Семья: кризис или ступень развития?

Дата создания: 23.08.2012
Дата обновления: 23.08.2012
Весьма обширная и значимая часть психотерапевтической работы связана с проблематикой семьи. Причем во всех аспектах: начиная с трудностей создания семейных отношений и поиска партнера и заканчивая проблемами в уже созданной семье, а то и вопросами развода. При этом у разных людей подчас разное представление о том, каким образом строится и функционирует семья; и в частности, что они конкретно для себя собираются строить, ища партнера или партнершу. Более того: оперируя в жалобах на семейные проблемы понятиями типа «нормальная семья», «традиционная семья» и т.п., потенциальный клиент обычно довольно неопределенно представляет, какие конкретно нормы и традиции имеются в виду.

Материал написан в соавторстве с Нарицыной М.П.

 



Тонкости семейной психотерапии в период так называемого кризиса семьи




Весьма обширная и значимая часть психотерапевтической работы связана с проблематикой семьи. Причем во всех аспектах: начиная с трудностей создания семейных отношений и поиска партнера и заканчивая проблемами в уже созданной семье, а то и вопросами развода.  При этом у разных людей подчас разное представление о том, каким образом строится и функционирует семья; и в частности, что они конкретно для себя собираются строить, ища партнера или партнершу. Более того:  оперируя в жалобах на семейные проблемы понятиями типа «нормальная семья», «традиционная семья» и т.п., потенциальный клиент обычно довольно неопределенно представляет, какие конкретно нормы и традиции имеются в виду.

Многих проблем в семейных взаимоотношениях можно избежать (а при условии их наступления – гораздо проще с ними разобраться), если соотносить принципы построения и функционирования семьи в соответствии с актуальными, насущными «традициями и нормами». Сегодня то и дело говорят о «кризисе института семьи», но если проанализировать суть этого «кризиса» – то его точнее будет называть перестройкой, апгрейдом и другими словами, обозначающими не упадок и крах, а развитие и переход на следующий уровень организации. А большая часть семейных проблем как раз базируется на том, что члены семьи – осознанно или бессознательно – упорно пытаются держаться за прежние «традиции и нормы», которые на сегодняшний день всё больше теряют свою актуальность.



***

Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.
Феликс Адлер


Всем известна цитата о том, что «семья – это первичная экономическая ячейка общества».  Собственно говоря, и возникла она в основном в экономических целях в период развития оседлого земледелия. Этот период способствовал появлению собственности, вопросов наследства и определенной семейной структуры, предназначенной для выживания группы лиц в условиях замкнутого натурального хозяйства на ограниченной территории.  Таким образом и сформировалось то, что сейчас называется «традиционной семьёй»: семья многопоколенная, клановая, патриархальная:  так называемая «мегасемья».   Такая семья состояла из нескольких поколений, и как одно из правил в ней устанавливалась безоговорочная иерархия по половозрастному признаку.

Эта система, как правило, позволяла обеспечивать пропитанием всех членов семьи при определённом уровне эксплуатации общего труда.  Можно даже сказать, что для своего времени она была прогрессивной: выживание рода теперь не зависело от удачи в охоте. Но при этом патриархальная земледельческая семья потребовала новых качеств личности и специфических внутрисемейных взаимоотношений: в первую очередь, определенной ригидности в выполнении необходимой работы и безоговорочного послушания более опытным старшим членам.   Но с развитием экономики и выходом социума на новый уровень жизни потребовались новые личностные особенности, новые «семейные роли и специализации», новое распределение внутрисемейных целей и задач и в принципе новые условия существования семьи, соответствующей уже сегодняшнему дню с его спецификой.  В частности сегодня уже практически обыденное явление, что выросшие дети знают о чем-то больше своих родителей и прародителей, особенно если речь идет о каких-то современных технологиях, новых принципах социального общения и т.п. Но если родители и прародители до сих пор бессознательно держатся за мегасемейные принципы взаимоотношений со своими детьми – они просто не в состоянии чему-то учиться у собственного ребенка, этого «не пропускает» их внутренняя цензура.

Увы, социальные традиции в силу своей ригидности не успевают за темпами развития экономики.  Говоря обычным языком – существенная часть людей просто не в состоянии изменить свои внутренние сценарии в соответствии с новыми условиями, и продолжает, иногда совершенно неосознанно, жить «по опыту предков», в соответствии с теми семейными требованиями, которые были ранее и сейчас практически безнадежно устарели. А самые большие проблемы образуются, когда в семье один из супругов тяготеет к новым семейным устоям, а другой – к старым: здесь конфликт в той или иной форме практически неизбежен.  

