"Я хочу знать причины агрессивности"
Чтобы знать о чем-то – надо начать узнавать. Любой, самый длинный путь начинается с первого шага.И наверное, если клиент говорит «Хочу знать» - он нуждается в каких-то достаточно сложных знаниях: всё простое он наверняка уже узнал сам и к психотерапевту за этим обращаться ему было не надо. Поэтому чаще всего заказ «Хочу знать» продолжается словами «но почему-то не могу».
Иногда человеку для этого знания не хватает адекватной информации.
Иногда он хочет знать что-то, что бьет по его бессознательным болевым точкам, и даже при наличии информации она натыкается на внутренние «барьеры восприятия».
А еще, желая что-то узнать, полезно для себя определить, до какой степени и каких глубин вы намерены закапываться в данную область.
Но в любом случае я достаточно эффективно могу содействовать человеку, который хочет что-то знать. Мы разберемся в том, что у него не получается, если на пути к этому знанию возникают какие-то проблемы. Я дам ему необходимую информацию (в том числе достаточно уникальную и индивидуальную), если он в ней нуждается. А самое главное – я предложу ему «ключи» к необходимым знаниям, чтобы сами знания он смог добыть сам.
В работе с клиентами я часто апеллирую к одному стихотворению из поэзии вагантов (в переводе Л.Гинзбурга). Там есть такие строки: «Мыслью сделаюсь крылат в гордых этих стенах, чтоб ОТРЫТЬ заветный клад знаний драгоценных». Многие читают – «открыть». Приходится обращать внимание, что написано несколько иначе. Потому что, обретая знания, причем сложные, многоуровневые, приходится не столько открывать, сколько отрывать: с трудом, с пОтом, с интеллектуальным напряжением. И если человек этого не сделает сам – он, увы, не приобретет этих знаний. Но тем, кто хочет приобрести, причем вложив в первую очередь собственный труд – я могу помочь: как минимум помочь сориентироваться, «где конкретно копать», чтобы «отрыть» знания по той или иной проблеме или ситуации.
Говоря о причинах того или иного явления или результата, необходимо обращать внимание и на следствия. И исследовать не столько сами причины, сколько причинно-следственную связь в целом. Эта связь, как правило, бывает многоступенчатой и многоходовой: далеко не всегда всё уложится в банальное «после того – значит, вследствие того». Потом, нередко пытаются найти единственную причину возникновения проблемы. а их может быть много. К проблеме нередко приводит целая цепочка событий, в конце которой начальные причины уже частично теряют актуальность.
И еще: даже определив причины возникновения той или иной проблемы, сложно решить проблему как таковую. Например: в квартире зажгли спичку, и от этого случился пожар. Чтобы решать возникшую проблему, вначале необходимо тушить пожар, а не искать ту спичку, от которой все занялось.
Иногда стремление «искать причину» очень похоже на стремление «искать виноватого». Но даже если вы этого «виноватого» найдете, уже возникшую проблемную ситуацию это вряд ли исправит. Да, информация «откуда взялась проблема» может быть полезна потом, при решении вопроса «как снова не наступить на эти грабли», но при работе непосредственно с проблемной ситуацией даже ее причины в некоторых случаях могут быть не важны в первое время.
Говоря об агрессивности (агрессии), многие вспоминают этологию, и не без оснований. Потому что обычно животные, к которым относится и «человек разумный», проявляют агрессию только в рамках защиты. Тот же лев, убивая антилопу, не агрессивен: он просто добывает себе еду. С тем же успехом можно назвать «агрессивной» хозяйку, которая спокойно пришла в магазин и выбрала себе кусок ветчины. А вот когда ту же еду надо отстаивать, когда есть любая другая опасность, угроза, когда нужно что-то защищать, отстаивать – начинает проявляться агрессия. И человек в этом смысле – не исключение.
Более того, даже защищать свою жизнь, семью или имущество иногда бывает полезно «на относительно холодную голову»: и потому можно резюмировать, что проявление агрессии как эмоции, особенно превентивной, упреждающей, когда никто еще не нападал, но есть опасение или подозрение, что вот-вот нападут – это признак страха, внутренней слабости и т.п.
