ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Электронный доктор

Добро пожаловать в систему кратких заочных психотерапевтических консультаций "Электронный доктор"!

Результат запроса

"Я хочу уметь жить в гармонии с собой"

Уметь что-то – значит приобрести те или иные навыки. Соответственно, чтобы уметь – нужно начать эти навыки приобретать, обучаться. Однако с обучением чему-либо в социально-психологической сфере, к сожалению, есть определенные сложности.

Иногда для такой учебы нет учебников (или есть, но их чрезвычайно много, они все разные и часто содержат весьма противоречивую информацию).
Иногда для такой учебы нет учителей, подходящих вам по стилю и духу обучения (или где-то есть, но вы уже в поисках столкнулись с двумя-тремя явно неподходящими и больше тратить на эти поиски силы и средства не хотите).

А самое главное – ни в школе, ни в институте, ни (практически) в родительской семье не учат многим вроде бы элементарным вещам, крайне необходимым в жизни: тому, что относится к сфере социальной и личностной психологии, науке общения, построения отношений и т.п. Кроме того, чрезвычайно сложно бывает самостоятельно искать, воспринимать и воплощать в жизнь знания из «болезненных» лично-проблемных областей.

Поэтому заказ вида «хочу уметь» довольно часто приходится слышать от потенциальных клиентов: более того, консультативная психотерапия практически вся по сути и есть обучение разного рода знаниям и умениям. Для первого этапа получения информации на сайте есть Кабинет самопомощи: если, ознакомившись с интересующими вас темами, вы сумеете сами получить необходимую информацию и превратить ее в нужные знания и навыки, не тратя моего времени и собственных денег – это замечательно. А если все-таки ваша проблема сложна, требует индивидуальной работы, информации и помощи в обучении – тогда к вашим услугам Мастер-класс и кабинет (в частности, такой вид терапии, как коучинг).

Как известно, с точки зрения определения живых организмов, чтобы жить, надо быть способным дышать, есть и размножаться. Однако человеку, как правило, этого мало. Известный психолог Абрахам Маслоу составил даже целую пирамиду человеческих потребностей, в которой физиологическое обеспечение жизни занимает пусть фундаментальное, но «иерархически» самое нижнее место. А затем идут потребности социальные, коммуникативные, образовательные, личностный рост и так далее. таким образом, когда человек говорит психотерапевту «Я хочу жить в том или ином качестве», надо полагать, что физиологические функции он в основном отправляет благополучно, а вот в других уровнях жизни его что-то не устраивает.

И мы закономерно начинаем со встречного вопроса: как он хочет жить? С кем (или без кого)? Какие изменения намерен в жизни произвести?

Но в большинстве случаев клиенту и это тяжело сформулировать. Что неудивительно: зная, что хотелось бы изменить, человек, как правило, это меняет. А когда он вроде бы живет, но эта жизнь лично ему некомфортна, что-то где-то напрягает, а что именно, не всегда понятно – тогда уже ситуация сложнее. Тогда работа начинается с анализа нынешней жизненной ситуации во всех ее направлениях, чтобы определить, где возникает дискомфорт, в чем и от чего. А когда выяснится, что и где необходимо поправить – тут уже клиент может зачастую и сам справиться (но если будет необходимо, я и на этом этапе готов ему помогать).

Отдельно хотелось бы сказать о формулировке заказа «Не могу жить без» чего-то или кого-то. Здесь тоже явно речь идет об удовлетворении небиологических потребностей: однако часто приходится обращать внимание. что говор я»не могу жить» - человек тем не менее живет. Он дышит, двигается, питается – то есть формально функционирует. Другое дело, что ему это функционирование тоже может быть не в радость, если он ощущает нехватку чего-то на «верхних уровнях пирамиды жизненных потребностей»: тогда мы разбираемся, в чем конкретно состоит эта нехватка и как ее можно удовлетворить или компенсировать доступными, социально приемлемыми и подходящими именно для конкретного клиента способами.

Гармония - в принципе довольно любопытное понятие, интересное прежде всего в силу своей многозначности. Оно довольно часто применяется, но вряд ли имеет точное, единственное и однозначное определение: по крайней мере, практика показывает, что разные люди под этим словом подразумевают довольно различные вещи и явления.

Гармония красивого узора заметна практически всем. Музыкальную гармонию некоторые люди, особенно с развитым «музыкальным слухом», могут услышать. А, допустим, гармония в человеческих отношениях – понятие довольно индивидуальное: и насколько гармоничны (или нет) ваши взаимоотношения с кем-либо, можете определить лучше всего только вы сами.

Однако многие убеждены, что есть некое общее понятие «гармонии», единое для всех: и это заблуждение как раз мешает каждому искать свой индивидуальный вариант гармонии, в том числе гармонии со своей окружающей социальной средой.

