ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Моббинг в рабочем коллективе

Дата создания: 12.12.2005
Дата обновления: 01.10.2015
О моббинге как явлении написана масса статей, в которых подробно анализируются причины его возникновения в том или ином трудовом коллективе. Однако есть и еще одна сторона – психологическая, во многом объясняющая то, в силу каких "законов нашего бессознательного" возникает сама потребность, внутренний стимул к моббингу. Ведь, прошу прощения за некий цинизм, изводить кого-то – это немалый труд; что же заставляет людей в ущерб собственной работе (и вроде бы собственной выгоде) тратить на это время, силы и нервы?..

 




"Моббинг - (от английского mob – толпа) - психологические притеснения, преимущественно групповые, работника со стороны работодателя или других работников, включающие в себя постоянные негативные высказывания, постоянную критику в адрес работника, его социальную изоляцию внутри организации, исключение из его служебных действий социальных контактов, распространение о работнике заведомо ложной информации и т.п."

Энциклопедия трудового права


Слово "моббинг" в нашем деловом лексиконе сравнительно новое. Однако понятие, обозначающееся этим термином – старо как мир. Если говорить буквально в двух словах – это "травля толпы" по отношению к одному человеку. В частности – на рабочем месте.
О моббинге как явлении написана масса статей, в которых подробно анализируются причины его возникновения в том или ином трудовом коллективе. Среди этих причин – и неоднозначно очерченный круг деловых обязанностей, и плохая организация труда, и отсутствие нужной мотивации у сотрудников, и стремление руководства выжить того или иного работника… Однако  есть и еще одна сторона – психологическая. Во многом объясняющая то, в силу каких законов нашего бессознательного возникает сама потребность, внутренний стимул к моббингу. Ведь, прошу прощения за некий цинизм, изводить кого-то – это немалый труд; что же заставляет людей в ущерб собственной работе (и вроде бы собственной выгоде) тратить на это время, силы и нервы?..

Основных внутренних стимулов к моббингу не так много. Начнем с главного – страха. Это одна из наиболее сильных эмоций. И в частности, в коллективах нередко проявляется настороженное отношение к тому, кто подчеркнуто "не такой, как все". То бишь – тот самый этологический принцип белой вороны: "В нашу стаю затесался чужак, мы не знаем, чего от него ожидать. Поэтому – ату его!" Про моббинг внестандартных личностей есть даже отдельная статья. И здесь важно отметить, что преследование кого-то по причине "боязни чужака" чаще возникает, что называется, в устоявшемся коллективе, а еще вероятнее – в застоявшемся, где господствует своего рода "психологическое болото": в нем возникновение моббинга очень даже вероятно, как только в этом коллективе возникает некая угроза (пусть часто и воображаемая) принятой в кооллективе "негласной иерархии".

Еще одной причиной, запускающей механизм моббинга, является тщательно скрываемое до поры до времени внутреннее напряжение всего коллектива. Оно возникает по самым разным причинам (вот тут можно перечислить весь список "недостатков организационной структуры предприятия", предоставляемый обычно бизнес-консультантами: от "неясных целей и стратегий" до нечетко очерченного круга служебных обязанностей), но бесконечно копиться внутри коллектива не может – требует выхода, разрядки. И как только кто-то из сотрудников своим поведением, внешностью или чем-то еще спровоцирует некую агрессию в свой адрес – эта разовая агрессия, подогреваемая тем самым накопившимся всеобщим напряжением, частенько перерастает в настоящую эмоциональную травлю.

А еще одна причина моббинга – это… излишек сободного времени. В самом широком смысле этого слова. Когда сотрудники заняты выполнением поставленных перед ними задач (и в идеале озабочены перспективой финансовых выплат за это выполнение), им нет нужды тратить время и силы на "психологический террор". Это становится буквально невыгодно. А когда работники недогружены, "недоозадачены", и главное, не ориентированы в своей работе на какой-то позитивный конечный результат – то надо же как-то структурировать свое рабочее время? Кстати, в таком случае моббинг частенько обрушивается со стороны недогруженных сотрудников на перегруженного: мол, мы ничем не заняты, а он сидит, работает! Не иначе как хочет начальству угодить: а ну-ка, вот мы его ужо!..

