ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Нестандартные личности - изгои?..

Дата создания: 17.08.2015
Дата обновления: 17.08.2015
Можно сказать, что цензурно-сценарные страшилки многих родителей – "будешь не как все и умрёшь под забором" – не лишены некоей исторической правды: разве что с учётом того, что правдой это было когда-то очень давно, а сейчас времена изменились. Сегодня человек-одиночка может спокойно выжить самостоятельно, поддержки родни-мегасемьи-клана для базового жизнеобеспечения ему не нужно...

Материал написан в соавторстве с Нарицыной М.П.

 


Говоря о нестандартных личностях, часто становящихся изгоями, начну с упоминания своего недавнего интервью и с разбиравшегося в нем этимологического происхождения слова "изгой": от слова "гоить" – жить, то есть по сути изгой – тот, который пусть не живёт. Лишённый права на жизнь с точки зрения остального общества.

Так что можно сказать, что цензурно-сценарные страшилки многих родителей – "будешь не как все и умрёшь под забором" – не лишены некоей исторической правды: разве что с учётом того, что правдой это было когда-то очень давно, а сейчас времена изменились. Сегодня человек-одиночка может спокойно выжить самостоятельно, поддержки родни-мегасемьи-клана для базового жизнеобеспечения ему не нужно. А ранее угроза "сделать изгоем" была весьма действенна, так как угрожала самой что ни на есть базовой ценности – человеческой жизни. А изгнать угрожали каждого, кто плохо вписывался в общепринятые традиции и нормы поведения, принятые в конкретном микросоциуме.

А самое печальное – что изгоями нередко становились люди, которые сами по себе не были против общества, но оказывались вне его. И практиковалось это в основном в кланово-мегасемейных иерархических системах, где основной подход был ожидаемо бинарный: "Либо ты винтик в системе, такой же, как все – либо умри". Пусть даже ты не против общества – но если ты резко выделяешься, общество не принимает и фактически убивает тебя. При этом никто не берет, что называется, грех на душу.

Ещё здесь можно припомнить слово "инакомыслие". Его этимология говорит буквально, что в социумах, где это слово имеет отрицательную коннотацию, нормой считается – мыслить одинаково. Всем. По любому поводу. А мыслить как-то "инако" – чревато разными последствиями.

Если продолжить упоминанием известного эксперимента с линиями (испытуемый находится среди группы статистов, а на доске нарисованы две линии, из которых первая ощутимо длиннее второй, и все статисты утверждают, что наоборот, вторая длиннее первой; испытуемого спрашивают последним, и многие говорят не то, что видят, а то, что сказали все), то результаты этого эксперимента вполне объяснимы: многие боятся идти против мнения толпы, даже если толпа несёт, извините, очевидную чушь. Потому что опасаются до сих пор "стать изгоями". Если ты не думаешь, как все – ты умрёшь. Это сценарно-цензурная установка.

А теперь, собственно – почему разговор про изгоев мы на скайп-конференциях повели, изучая шизоидность.
Всё по той же причине, что иерархическое мышление обсуждали вместе с эпилептоидностью, а оценочную зависимость и синдром самозванца – вместе с психастенией.

Эти явления сцеплены. Шизоидность в принципе есть не столько нестандартность, сколько ВНЕстандартность всех личностных восприятий, некоторое "перпендикулярное" мироощущение; но таким образом все шизоиды рискуют стать в иерархической системе изгоями. И если психастеников этот страх обычно ломает с детства (и многие из них с детства же нарабатывают методы альтернативной адаптации, пусть и не всегда адекватной), то шизоид обычно в детстве пребывает в своём мироощущении и вынужденно сталкивается с реальным обществом уже в полноценном взрослом состоянии. А это примерно то же самое, как во взрослом возрасте заболеть ветрянкой: в определённом смысле протекает намного тяжелее.

И чем больше выражена стандартизация общества, чем более узкими оказываются рамки этих стандартов и более жёсткими – требования по их соблюдению, тем выше вероятность стать изгоем в таком обществе: точно по поговорке "шаг влево, шаг вправо – побег, прыжок на месте – попытка улететь".

Однако возникает вопрос: мы говорим – нестандартных отвергает и изгоняет общество, но общество состоит из людей, из отдельных личностей. А зачем личности в таком обществе нужно, чтобы кто-то был изгоем?