И пресловутая «уверенность в себе» тоже не достигается агрессией: скорее – спокойствием, вызванном внутренней силой. По аналогии с известным выражением «Юпитер, ты сердишься – значит, ты неправ» можно сказать «Юпитер, ты агрессивен – значит, ты напуган».
Поэтому, если вы страдаете от своей излишней агрессивности – можно подумать, как этот эмоциональный потенциал превратить в вашу реальную внутреннюю силу. Но это уже отдельная тема для индивидуальной аналитической беседы.
Статьи по теме
Перенос и контрперенос
"Так называемый перенос/контрперенос, или трансфер/контртрансфер – один из наиболее сложных моментов психоаналитической терапии и одно из ключевых понятий психоанализа как теории. По тому, как решаются психотерапевтом проблемы переноса/контрпереноса, можно судить о его профессионализме и качестве работы. Но прежде чем говорить о том, как распознать этот самый перенос и что с ним делать – обратимся к определениям, чтобы разобраться, что из себя по сути представляет это явление..."
Розен-метод как один из эффективных методов современного психоанализа
Человеческое тело, особенно в области неконтролируемых мышечных реакций, может стать достаточно эффективным источником информации о бессознательном. Если прицельно изучать и наблюдать состояние тела (учитывая то, насколько плотно обычно связаны соматические и эмоциональные реакции), то можно распознать не только текущее эмоциональное состояние клиента, но и более глубинную эмоционально-бессознательную проблематику. Эти возможности достаточно широко используются в современной психоаналитической практике.
Легко ли быть "настоящим мужчиной"?
Если прямо сейчас выйти на улицу и спросить у прохожих – «Кто такой настоящий мужчина», никто не удивится. Однако сами ответы наверняка будут весьма однообразными. Настоящий мужчина будет охарактеризован как сильный, смелый, уверенный лидер. Но в реальности, порой бывает иначе. Сильный превращается в необузданно агрессивного, смелый – в безбашенного, уверенный – в самоуверенного, а лидер – в диктатора. И увы, бывает это довольно часто. А потом статистика говорит, что продолжительность жизни мужчин уменьшается. Почему?
Сексуальный инстинкт и инстинкт размножения
Как показывает практика, сексуальная сфера "человека разумного" сложна и многообразна, а также изрядно запутана: в ней существует масса заблуждений, ложных убеждений, внутренних сопротивлений и прочего. Но с другой стороны, при всей неоднозначности человеческой сексуальности – эта тема создает многим людям массу психологических и социально-психологических проблем (не говоря уж собственно о проблемах интимного характера).
Новая реальность и новое бессознательное
Распространённость компьютерных технологий и коммуникаций сегодня определённым образом влияет на бессознательное человека. Но как вследствие этого меняется восприятие реальности, учитывая специфику её формирования, чем грозит перемещение в шлеме виртуальной реальности по реальному пространству и какую роль играют здравый скепсис и логический анализ в отделении реальной реальности от виртуальной?
Агрессия и депрессия - две проблемы современного человечества
Агрессия и депрессия – два понятия, которые называют "главными бичами современного человечества", инициируя различные дискуссии о том, как бороться с первым и вторым. Но говоря о методах борьбы с чем-либо, важно вначале разобраться как с определениями, так и с причинами возникновения подобных явлений, влекущих "необходимость борьбы". Не говоря уже о том? что анализировать и управлять может оказаться эффективнее, чем бороться.
Выражение эмоций: эмоциональные травмы, психотравмы, эмоциональное выгорание
Эмоции – основной предмет исследования в психоанализе, сущность и основа бессознательного. В том числе и поэтому в социуме обычно принято эмоции, особенно сильные и негативные, большей частью скрывать. То есть – либо не демонстрировать в открытую и в полной мере то, что сейчас ощущается, либо демонстрировать какие-то другие эмоции, более подходящие к конкретной ситуации в рамках общепринятой вежливости в определённом социуме...
Темы: агрессия, психоанализ.