Книга "ЧЕЛОВЕК И АВТОМОБИЛЬ"

Дата обновления: 26.01.2010

содержание книги 9

«ЧЕЛОВЕК И АВТОМОБИЛЬ:  психология безопасности водителя»

В последнее время много говорится о том, что автомобиль – достаточно опасный вид транспорта, что он чуть ли не вчетверо опаснее самолета, что в авариях в одной Москве за год погибает население небольшого города… и так далее, и тому подобное. Причем достаточно часто акцентируется, что-де одна из наиболее частых причин разного рода автомобильных аварий – так называемый "человеческий фактор". Но при этом практически нигде не излагается в подробностях, что это за фактор такой, в чем он состоит и как его учитывать, если не хочется в эти самые аварии попадать. 
Собственно, об этом "факторе" вся эта книга и написана.
Кроме того, подробностям технического устройства автомобиля и искусству его управления в самых разных условиях посвящено тоже достаточно много книг. Мы же с вами будем изучать одну-единственную "деталь" автомобиля – ту, что подчас именуют "прокладкой между рулем и сиденьем". А точнее – предметом нашего внимания станет специфика личности разных людей за рулем, характеристики и особенности, ответственные за поведение, реакции и прочие вещи, так или иначе отражающиеся на вождении машины. Поговорим мы и о процессе обучения вождению, и о стрессах и конфликтах на дороге, и о "тонкостях и сложностях" пользования автомобилем в семье – но именно с позиции того самого "человеческого фактора", с учетом личностных особенностей самых разных водителей, пассажиров и инспекторов ГИБДД.
И еще хочется отметить, что эта книга – в первую очередь для "рядового пользователя" автомобиля. И в ней не столько говорится о том, как действовать в тех или иных экстремальных ситуациях (хотя и об этом тоже), сколько том, как в таких ситуациях по возможности не оказываться.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 ВОДИТЕЛЬ ВОДИТЕЛЮ РОЗНЬ

Чем отличается человек от человека
Тест структуры личности для водителей
Деятельный 
Сомневающийся 
Демонстративный 
Непосредственный 
Эстетствующий 
Приземленный
Водители и инспекторы ГИБДД


ГЛАВА ВТОРАЯ
ЛИХА БЕДА НАЧАЛО

Первые шаги и внутренние мотивы
Автошкола
Практика 
Экзамены
Уверенность в себе
Точка кипения "чайника"
Скользкая дорога
Условия "ограниченной видимости"
День и ночь
Буксировка
Учимся возить пассажиров
Аутогенная тренировка

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
СТРЕССЫ И КОНФЛИКТЫ НА ДОРОГЕ

О стрессах
Конфликтология на дороге
Зачем мы сели за руль?
Борцы за выживание
Мотивированные извне
Мотивированные изнутри
Гармоничные личности
Пробковый синдром
Пьяный за рулем
Мобильный телефон
Дай дорогу дураку?
Подстава 
До и после дтп
Жизнь после аварии


ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
АВТОМОБИЛЬ В СЕМЬЕ

Муж и жена выбирают автомобиль
Две машины в семье
Мужчины и женщины за рулем
Муж и жена за рулем, или "не отвлекайте водителя разговорами"
Семья едет в отпуск

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В конце нашего разговора… позвольте немного помечтать. В частности, вспомнить известную поговорку "точность – вежливость королей" и помечать о том времени, когда точность соблюдения Правил Движения (и уважение ко всем участникам этого движения) будет основой вежливости наших водителей. Увы, соблюдать эти правила "целиком и полностью" на сегодняшний день пока еще… буквально неприлично. А очень хочется, чтобы неприличным было, наоборот, их нарушать. 
Конечно, мне могут возразить – мол, у нас такие правила, которые не нарушать невозможно! Я во многом соглашусь с этим, как вроде бы ни удивительно. Но потому я и говорил о "точности и вежливости" ВСЕХ участников движения – в том числе и тех, кто эти правила пишет и редактирует.
А сейчас наша "вежливость участников движения", начиная, что называется, с самых верхов, далека от цивилизованной – как это ни грустно. Настолько далека, что кое-где в цивилизованном мире наше бесцеремонное обращение с ПДД кажется невероятным…
Известный сатирик Михаил Задорнов на своих концертах часто рассказывает такой "случай из жизни". Наши соотечественники ехали по американскому хайвэю и проскочили съезд на второстепенную дорогу. А на тамошних хайвэях такая система – если пропустил съезд – придется ехать вперед достаточно долго, разворот там – явление редкое. Так вот наши ребята, об этом факте зная, искать разворот не поехали, а просто… перестроились в правый ряд и поехали до пропущенного съезда задним ходом. И разумеется, в них сзади врезалась американская машина.
Приехали полицейские, спросили у наших – что случилось. Наши спокойно заявили – "А, эти вон – дистанцию не держат".
В этом месте зрители обычно смеются, но это, как говорится, только еще цветочки. Далее Задорнов рассказывает, что полицейские точно такой же вопрос – "что произошло" – задали экипажу американской машины. Потом подошли к нашим и сказали: "Вы свободны, езжайте." Наши удивились – почему, мол, так легко отделались? Последовал ответ: "Потому что в той машине все жутко пьяные". Наши заинтересовались: обычно в Америке совсем пьяными за руль не садятся? И спросили: "А почему вы так решили?" Полицейский ответил: "Потому, что они утверждают, будто вы по хайвэю ехали задом."
В этом месте зрители не просто смеются, а буквально рыдают от смеха. Разделяя их веселье, в то же время хочется процитировать известное: "Над кем смеемся? Над собой смеемся…" 
Поэтому помечтать-то о цивилизованном общении участников движения на наших дорогах, конечно, можно. Но куда лучше, если каждый из нас хоть что-то сделает в реальности для того, чтобы приблизить эту мечту. Во многом ради этого я данную книгу и написал. Именно о "человеческом факторе", о "прокладке между рулем и сиденьем", а по большому счету – о самой важной детали в автомобиле, без которой машина – просто мертвая груда железа.

 

 


Логин

Пароль

Запомнить
Забыли пароль?