Безусловно, любые изменения имеют какой-то переходный период, иногда не один. Многие специалисты отмечали в конце ХХ века достаточно бурный всплеск так называемых альтернативных способов организации семьи: открытый брак, гостевой брак, свингерство, полигамная семья и тому подобное. Можно сказать, это были проблемы поиска новых вариантов в ситуации, когда старая модель уже недостаточно полно отвечает новым потребностям, а новой модели еще не сформировалось. И если хотите, настоящий "кризис  семьи» был именно тогда: а сейчас вся кризисность состоит в том, что мегасемейная модель устаревает все явственнее, и все активнее заменяется моделью нуклеарной семьи. Люди, тяготеющие к прежней семейной системе, называют именно это кризисом: но скорее это кризис их собственных личных взглядов и потребностей, что также необходимо учитывать в подобных вопросах семейной психотерапии.


***

Счастье — это когда у тебя есть большая, дружная, заботливая, любящая семья в другом городе.
Джордж Берне


Можно сказать, что традиции кланово - иерархической семьи уже в определённой мере тормозят развитие социума. Прежде всего – семья сама по себе уже не является единицей материального воспроизводства: на сегодняшний день работать и зарабатывать вполне может каждый из членов семьи отдельно, и уже не нужно многоуровневой иерархической пирамиды и большого количества рабочих рук, чтобы получить продукты питания, дом  или одежду.  Но если при этом система распределения власти в семье остается прежней  – у многих ее членов пропадает мотив к производству этих самых ценностей, как материальных, так и нематериальных. Потому что никаких дивидендов от своего труда он в мегасемье не получает. Хрестоматийный пример – когда  старшие члены семьи решают за подростка, в какой области ему работать и в какой вуз поступать (и поступать ли вообще), при этом совершенно не учитывая потребностей и личностных особенностей самого ребенка.  В таких условиях вклад получившегося специалиста в области, к которой у него не лежит душа, вряд ли будет весомым и значимым. Потом, при сохранении иерархической структуры и «власти старших» у младших поколений часто не бывает мотива вкладываться даже в любимую работу. Потому что все заработанные деньги родители – часто уже пенсионеры – считают своей собственностью, как считают таковой и самого ребенка: зачастую уже взрослого, совершеннолетнего, а то и создавшего собственную семью.  Дополнительные проблемы начинаются, когда кланово-мегасемейная система проникает и в производственные отношения, и производство начинает функционировать не по законам, а «по понятиям и традициям».

Принято считать, что основная функция семьи – это рождение и воспитание детей: но и здесь кланово-иерархический подход нередко ставит палки в колеса.  В частности – с помощью распространенных штампов-убеждений типа «смысл жизни и наиболее полная реализация любой женщины – только в рождении детей». При этом практически не учитываются современные реалии: то, что сегодняшнее воспитание детей - это не только банальное их вскармливание и выращивание, что сегодня высокую значимость имеет психологическое благополучие и адекватность личности (как ребенка, так и взрослого), и потому  желательно, чтобы дети рождались и росли только у тех родителей, которые сами этого хотели и были к этому готовы. Сегодня уже нет той древней обязанности «во что бы то ни стало рожать новые рабочие руки»: сейчас важны не столько руки, сколько головы, потому что новые уровни прогресса ставят перед новыми поколениями задачи иного порядка сложности и ответственности, нежели при ручном монотонном труде. Также в нынешних реалиях при существенно снизившемся уровне детской смертности и развитии контрацепции женщина и подавно не обязана рожать всё новых и новых нежеланных детей вопреки собственной внутренней потребности: более того, на сегодняшний день вполне возможны семьи и без детей вообще. Потому что воспроизведение населения – одна из задач семьи, но не единственная и не основная.

А еще кланово-семейный уровень создает проблемы в самой системе формирования личности: потому что во многом основывается на возрастном иерархическом принципе «кто старше, тот и главнее». Таким образом возникает множество выросших, но совершенно несамостоятельных инфантильных детей, которые никакого решения не в состоянии принять сами: потому, что они этому не обучались. Им в семье это не было позволено даже тогда, когда они вроде бы стали взрослыми. В патриархальной семейной системе, как уже упоминалось выше, господствует принцип «Яйцо курицу не учит», причем ребенок, даже повзрослевший, по отношению к родителю – всегда то самое «яйцо».

Безусловно,  далеко не все дети смиряются с таким положением вещей: многие пытаются протестовать. Но опять же - неконструктивно и неэффективно. Как пример – ранние браки и ранние роды, и прочие примеры безуспешных попыток «доказать родителям, что дети выросли» и добиться независимости. В любом случае – многие современные дети достаточно четко видят несостыковку архаичного семейного уклада и темпов развития окружающей действительности, и часто протестуют именно против того, что им самим – причем весьма обоснованно – кажется уже устаревшим. Однако зачастую получают на все свои вопросы и претензии ответ типа «так принято» - и всё.

