Психологические особенности потенциального потребителя психологических услуг
От автора: В статье анализируются трудности, с которыми сталкиваются психологи в процессе продвижения своих услуг. Сопоставляется спрос и предложение в области психологической помощи. Исследуются сходства и различия индивидуально-типологических особенностей и механизмов психологической защиты потенциального клиента психолога с теми, кто имеет опыт получения психотерапевтической помощи.
Существуют противоречивые данные в области сопоставления спроса и предложения в области психологической помощи. С одной стороны, приводятся сведения о том, что в России присутствует недостаток специалистов [1] при заметном интересе к психологии в обществе и выраженной потребности к получению психологической помощи, с другой стороны говорят о «перепроизводстве» психологов, в основном эта тема обсуждается в СМИ и на интернет-форумах. Обозначенное противоречие только кажущееся и объясняется оно тем, что отсутствие прироста ставок психологов в госучреждениях создают трудности для специалистов, в особенности, для недавних выпускников профильных факультетов вузов, что и может выглядеть как «перепроизводство». В тоже время, потенциальных потребителей психологических услуг меньше не становится, напротив, растет внимание людей к внутренней душевной жизни собственной и других, косвенно об этом свидетельствует неуклонно увеличивающееся количество поисковых запросов на психологическую тематику, в том числе на поиск специалиста, в интернет-поисковиках [2].
Давно отмечена характерная тенденция для российского общества: люди, имеющие психологические проблемы, предпочитают пытаться решать их с друзьями или обсуждать с незнакомыми людьми в интернет-сообществах, а кабинет профессионального психолога-консультанта, психотерапевта или психоаналитика подчас откровенно избегают [3]. Заметную конкуренцию профессионалам составляют оккультные и парапсихологические услуги: экстрасенсы, гадалки, астрологи, эзотерики…
В создавшихся условиях неизбежно рынок свободного предложения психологических услуг будет только расти. А вместе с этим, на первый план будут выходить вопросы привлечения клиентов в психотерапевтическую практику и продвижения своих услуг в области профессиональной психологии. Следует предположить, что многие потенциальные клиенты, хоть и имеют психотерапевтический запрос, не доходят до специалистов, культура обращения к профессионалам все еще находится не на самом высоком уровне. Даже бесплатная психологическая и психотерапевтическая помощь в кабинете часто оказывается не столь востребованной. В современном обществе не только умение оказывать индивидуальную консультативную психологическую и психотерапевтическую помощь, но и умение продвигать подобные услуги становятся важными профессиональными компетенциями для современного психолога или психотерапевта.
Проблема продвижения услуг психолога зависит как от специфики продвигаемой услуги (товара, имеющего нематериальную природу), так и от особенностей ее потребителя – потенциального клиента. С правовой и экономической точки зрения «психологическая услуга» – это любые мероприятия (индивидуальное консультирование, психотерапия, групповая тренинговая или психокоррекционная работа) или выгода, которые одна сторона может предложить другой, и которые в основном неосязаемы и не приводят к получению чего-то материального [4].
Одна из насущных исследовательских проблем для практикующих психологов-психотерапевтов – определение того, какие факторы могут повышать вероятность обращения за профессиональной психологической помощью. Что наряду с жизненной ситуацией в большей степени детерминирует обращение к психологу: способ предложения услуги, внешние атрибуты имиджа и репутации специалиста, его психотерапевтический подход или эмоционально-личностные особенности клиента? При этом оставим на время за рамками этой публикации рассмотрение вопроса о том, что является значимым для повторных визитов клиента. Качественных исследований в этой области, проведенных психологическим сообществом еще предельно мало, чтобы делать окончательные выводы, но можно ожидать, что количество прикладных исследований в этой области в ближайшее время будут расти.
Целью исследования, проведенного на базе Восточно-Европейского Института психоанализа, являлось описание того, какие личностные особенности отличают потенциального клиента от клиента, который находится в настоящий момент в терапии или имеет опыт терапии в прошлом с разной степенью оценки результата.
В исследовании индивидуально-личностных особенностей и механизмов психологической защиты с помощью опросника ИТО (Л.Н. Собчик) и опросника LSI (Life Style Index, Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Конте) приняли участие 81 респондент с различным опытом обращения за психологической помощью (см. таблица 1), обоих полов (86% женщин, 16% мужчин) в возрасте от 24 до 55 лет, средний возраст - 34 года. 75% всех респондентов имели высшее образование, около 40% респондентов состояли в зарегистрированном браке.
