ОБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Дата создания: 05.02.2006
Дата обновления: 09.09.2010

 

На сегодняшний день можно сказать, что мы в Мастер-классе достаточно подробно разобрали азы теории психоанализа – по крайней мере, в ее популярном изложении Э.Берна (но все же и с оглядкой на классику).
Подозреваю, что теории теориями, но многим было бы любопытно "непосредственно заглянуть" в собственное бессознательное. Но вполне понятно, что оплачивать индивидуальные сеансы психоанализа только ради любопытства – не самый разумный способ потратить свое время и деньги. (Конечно, там, где есть конкретные цели, задачи типа разрешения застарелой проблемы, мешающей жить – тогда понятно). Также есть известные трудности и для группового очного психоанализа. То, что этот процесс полноценно невозможен в сети, мы уже обсуждали (хотя, как показала практика, длительное участие в МК многим дало результаты, вполне сопоставимые с курсом сессий классического психоаналитика).
Однако ничто не стоит на месте, и сетевые технологии развиваются тоже. Я думаю, что вы уже догадались: ведущий намерен предложить вам некое новое направление работы МК (разумеется, наряду с прежними его областями деятельности).
Но вначале позвольте еще немного "предварительной теории психоанализа".

Напомню, что наше бессознательное "мыслит" конкретно, предметно и образно. Однако на уровне межличностного общения вы переводим наши чувства и эмоции в символы – слова, вербализуем (проговариваем) и соединяем в логические цепочки. И как гласит известная шутка, в которой существенная доля правды, - "человек придумал слова, чтобы скрывать свои мысли". Точнее, скрывать (по запрету из бессознательного) те или иные свои чувства, переживания, ощущения. Тем не менее запереть эти чувства в бессознательном окончательно и полностью все же не удается. Они дают о себе знать, влияя на наше поведение и мышление, особенно на творческое. Как известно, Фрейд назвал такой "прорыв подавляемых чувств в творческие процессы" сублимацией. Речь, правда, идет не о любом творчестве, а о так называемом "спонтанном". Творчество на заказ - это продукт, созданный с серьезной долей логики и с еще большим участием предсознания. Более того, наше бессознательное не только конкретно, оно еще и живет только в текущем моменте, "здесь и сейчас". Любая протяженная во времени работа накладывает свои ограничения, включается цензурный анализ, который может напрочь замаскировать, а то и полностью подавить любую информацию от бессознательного о его первичных эмоциональных импульсах. Однако если творчество спонтанно и "сиюминутно", то оно очень многое может сказать о нашем бессознательном. Один мой друг детства (и я сейчас через 40 лет с ним согласен) утверждал, что "музыка – это прямая передача мыслей и чувств от одного человека к другому, минуя слова".

…Но если бы все было так просто, то мои коллеги-психоаналитики применяли бы метод анализа спонтанного творчества значительно шире. Проблема в том, что большей части людей, чтобы заниматься творчеством, вначале необходимо долго обучаться каким-то "азам творческого ремесла" (живопись, скульптура, поэзия, та же музыка, художественная проза…) Кстати, и сам творческий продукт часто возникает не столь быстро, сколько скоротечны наши чувства в бессознательном. И здесь на выручку приходят более современные технологии, способные действовать именно по принципу "остановись, мгновение".

Самый распространенный способ – это фотография. Особенно современная цифровая фотография, создаваемая практически полностью автоматизированными "цифромыльницами". Последнее утверждение наверняка будут оспаривать профессионалы в области фотодела (мол, якобы мыльницей невозможно сделать хороший снимок ) – но они как раз из тех, кому практически всегда приходится снимать не то, что хотелось бы, а то, что заказано. А современные цифровые компакты позволяют отображать на снимке и впоследствии на экране монитора именно то, что вы видите, и так, как вы видите. Причем видите именно сейчас, потому что маленькая мыльница при желании может быть с вами везде и всегда. Остается только нажать на ней кнопку и "остановить мгновение", созвучное вашему бессознательному.

