Электронный доктор

Добро пожаловать в систему кратких заочных психотерапевтических консультаций "Электронный доктор"!

Результат запроса

"Я хочу понять свой статус в коллективе"

Понять(понимать) – значит разобраться во внутренних механизмах действия и в причинно-следственной зависимости того или иного объекта или явления. Иными словами – [знать], что, с чем и по каким законам и принципам взаимодействует. Часто подобные вещи приходится анализировать с клиентами в кабинете в отношении тех или иных явлений, реакций и т.п.

Понять кого-то – это отдельная сложность: потому, что нередко в социуме реальные мотивы действий и поступков того или иного человека подменяются идеологическими и цензурными догмами. И многие поступки окружающих для того, кто опирается на эти догмы, кажутся непонятными, странными и необъяснимыми.
Поэтому я предлагаю своим клиентам в первую очередь знание объективных законов человеческих взаимодействий, реакций и т.п. Если это знать, много можно понять адекватно. И можно сказать так: если вы научились прогнозировать чье-то поведение и прогноз оказывается верен – можно сказать, что вы научились это «понимать».

Если речь идет о каких-то ваших собственных проблемах - без вашего участия в их решении не обойтись. Потому что никто (даже самый профессиональный психотерапевт) не знает вашу проблему лучше вас. Психотерапевт - лишь помощник и "поставщик дополнительной информации" в вашем исследовании и нахождении решений. Кроме того, решать свою проблему всегда намного результативнее и эффективнее, чем чужую.

Буквально «статус» - значит «состояние». А по сути – это положение в обществе, в коллективе, в любой «социальной матрице», которое вы занимаете. Но здесь есть один тонкий момент: гораздо важнее то, как вы сами изнутри ощущаете свой статус, его «высоту» и достаточность этой «высоты» для себя. Потому что разные внешние атрибуты и «общепринятые маркеры» статуса – вещь достаточно ненадежная. В какой-то социальной матрице эти маркеры могут поменяться – и вы «рухнете с высоты вниз», говоря образно, и будете вынуждены приобретать новые внешние атрибуты, которые сами по себе, возможно, вам и не нужны.

Суть ощущения статуса заключается прежде всего в адекватной самооценке. Не в комплексе неполноценности (одна крайность) и не в гиперсамоуверенности (другая крайность), а именно в здравом, взвешенном самоощущении себя как личности, своих способностей и возможностей и своего места в том или иной социуме. А психологические проблемы обычно создаются там, где имеет место несоответствие реального и желаемого положений. И это тоже тема для психотерапевтического анализа: как и вся тематика самооценки, самореализации и т.п.

Одна из самых серьезных ошибок «советского периода» - то, что коллектив стали воспринимать как единый организм, и до сих пор это продолжается так или иначе. Собственно, в те времена это было в какой-то мере оправдано: тогда вообще не бралась в расчет отдельная личность как таковая. Но тем не менее любой коллектив состоит из личностей, из отдельных людей, каждый из которых в этом коллективе вполне может преследовать свои интересы.

Собственно, коллектив – это группа людей, формально или неформально связанных решением какой-то общей задачи. И успешность данной деятельности зависит от того, насколько хорошо в данном коллективе учитываются интересы каждого его члена. И любая коллективная оценка состоит из личностных: но при этом всем угодить нельзя, и редко когда получится «нравиться всему коллективу». Разве что он очень маленький.

Тема взаимодействия личности и коллектива - существенная часть психотерапевтической работы: в частности, это основной предмет того анализа системы "человек - социальная среда", которым занимаюсь я как консультативный психотерапевт. С вопросами взаимодействия личности и коллектива, как правило, связана проблематика самооценки, социальной востребованности, адаптации и т.п. Но любую ситуацию необходимо анализировать отдельно и разрабатывать индивидуальную стратегию ее решения: именно потому, что коллектив состоит из личностей, и специфика общения с ним зависит прежде всего от специфики взаимодействия вашей личности с окружающими.

Статьи по теме


Зависть
Слово "зависть" совершенно не зря родственно слову "видеть". Завидующий, как правило, на самом деле оценивает "обстановку для зависти" только на основании того, что видно "невооруженным глазом" – не заглядывая вглубь. Следовательно, завидующий считает, что человеку "просто повезло". А ему самому, соответственно, нет. И наконец, зависть возникает там, где ощущается, "потенциальный риск того, что некто возьмет над вами несанкционированную власть.

Пищевое насилие и его последствия
При работе с расстройствами пищевого поведения всегда приходится обращать внимание на "историю вопроса": и практически всегда в этой истории оказывается то или иное принуждение ребенка в плане питания. (И иногда "принуждение" - это еще мягко сказано). Поэтому предлагается поговорить о таком явлении, как пищевое насилие, о его причинах и о том, какие последствия может повлечь эта вроде бы безобидная "забота о том, чтобы ребенок хорошо кушал".

Синдром самозванца
"Синдром самозванца" – внутреннее ощущение, наличествующее у многих людей, внешне подчас довольно успешных. Несмотря на все возможные внешние регалии, дипломы, признание коллег и прочее, такой человек в глубине души постоянно боится, что его вот-вот разоблачат. Потому что он – "не на своём месте". Чтобы корректировать это ощущение, прежде всего необходим анализ того, откуда оно берётся, на каких кирпичиках, на каком фундаменте выстраивается.

Готов ли ваш ребенок к школе?
...если школа или конкретный учитель попадётся, мягко говоря, так себе (и будет загонять вашего ребёнка в стандартные оценочные рамки вопреки его и вашему желанию) – то стоит подумать о возможностях сменить территориальную диспозицию, а к пережитому опыту отнестись именно как к опыту, как к прививке реальной жизни, как к ее модели. Безусловно, для этого крайне важно, чтобы родители могли адекватно объяснить ребёнку, что происходит и как грамотно "носить фигу в кармане", а не настаивать на убеждении "ребёнок всегда неправ, а Мариванна всегда права, потому что она учительница и старше".

Конференция 28, план-тезис


Конференция 27, план-тезис


Выученная беспомощность – или выдрессированная беспомощность?
По итогам многолетней работы с подобной проблематикой хочется внести некоторое уточнение в название проблемы. Так как по сути получается, что в формировании выученной беспомощности вообще понятие "учёба, научение", связанное с логикой и познанием, отсутствует как таковое. Это выдрессированная беспомощность: то есть для ее возникновения первое, что нужно сделать - отключить у индивидуума логику, здравый скепсис и аналитическое мышление со всеми исследовательскими вопросами "почему происходит так, а не иначе".

Темы: иерархия, профессия и карьера.

Логин

Пароль

Запомнить
Забыли пароль?