Совершенно не зря о клановой семье ходит много анекдотов. Вот, например, такой: «Семья заменит тебе всё, поэтому, прежде чем жениться, подумай: что тебе важнее – всё или семья». Или уже ставшее притчей во языцех пародийное двустишие поэта Игоря Губермана: «Семья от бога нам дана, замена счастию она». Это двустишие стало особо известным благодаря тому, что на каком-то из митингов, посвященных «борьбе за возвращение старых традиций», его ничтоже сумняшеся вынесли… в качестве агитационного лозунга. Не понимая, что таким образом сегодня агитируют больше против пресловутых «традиций предков», чем за.  



***

Овца и волк по-разному понимают слово “свобода”, в этом сущность разногласий, господствующих в человеческом обществе.
Авраам Линкольн


Снова вернемся к тому, что на сегодняшний день существенную значимость приобретает психологическое благополучие личностей в социуме, уравновешенность, возможность личного комфорта в кругу близких людей и т.п. Но клановая семья изначально не рассчитана на создание личной комфортности и соблюдение личных границ. В таких семьях родители обычно не гнушаются лазить по карманам и дневникам даже выросших детей,  иметь ключи от квартиры ребенка, создавшего собственную семью, и заглядывать в шкаф с бельем, и так далее, и тому подобное: примерам несть числа, и у каждого наверняка имеются свои собственные.  Если учитывать систему функционирования мегасемьи – подобное вполне логично: если человек руководит чем-то, особенно с авторитарной позиции, ему  закономерно хочется держать под контролем всё, что делают его подчиненные, чтобы вовремя наставить их на путь истинный. А что иногда выросшие дети возражают против подобных вещей – их всегда можно поставить на место, особенно если они сами еще не вышли в своем восприятии из кланово-семейной модели.

Многие наверняка помнят известную пушкинскую сказку про царя Салтана. В частности, эпизод, когда князь Гвидон приводит царевну Лебедь к своей матери.

«Сын ей в ноги, умоляя:
- Государыня родная!
Я привел жену себе,
Дочь послушную тебе!»

В тогдашней семейной модели сын, женившись, оставался под маминым началом, причем к нему добавлялась еще и невестка: при этом она могла быть вполне самостоятельной и даже обладать сверхъестественными способностями, но в семье мужа становилась не женой – хозяйкой отдельного дома, а именно дочерью, причем, что существенно, - послушной. И неудивительно, что старшие родственники в клановой системе вовсю вмешивались в жизнь и уклад молодой семьи, в решение сугубо личных вопросов о тех или иных покупках, организации семейной жизни, наличии детей и т.п.  
Вообще родители в мегасемье часто неосознанно воспринимают детей как часть себя самих, а то и как свою собственность: и особенной психотравмой для них становится желание и стремление ребенка отделиться и стать самостоятельным. Во-первых, тяжело, когда приходится «отрывать от себя свою часть», а во-вторых – как генерал может состояться только при наличии армии, так и на вершине иерархии в той же семье можно находиться только при наличии подчиненных. А когда дети отказываются быть  в таком подчинении – это тоже становится своего рода психотравмой и крахом всей жизни.

 

***

Единственный способ определить границы возможного — выйти за эти границы.
Артур Кларк


Но возникает вопрос: если мегасемья как структура устарела – почему она до сих пор существует? И почему при решении многих социальных вопросов многие всё ещё руководствуются теми же кланово-иерархическими принципами, при этом апеллируя «к нормам и традициям», не уточняя, к насколько актуальным?..

Прежде всего – скачкообразные изменения возможны только в результате революций: а естественное развитие обычно идет постепенно, пошагово,  и не всегда явно заметно. Потом – как уже упоминалось,  любые нормы и традиции, как часть социальных представлений и общественного бессознательного, меняются вообще с трудом и нередко отстают от фактических социально-экономических изменений.  И наконец,  ригидность изменений может быть в определенной степени связана с нежеланием многих людей отказываться от иерархических принципов в силу того, что людям не хочется терять ту или иную власть, пусть даже в микросоциуме – собственной семье. Причины этого различны: иногда той или иной власти требует структура личности, а взять эту власть другим способом негде; иногда на этой власти и руководстве несколькими поколениями у человека держится смысл всей жизни, и если отнять у него положение в иерархической пирамиде – что в его жизни останется? А у кого-то в принципе нет своей жизни, и приходится жить жизнью детей и внуков, всячески пытаясь этой жизнью управлять. В любом случае, есть определённая социальная группа людей, которым любые изменения весьма некомфортны: и потому эта группа активнее других призывает «вернуться к истокам, опыту предков» и т.д. Несмотря на то, что сейчас, в эпоху глобализации и  фактического отсутствия информационных границ, семья как таковая все явственнее стремится к отдельной,  так называемой нуклеарной форме существования. Если обращаться к определению нуклеарной семьи, то оно гласит: «Нуклеарная семья - однопоколенная "изолированная" семья, состоящая из родителей и их несовершеннолетних (материально зависимых) детей. Одна из основных характеристик такой семьи - "изолированность" - выражается в том, что члены семьи, как правило, имеют отдельное от других родственников жилье и семья обычно ведет независимое экономическое существование». Соответственно,  все остальные родственники считаются отдельными семьями, и каждая семья сама управляет своей жизнью, не подчиняясь родственному  «диктату свыше».  А тяготение к давним «нормам и традициям» по сути оказывается тяготением к социальному и промышленному регрессу.