Теперь от теории к практике – того, что собственно предлагается делать и чем заниматься.
предлагаю тем, кто хотел бы (в том числе с помощью других участников МК, а также ведущего) заглянуть в какой-то мере в собственное бессознательное, принять участие в работе нового раздела МК "Объективное бессознательное". Для этого подготовить серию из снимков (от 1 до 7 штук), сделанных ВАМИ ЛИЧНО в те моменты, когда увиденное в объектив фотоаппарата наиболее полно отражало ваше в тот момент эмоциональное состояние. Если будет серия снимков – важно, чтобы между ними было что-то общее, что-то объединяющее в эмоциональном, содержательном плане. Конечно, можно сделать и 10, и 20, и сотни снимков – но работа в сети и в группе накладывает свои ограничения, посему – будем выкладывать не более семи.
Тем, у кого нет цифровой камеры и кто никогда не фотографировал вообще (если такие есть) – рекомендую, если будет желание, приобрести максимально простую, но главное, максимально автоматизированную мыльницу. Чем меньше ее вес и чем проще таскать ее всегда с собой – тем лучше. Годится и мобильный телефон с камерой.
Обработка в фотошопе снимков не допускается. (это уже включение вашей цензуры). В крайнем случае, если хотите выложить обработанное фото - вместе с ним выкладывайте и оригинал для сравнения.
желательно на снимках выделить один действительно эмоционально задевший вас объект. Совсем хорошо, если к снимкам будут подписи.
Фотографии размещаются в отдельном треде, так же, как открываются новые темы в других разделах МК.

…Многие, видимо, сразу вспомнят "психотерапию творческим самовыражением" Марка Евгеньевича Бурно – об этой методике мы с вами тоже уже говорили (ссылка). Однако его клуб "свеча" совсем не похож на ту идею, что я предлагаю для МК. Отличия существенные, прежде всего в направленности работы.
У доктора Бурно шла именно ПСИХОТЕРАПИЯ творческим самовыражением – то есть занятия не носили ни исследовательского, ни дидактического характера. Только терапевтический. Главной задачей был "выплеск эмоций", и вся работа была направлена на лечение больных алкоголизмом и адаптацию их в семьях (очень приветствовалось участие в клубе родственников алкоголиков). И основная цель была – приобщить алкогольных больных к творчеству. А точнее – дать им какое-то иное доступное удовольствие взамен изъятого из их жизни алкоголя.
И при всем моем уважении к профессору Бурно как к специалисту должен заметить, что он в принципе отрицает теорию и методику психоанализа как такового. И не занимался никогда анализом именно бессознательного.
Так что получается, по форме наш раздел "Объективное бессознательное" будет напоминать "психотерапию творческим самовыражением" доктора Бурно точно так же, как известный многим Розен-метод напоминает массаж: внешне то же самое, а по сути совершенно разные вещи!

…Кто не умеет снимать и хотел бы получить какие-то "практические советы и рекомендации" на эту тему – тоже возможно. Главное – выскажите такое пожелание.

И наконец – полагаю, что многие столкнутся с определенными трудностями "методического плана": мол, не всем известно, как по изображению на фотографии интерпретировать бессознательное?
Но здесь нет никаких особых "методических планов" – ибо при просмотре фото идет своего рода "диалог бессознательного автора снимка с бессознательным его зрителя". Посему просто выкладывайте свои ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ впечатления от снимков – но не на уровне "нравится – не нравится", а именно в форме "эмоциональной мысли" – чем задело, какие пробудило ощущения, какие вызвало ассоциации и чувства? И когда таких высказываний накопится некоторое количество – уже может будет сформулировать ОБЪЕКТИВНО "общую идею", общее направление и т.п. А может быть, этих "идей и направлений" будет несколько. И это поможет наиболее объективно заглянуть в бессознательное автора снимка.

Конечно, первый блин во многих случаях бывает комом. Но ведь на то мы и учимся, чтобы осваивать какие-то новые вещи в том числе?
Поэтому предлагаю попробовать :)

 

Пишите по вопросам работы Мастер-класса

Вернуться в раздел "Мастер-класс"

Логин

Пароль

Запомнить
Забыли пароль?