расклад становится постепенно закономерностью и жизненной необходимостью, опять-таки когда-то да сталкивается с тем, что вокруг есть еще масса людей, которые не проявляют к нему никакого внимания, а тем более "не любят так, как родственники". И ему это уже кажется опасностью, это его пугает - ибо разрушает привычные представления, привычные ожидания и привычную опору в жизни.

Социофобия стоит в том числе и на так называемой "искусственной родительской фрустрации". Хрестоматийное "ты не сможешь без нас" тоже можно подавать в разной упаковке: обычно подается как "вот попробуй что-нибудь без нас; попробовал? Прокололся? Ага, вот и не суйся никуда без родителей".  И у ребенка постепенно формируется боязнь самостоятельного общения с социумом, которая при известной степени невротизации переходит в пресловутую социофобию.


* * *

И здесь самое время ответить на прямой вопрос: как же бороться с социофобией?
Опять не буду говорить за всех моих коллег, но мой собственный профессиональный подход к подобным проблемам состоит в следующем: с социофобией бороться не надо. Вообще.

Потому что если человек, «страдающий социофобией», на самом деле от нее совершенно не страдает, а получает даже некоторое удовлетворение (пусть бессознательное), и с удовольствием отоваривает те самые «купоны», которые ему эта социофобия предоставляет – у него нет никакой мотивации с ней бороться.  Как говорил один из персонажей известного мультика: «Таити, Таити! Зачем нам Таити, нас и здесь неплохо кормят!» И такого человека можно сколько угодно уговаривать «пойти к психотерапевту и полечиться от социофобии» - он не пойдет. Зачем? Ему она не мешает. А если мешает кому-то из его близких и по этому поводу его насильно тащат к психотерапевту в кабинет – человек тут же занимает внутреннюю оборонительную позицию по схеме «доктор, вы меня лечите,  а я посмотрю, как у вас ничего не получится». При таком внутреннем сопротивлении у доктора и правда мало что получится: поэтому я, в частности, отсекаю такие случаи еще на уровне предварительной телефонной беседы и вообще не приглашаю в кабинет по протекции родственников и без активного желания самого клиента.

Но и во втором случае, если социофобия реально мешает жить самому страдающему ею, если его «купоны» давно потеряли ценность и актуальность, а качество жизни ощутимо снизилось – то и в этом случае не надо с социофобией бороться. Потому что это состояние связано с областью бессознательного, а оно – часть конкретной личности: и если с этим бороться, то по сути человек вынужден вести борьбу с самим собой, а в такой борьбе победителей не бывает. Гораздо продуктивнее проанализировать то, что формирует социофобические ощущения,  вывести эти причины в область сознания; разобраться с тем, что дает человеку социофобия и от чего позволяет дистанцироваться, и можно ли эти вопросы решить каким-то иным,  более продуктивным для человека методом, без привлечения крайностей «то я пуп земли, то я никто». Изучить, как иными способами можно уравновесить и сбалансировать внутренние самоощущения, и на базе этой сбалансированности уже решать дальнейшие вопросы внешней и внутренней адаптации.  

Всем этим занимается аналитически ориентированная терапия и как часть ее – системный анализ связки «человек – среда». Такую терапию, в частности, я предлагаю своим клиентам. То есть вместо социофобии мой клиент получает в итоге возможность самостоятельного управления собственной жизнью и в частности – возможность самому регулировать интенсивность и качество социального общения по своим собственным запросам. И в итоге все упирается в один вопрос: нужен ли такой результат самому клиенту, и если да, то насколько он готов вкладывать в этот результат как минимум свое время, труд, средства и интеллект.

 

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу быть мужчиной
Я хочу быть настоящим мужчиной
Я хочу быть уверенным
Я хочу быть хорошей матерью
Я хочу быть хорошим отцом
Я хочу выяснить причины страхов
Я хочу добиться повышения статуса
Я хочу жить без страха
Я хочу забыть о страхах
Я хочу забыть о страхе

Темы: проблемы адаптации в социуме, социофобия, страхи, уверенность в себе, фобии.