Человек, как социальное существо, всегда имеет потребность создавать семью как собственный комфортный микросоциум. Другое дело, что сейчас построение семьи (и вливание в большой мегасемейный клан)  не столь важно именно для выживания индивидуума: опять же, в современных условиях человек вполне может выжить и в одиночку, и даже может вырастить как минимум одного ребёнка. Современная семья несет несколько иные функции: в первую очередь  это тот самый комфорт, поддержка партнера, возможность создать гармоничное супружество. Подозреваю, что здесь многие читатели, особенно с приличным семейным стажем, горько усмехнутся. И, по сути, будут правы, потому что подход «семья как психотерапевт» в современных условиях чаще всего не работает и превращается в полную противоположность: семья как психотравма.  В основном как раз потому, что построить новую партнерскую семью на базе старой клановой модели – невозможно. А люди, которые на этой устаревшей модели выросли, просто не знают других принципов построения семьи. И либо искренне пытаются поставить, как говорится, «новую опару на старых дрожжах», либо изначально отказываются от семьи вообще: потому что имеющаяся семейная модель их категорически не устраивает, а что можно по-другому – не знают. Ну, тогда и никак не надо.


***

Чтобы найти новый путь, нужно уйти со старой дороги.
Из записок издательства Альпина Паблишерз


Таким образом, основная проблематика построения семьи и жизни в семье – это конфликт двух моделей: старой, кланово-патриархальной, и новой,  нуклеарной.  И то, что сейчас называется семейным кризисом, по сути не отказ от семейных отношений как таковых, а смена одной семейной модели на другую, растущая самостоятельность нуклеарной ячейки и увеличение ее независимости от других родственников.

Сейчас многие ждут от семьи и от супруга именно поддержки, понимания, психологической близости: причем реальной, а не по принципу «свой своему поневоле друг». Потому что, снова повторю, семейные отношения нуклеарной модели изначально обеспечивают не столько экономическую, сколько психологическую устойчивость обоих супругов. Но такая новая семья не получится на прежней сценарной базе: почему еще существенная часть семейной психотерапии, в частности, в моем кабинете – это помощь в построении семьи нового принципа, обучение пониманию нуклеарной семейной структуры, основам эффективного супружества и партнерства. С тем, чтобы семья все же становилась для всех ее участников не психотравмирующим, а психотерапевтическим фактором.

И еще один важный момент предупреждения семейной проблематики – создание семьи только тогда, когда она нужна непосредственно конкретному человеку, а не  руководящему им клану. Когда есть личная необходимость в психологической близости и совместном существовании, а не навязанные извне «долг и обязанность». Вообще любые сторонние лица, лезущие без приглашения со своими советами и руководством в вашу глубоко личную жизнь - как правило, лишние. Но для этого самому нужно уметь адекватно принимать собственные решения, и вначале – не бояться этому учиться.  А по большому счету - не бояться учиться быть счастливым. И смотреть пусть даже на имеющиеся пока семейные проблемы с другой, нестандартной точки зрения, не тяготеющей к кланово-иерархическим традициям;  самим в первую очередь выйти из иерархических ограничений, строя адекватные, близкие и эффективные супружеские взаимоотношения. Подробнее об этом написано в новой статье о супружестве.


 

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу выяснить отношения с родными
Я хочу добиться любви родных
Я хочу добиться привязанности родных
Я хочу вернуть любовь родителей
Я хочу вернуть любовь родных
Я хочу восстановить привязанность родных
Я хочу выяснить отношения с детьми
Я хочу выяснить отношения с дочерью
Я хочу выяснить отношения с матерью
Я хочу выяснить отношения с отцом

Темы: взрослые дети и родители, детско-родительские проблемы, иерархия, мегасемья, поиск партнера, создание семьи, понятие нормы, семейная психотерапия, семья.

Логин

Пароль

Запомнить
Забыли пароль?