Общество с жёсткими стандартами и наказанием за отступление от них чаще всего выраженно иерархическое, где отношения строятся по бинарному принципу "Ты Начальник – я Дурак, я Начальник – ты Дурак". И наиболее агрессивны в таком обществе те, кто в иерархии ощущает себя без пяти минут омегами, наиболее активно ищет кого-то "омежнее себя".  То есть если вы видите человека, который готов активно травить любого инакомыслящего, инаколюбящего, инакоживущего по принципу "да я удавлюсь, но не позволю, чтобы ЭТО получило равные со мной права", знайте: перед вами без пяти минут омега. Пожалейте его, ему и так тяжело.

Во многих социумах пресловутая иерархическая пирамида, она же пирамида власти, вообще сведена до уровня чёткой вертикали. Один процент правит, 99% становятся потенциальными изгоями. И главное, чтобы они это как можно дольше не осознавали, почему находится постоянно то один, то другой, извините, козёл отпущения. На фоне его остальные граждане чувствуют себя вроде бы неплохо: вот, этих бьют палкой, а нас нет! И страх уравнивания в правах тянет за собой ощущение: "Это что же, и нас скоро будут так же бить палкой?.."

Но государство с выраженной диктатурой и чёткой иерархической вертикалью постоянно нуждается в тех или иных изгоях. Хотя бы для того, чтобы для остальных был жупел: не будешь слушаться - Не захочешь укладываться в имеющиеся стандарты - будешь как они! Это тот самый стимул, которым нерадивых волов тыкают в зад, чтобы они двигались в нужную погонщику сторону.

У людей, которыми возможно таким образом манипулировать, исчезающе мало бёрновского внутреннего Взрослого, а то и нет совсем. Потому что формирование внутреннего Взрослого – интеллекта, логики, прогностического мышления – угнетающему режиму, мягко говоря, не выгодно.

Но, как известно, шизоиду далеко не всегда просто следовать общепринятым стандартам: часто он банально их не понимает. А на вопрос "А почему так, а не иначе" ему сплошь и рядом обычно отвечают: потому. Так принято, так здесь заведено, и точка. И тогда у шизоида грубо есть два пути адаптации. Первый – найти себе человека, сведущего в общепринятых порядках, стандартах и традициях, и оказаться зависимым от него: с учётом того, что и этот человек вряд ли растолкует, почему все делают так, а не иначе. И второй вариант – отрастить себе собственного внутреннего Взрослого и с его помощью самому решать все-таки, под какие стандарты иногда выгоднее мимикрировать (по принципу "слушаю приказ, пока при вас"), а какие допустимо и игнорировать: вплоть до решения "пусть меня в этом конкретном социуме назовут изгоем, а я в ответ сам пошлю его подальше".

Кроме того, что традиции устаревают и отмирают – сейчас в мире становится ощутимо больше шизоидов. Нестандартное мышление становится востребованным в силу бурного технического и социального развития человечества. В обществе происходят выраженные антропогенные изменения, и система, базирующаяся на устаревших принципах ручного земледелия и связанной с ним иерархически-клановой основе, потребности нового общества обеспечить уже не в силах. Если хотите, иерархическое мышление постепенно утрачивает свою гегемонию, а шизоиды перестают быть чужаками среди своих.

Но основной проблемой все-таки остаётся, как правило, выраженная контаминация внутреннего бёрновского Родителя шизоида Родителем внешним. Условно говоря, даже если шизоид пока что вынужден мимикрировать под стандарты в какой-то системе типа рабочего коллектива, то после работы ему важно прийти в дом, где налажен его порядок и удобная ему система, или в социум, где есть понимающие его люди, не грозящие ему наказанием за отход от стандартов, и получить там необходимую рекреацию. Но если он носит в себе внутреннего цензора, который и дома, и в общении с близкими по духу людьми все время ему диктует "если ты делаешь не как принято – это опасно и нельзя", тревожный сигнал у него не выключается никогда, и жизнь превращается в реальную пытку. И помощь консультативного психотерапевта, который умеет работать с внутренним Взрослым клиента, в данных ситуациях состоит в том, чтобы помочь клиенту отделить и вывести за границы личности чужого Родителя-цензора, убрать контаминацию и содействовать формированию его, клиента, личного Взрослого и адекватного Родителя, которые будут работать на самого человека и в том числе помогать ему в адаптации.

 

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу быть оптимистом
Я хочу быть разумным
Я хочу восстановить карьеру
Я хочу восстановиться после конфликта на работе
Я хочу выяснить причины неуверенности
Я хочу выяснить причины развода
Я хочу выяснить причины тревоги
Я хочу добиться гармонии
Я хочу жить без тревоги
Я хочу забыть о неуверенности

Темы: Взрослый-Родитель-Ребенок по Э.Берну, здравый смысл, моббинг, психастения, шизоидность.

Логин

Пароль