Здесь необходимо пояснить, почему желание "угодить начальству", пусть и гипотетическое, подчас воспринимается остальными как сигнал к объявлению войны. Это практически всегда бывает в тех коллективах, где достигнуть финансово-карьерного роста можно, лишь снискав благосклонность непосредственного руководства. И среди сотрудников возникает негласное соревнование – кто скорее окажется у шефа в любимчиках, кто активнее ему угодит. И агрессия (подчас откровенно упреждающая) неизменно обрушивается на любого, кто покажется остальным более удачливым соперником в этой борьбе. Его начнут травить прежде, чем он на самом деле успеет оказаться в начальственных любимчиках. 
Это еще и одна из причин того, почему в подобных коллективах в первую очередь травят новичков. Прежде всего, новый человек – чужой, значит, вызывает неосознанный страх. Затем, он несет с собой некую неизвестность – кто его знает, что у него на уме? И это, особенно в коллективе, снедаемом внутренней напряженностью, опять-таки становится пусковым механизмом для психологического террора. И наконец, этот новичок зачем-то к нам прислан, зачем-то его присутствие понадобилось боссу (не говоря уже о ситуациях, когда новый сотрудник является прямой креатурой начальства).

Кстати о начальстве. До сих пор речь шла о так называемом горизонтальном моббинге – давлении со стороны коллег. Но есть еще и вертикальный: один из его вариантов - прессинг "сверху". Строго говоря, это явление называть моббингом, то есть травлей толпы, некорректно (почему и придумали отдельный термин – боссинг). Ибо если на вас оказывает психологическое давление начальник – он, как правило, делает это не в толпе. И здесь немного другие механизмы, причины и стимулы.

Чаще всего, занимаясь боссингом, шеф решает какие-то свои глубоко личные проблемы. К примеру, ему необходимо избавиться от неугодного сотрудника. Но если сотрудник неугоден тем, что плохо соблюдает условия своего трудового договора – всегда можно подумать о том, как уволить его по закону. Если же работник стал неугоден шефу по каким-то личным мотивам – то здесь уже вероятен прокол прежде всего самого шефа: он не умеет грамотно строить свои отношения с подчиненными. Это как в поговорке про двух спорящих, из которых больше виноват тот, кто умнее. Так и здесь: руководитель (хотя бы в идеале!) должен обладать бОльшим умением избегать конфликтов и выстраивать конструктивные стратегии общения. А если он вместо выстраивания таких стратегий "выдавливает" работника, к тому же ценного для всей структуры в целом, - что можно сказать о профессиональной пригодности такого шефа как руководящей единицы?..
И самым частым поводом для боссинга (хотя и не всегда открыто декларируемым) обычно является то, что шеф некогда находился с жертвой своего давления в отношениях, выходящих за рамки служебных, а затем по разным причинам пришлось снова возвращаться к официальной дистанции.

Еще одной подспудной причиной боссинга может стать и откровенное желание шефа самоутверждаться за счет своих подчиненных. Но в этом плане давление с его стороны скорее станет поводом для горизонтального моббинга "во вверенном ему коллективе". К примеру, шеф даст двум сотрудникам одно и то же задание, втянув их в негласное соревнование. И будет откровенно развлекаться, глядя, как они стараются не столько оптимально выполнить задачу, сколько "снести с дистанции своего конкурента". И это лишь один из примеров. Во всех подобных случаях сотрудники будут "есть друг друга", а начальник станет ощущать себя этаким могущественным кукловодом, дергающим марионеток за ниточки. Остается только вопрос – что делает эта психологически ущербная личность с недореализованной самооценкой в кресле руководителя, особенно в штате крупной и серьезной структуры?.. Ибо выгода подхода по принципу "разделяй и властвуй" – весьма сомнительна, особенно для компании в целом. Такая ситуация легко выходит из-под контроля.

Однако бывает еще и другой вид вертикального моббинга – со стороны подчиненных по отношению к начальству. Это опять же чаще возникает в том самом "застоявшемся коллективе", где уже есть свои неформальные лидеры. Если в такой коллектив назначили нового руководителя, а подчиненным он не понравился – руководителю позавидовать будет сложно. Особенно если он рьяно возьмется за дело (пусть даже из самых конструктивных побуждений!) и начнет с ходу вносить какие-то активные изменения в привычный уклад. Потому что в "психологическом болоте" нет стимулов к социальному росту, нет никакого движения вперед, но зато у всех есть свои "насиженные места". Тем паче если размер оклада не зависит от того, делает что-то сотрудник или просто находится на рабочем месте "от сих до сих". Любой руководитель, попытавшийся слишком активно это болото расшевелить, вызовет в свой адрес в первую очередь страх – тот самый страх, который провоцирует желание избавиться от его источника. И подчиненные как минимум начнут бойкот: по принципу "слушаю приказ, пока при вас". Поэтому, если нет желания провоцировать такое подспудное, но мощное сопротивление – иногда полезно подождать с объявлением серьезных нововведений, пока не осмотритесь и не разберетесь, что к чему. 