Поэтому, говоря о гармонии, необходимо начать с того, как ее представляете лично вы. А если затрудняетесь с представлениями и оформлением их в слова, и это понятие находится у вас только на уровне ощущений – тогда я могу оказать помощь уже в процессе вербализации и осознания эмоционально-бессознательных представлений, а затем – и в воплощении их в вашу реальную жизнь.

В отношении себя и собственных возможностей весьма желательно опираться не на умозрительные вещи, не на веру, не на стороннее стимулирование, а опять же на знания, и прежде всего на знания о себе самом, своей личности, своих потребностях и тех же возможностях. А как результат - более адекватно представлять, чего вам стоит от себя ждать, а чего, возможно, и нет. Безусловно, в любом человеке есть некоторые скрытые резервы и какой-то «дремлющий потенциал»: но важно, чтобы для его «пробуждения» нашлись подходящие мотивы (а не внешние стимулы, которые лично для вас могут быть не такими уж и значимыми).

Иными словами, человек раскрывает все свои способности в ситуации, когда он, во-первых, хотя бы примерно представляет, чего может от себя ждать (причем представляет адекватно, не завышая и ни принижая своих возможностей); а во-вторых, когда у человека есть собственные внутренние мотивы что-то делать и что-то реализовывать, когда он делает это с удовольствием и для себя, а не из-под палки и для кого-то.

Такие знания о каждой конкретной личности я могу предложить своим клиентам в кабинете. Если вы хотите не столько верить в себя, сколько знать о себе, и строить свою жизнь исходя из этих знаний – приходите, будем работать.

Статьи по теме


Конференция 32, план-тезис


Рубеж Юма в психотерапии
Заслуга Юма в том, что именно он обратил внимание: эти два множества нигде не пересекаются. Из законов одного из них нельзя вывести законы другого. Описание и предписание расположены по разные стороны рубежа...

Смысловые неопределённости и "подмены понятий" в русском языке: специфика работы психотерапевта с русскоязычным клиентом
При всем богатстве русского языка довольно часто приходится наблюдать такое явление, как возникновение непонимания между людьми при употреблении вроде бы общеизвестных слов. Однако при достаточно определенном семантическом значении у того или иного слова или фразы "на неосознаваемом уровне", или как сейчас говорится – " на уровне понятий" образуется иной смысл, причем в каждом отдельном социуме - разный. И в результате часто не могут понять друг друга и партнеры по тому или иному делу (в том числе по браку), и – что уже ближе к тематике нашей сегодняшней работы – клиент и психотерапевт...

Вау-эффект в психотерапии
"Возьмём такую аналогию: вы заказываете бригаде мастеров построить вам дом. Вы изначально представляете себе, что работа эта кропотливая, сложная и занимает определённое время (как в старой байке, даже если взять 9 женщин и 1 месяц, ребёнок за этот срок все равно не родится). И вдруг на следующий день вам звонит бригадир и говорит, что ваш дом – готов. Полностью. Можно принимать работу. Какие у вас будут ощущения?.."

Оценочная зависимость
У многих взрослых людей (не говоря уже о молодых людях и подростках), особенно воспитанных в выраженно иерархическом социуме, довольно часто может возникать негативная реакция при слове "оценка". Как минимум потому, что в иерархическом социуме она часто выступает основным инструментом манипуляции ребенком...

О безоценочности консультативной психотерапии
Одним из наиболее распространённых опасений потенциальных клиентов психотерапевта является страх "Психотерапевт станет меня оценивать": причем страх этот проявляется в самых разных вариантах. У большинства людей в нашем социуме во внутренней цензуре намертво прописана эта установка: психотерапевт будет ругать, будет читать нотации, будет говорить, что как же вы, батенька, так глупо себя вели… В общем, поставит плохую оценку своему клиенту. Страх "доктор будет меня оценивать, и оценит наверняка плохо, потому что лучшего я не заслуживаю" во многих клиентах живёт достаточно прочно...

О материальности психотерапии
Часто, встречаясь с различными дискуссиями о принципах психотерапевтического воздействия, доводится сталкиваться с чем-то подобным: "Психотерапия – это одни разговоры", "Чем лечит психотерапевт? Да ничем не лечит", "Доктор, выпишите мне вместо всех этих ваших разговоров таблеточку". Потому что есть стойкая ассоциация: разговорами не изменить ничего, особенно в области бессознательного. Как можно без химии воздействовать на бессознательное, по какому принципу? И что вообще такое психотерапия без таблеток? Вопрос, что называется, назрел, и потому – предлагаю разобраться.

Темы: выбор психотерапевта, коучинг, смысловые неопределенности.


Логин

Пароль

Запомнить