Таблица 1. Распределение испытуемых на группы с разным опытом обращения за психологической помощью.
Группы | кол-во (n=81) | % |
1 группа: Потенциальный клиент | 31 | 38% |
2 группа: Клиент в терапии | 12 | 15% |
3 группа: Клиент в прошлом с отрицательным опытом | 7 | 9% |
4 группа: Клиент в прошлом с положительным опытом | 19 | 23% |
5 группа: Клиент с нейтральным опытом | 9 | 11% |
6 группа: Неклиент | 3 | 4% |
Прежде всего, заслуживает внимания тот факт, что более половины респондентов (53%), принявших участие в исследовании, либо имели опыт получения профессиональной психологической помощи, либо проходили терапию в настоящий момент. Среди тех, кто не имел такого опыта, подавляющее большинство (более 90%) вполне допускали для себя обращение к специалисту психотерапевтического профиля. Именно такие респонденты в данном исследовании были отнесены к группе «потенциальный клиент». При анализе результатов группа потенциальных клиентов (31 человек) сравнивалась с группой клиентов, находящихся в терапии в данный момент (12 человек). Группы клиентов в прошлом сравнивались в зависимости от субъективной оценки результата терапии: положительный результат (19 человек) и негативный результат (7 человек). Группа «не клиент» в дальнейшем не анализировалась, в силу малочисленности выборки, также как и группа с нейтральной оценкой результата терапии была исключена из анализа в силу «нейтральности».
По опроснику ИТО исследовались индивидуально-типологические особенности испытуемых: экстраверсия, спонтанность, агрессивность, ригидность, лабильность, сензитивность и тревожность. По опроснику "Индекс жизненного стиля" - основные механизмы психологической защиты.
Единственное различие, которое обнаружилось при сравнении 1 и 2 группы - это достоверно меньшая агрессивность тех, кто проходит терапию в настоящий момент по сравнению с теми, кто еще не дошел до специалиста (4,84±1,19 и 3,67±2,1 баллов по шкале «агрессивность» ИТО соответственно, при p≤0.05). В остальном – каких-то специфических индивидуально-типологических особенностей и психологических защит, отличающих потенциальных клиентов от тех, кто уже проходит терапию, не было найдено. Также практически не обнаружилось различий по индивидуально-психологическим характеристикам и психологическим защитам среди тех, кто полярно оценивает результаты собственной терапии. Интерес представляет установленный факт: люди, проходившие терапию в прошлом и имеющие негативную оценку результата терапии, достоверно более тревожны, чем те, у кого от получения профессиональной психотерапевтической помощи остались позитивные впечатления (6,71±2,29 и 4,95±1,96 баллов по шкале «тревожность» ИТО соответственно, при p≤0.05).
Важный вывод, который можно сделать – это вывод о том, что потенциальный клиент и клиент, сейчас проходящий терапию или когда-либо проходивший ее с любой оценкой результатов, практически не имеют различий в личностно-типологических свойствах и ведущих механизмах психологических защит.
Практически любой человек потенциально – клиент психолога, психотерапевта. Какие-либо специфические индивидуально-личностные особенности не являются препятствием для обращения за психологической, психотерапевтической услугой.
Библиография:
М. М. Решетников "Психическое здоровье населения в свете современных тенденций"/"Неврологический вестник" - 2013, т. XLV, вып. 3 - с.71-77
https://www.google.ru/trends/ - Google Тренды (дата обращения: 10.05.2016)
Трунева С.А. Проблемы продвижения психологических услуг на современном российском рынке // СМАЛЬТА, 2015, № 4. С. 79-81.
Реуцкий М.В. «Востребованность услуг психолога. Сезонная динамика спроса на услуги психолога». [Электронный ресурс]//Медицинская информационная сеть. Режим доступа: http://www.medicinform.net/psycho/psych_spec41.htm (дата обращения: 10.05.2016)
Ссылка для цитирования:
Ершова С.К., Нарицына М.П. "Психологические особенности потенциального потребителя психологических услуг"/ Эпоха психоанализа: теория и практика. Книга 1 серии «Эпоха психоанализа». Сборник научных статей по материалам конференции 30.05.2016 г., посвященной 160-летнему юбилею со дня рождения Зигмунда Фрейда, 25-летию Восточно-Европейского Института психоанализа и 10-летию Студенческого научного общества ВЕИП. — СПб.: ВЕИП, 2016. — с. 90 - 95 с.
психолог, психоаналитик
г. Москва