Но возникает такой общий вопрос: а что можно предпринять, чтобы если не совсем избавиться от моббинга во всех его проявлениях, от хотя бы уменьшить его частоту возникновения и интенсивность, сделать его не столь разрушительным для компании в целом? Если говорить в общем (а иначе в рамках статьи и не получится) – то ответы по сути уже известны: ясно формулировать задачи и цели компании, четко обрисовывать задачи сотрудников (не допуская пересечения и нездорового соревнования), заботиться о психологическом климате внутри коллектива, о грамотной организации труда… Но не всякий руководитель, к сожалению, готов тратить на это время, силы и средства. А в итоге получается, что основная причина наличия в структуре моббинга, боссинга и т.п. – недальновидность руководства компании. В том коллективе, где новый сотрудник – не конкурент за внимание начальства и не "темная лошадка", способная нарушить давно устоявшееся спокойствие, а дополнительная сила в достижении общих целей, где все сообща двигают одно общее дело, и активная работа каждого становится выгодна всем остальным - моббинг куда менее вероятен. Вот почему еще на уровне собеседования соискателю было бы полезно присмотреться к психологическому климату внутри организации, а также к стратегическим целям и задачам компании. И если возникнет хоть небольшое подозрение, что руководство решает какие-то свои проблемы, далекие от развития структуры и получения прибыли, сделать мысленную пометку: в этом коллективе вероятность моббинга едва ли не стопроцентная. И далеко не факт, что его жертвой не окажетесь лично вы.

Чтобы оказаться жертвой моббинга (если к нему в принципе есть предпосылки), достаточно хоть в чем-то оказаться "не таким, как все". Чаще всего - либо необоснованно претендовать на то, что вы "лучше всех", либо неоправданно ощущать себя "хуже всех".
Наиболее скандальный и заметный моббинг возникает по отношению к ярким демонстративным личностям – они нередко ведут себя так, будто они и вправду "лучше всех", причем во всех отношениях. А возникающую в ответ агрессию поначалу воспринимают даже… с удовольствием: как же, их персоне уделяется отдельное внимание, пусть даже, мягко говоря, не совсем конструктивно.
А наиболее тяжело переносят объявление "подковерной войны" люди, склонные к сомнениям и трудностям в выборе, а также с нестандартным мышлением и сложными взаимоотношениями с реальностью: что называется – "не от мира сего". Такие личности могут быть великолепными специалистами в своей области, но держатся в обществе несколько обособленно – потому что сам процесс общения для них уже представляет трудность. И такого "типа с непонятным поведением" начинают травить – иногда просто "на всякий случай". А "тип" переносит травлю молча, но тяжело от нее страдает. И если не находит каких-то иных путей ухода от давления толпы – в лучшем случае теряет работу.

Но это крайности, а промежуточных ситуаций может быть очень много. И если вы по тем или иным причинам стали жертвой моббинга – что тогда делать?

Это опять же разговор не для статьи, но несколько общих рекомендаций заочно сформулировать можно.

Прежде всего, советы типа "если на вас направлен моббинг, то вы сами тут ни при чем" - мягко говоря, необоснованны. Особенно в части "... и ничего вы тут не сможете изменить". Да, само явление чаще всего спровоцировано проблемами руководства компании. Но почему агрессия толпы оказалась направлена именно на вас? Самоедством заниматься тут, конечно, не нужно, но некоторый анализ ситуации, окружения и собственной личности провести будет полезно. Потому что если даже вы будете вынуждены сменить работу – не окажется ли, что и на новом месте вы спровоцируете в свой адрес такую же агрессию? Безусловно, это не ваша вина, а ваша беда, но решением проблемы может оказаться повышение уровня знаний о принципах функционирования подобных коллективов и специфике вписывания вашей личности в окружающий социум.

Затем, иногда важно в своей области быть безусловным профессионалом, а также иметь четкое представление о ваших непосредственных рабочих обязанностях. И разумеется, эти обязанности выполнять. Тогда вас хотя бы не смогут обвинить в упущениях профессионального характера.

А главное – не прекращайте постоянно наблюдать за тем, что происходит на вашей работе вообще и вокруг вас в частности. При желании вы всегда можете увидеть и услышать чуть больше, если научитесь не столько говорить, сколько молча наблюдать. И разумеется, думать над увиденным и анализировать полученные сведения. То есть получается, что человеку с интеллектом, да еще такому, который умеет этим интеллектом пользоваться, стать жертвой моббинга практически не грозит.

 

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу восстановиться после конфликта на работе
Я хочу вернуться к работе
Я хочу восстановить дело
Я хочу восстановить карьеру
Я хочу добиться нормальной работы
Я хочу любить свою работу
Я хочу полюбить свою профессию
Я хочу полюбить свою работу
Я хочу быть богатым
Я хочу быть женщиной

Темы: моббинг, проблемы адаптации в социуме, профессия и карьера, работа и заработки.