"Я хочу восстановить привязанность детей"
Когда человек «хочет восстановить» что-то, у него, возможно, в бессознательном есть некое чувство потери: вот когда-то у него в жизни было нечто – а теперь это все куда-то делось, где-то потерялось, утратилось. И это чувство потери заставляет думать, что можно это утраченное вернуть: в том же виде, в котором оно когда-то у вас было: формально – вернуться в прошлое, в то прежнее состояние, которое сейчас изменилось.Однако, как часто приходится говорить клиентам, без машины времени в прошлое вернуться невозможно: да и нужно ли? Наверное, эффективнее будет вести речь не о «восстановлении» в ситуации в некоей прошлой точке, а о построении «потерянного» заново в вашем настоящем: возможно, в несколько ином виде, соответствующем вашему сегодняшнему состоянию, потребностям, жизненному укладу и т.д.
Если анализировать понятие «привязанность» с позиции семантики (значения слова) – то оно родственно слову «привязывать». Иными словами, довольно часто привязанность – род зависимости: когда вы говорите, что к кому-то или к чему-то привязаны – это, как правило, обозначает не столько теплые чувства, сколько потребность иметь это что-то или кого-то в своей жизни как можно чаще, лучше всего – постоянно и круглосуточно. Соответственно, если кто-то именно "привязан" к вам - это и его, и вас тоже связывает, ограничивает вашу и его свободу.
Безусловно, этому слову в разных социумах могут присваивать различные понимания. Но наше бессознательное, как правило, довольно чутко реагирует на изначальный смысл слова и выбирает те определения для речевого пользования, которые наиболее точно отвечают вашим неосознаваемым внутренним запросам.
И если какая-то привязанность в вашей жизни рвется сама по себе – подумайте, насколько вы сами нуждаетесь в этой «веревочке»? И возможно ли решить имеющиеся проблемы каким-то более конструктивным способом, даже сохранив отношения, но не связывая себя ими? Потому что нередко оборотной стороной привязанностей оказывается не столько радость общения, сколько зависимость и несвобода, причем для обеих сторон. Собственно, этим привязанность как явление и опасна.
Поэтому, если вы хотите сохранить свою независимость, прежде всего желательно научиться жить, «не связываясь». И общаться даже с крайне любимыми людьми или явлениями не на уровне «привязи как взаимного ограничения свободы), а на уровне самостоятельной независимой личности.
А у детей, особенно у выросших (да и у маленьких тоже) могут быть свои потребности, мотивы и предпочтения: и чем ребенок старше, тем эти предпочтения выраженнее.
Подавление этих проблем и/или откровенное к ним невнимание создают проблемы как детям, так и родителям.
И решая проблемы в отношениях с детьми, начните с того, что постарайтесь уважать в ребенке самостоятельную личность. даже если он еще не до конца умеет ею быть, но таким образом как раз постепенно и научится: когда вы не ругаете его за ошибки, не говорите «Я же говорил(а), ты сам(а) ничего не можешь), а помогать, поддерживать, отпускать от себя все дальше в самостоятельную жизнь, пусть и постепенно. Как говорил известный российский психотерапевт В.В.Макаров – «Ребенок должен каждый день делать новый маленький шаг к свободе».
Станьте своему сыну или дочери не ментором, не цензором, а старшим другом. Тем, кто понимает, принимает, при необходимости помогает и предостерегает (и даже иногда что-то запрещает) – но не давит, не переделывает на свой вкус, не распоряжается полностью жизнью ребенка. Особенно если он уже в таком возрасте, что его и ребенком-то уже называть неудобно.
Статьи по теме
Консультация 39
"Моя мама пытается навязать мне то, что мне не нужно"; "Я не могу определиться, чем хочу заниматься в жизни"; "Мне хочется помогать людям, находясь при этом в роли руководителя"; "Убеждена, что избавиться от депрессии можно, только если стать глупее"; "Больше двух лет не могу до конца выздороветь"
Консультация 16
"Как защищаться от манипуляций здоровьем со стороны пожилых родителей?"; "Я не могу заставить себя настроиться на работу"; "Трехлетний ребенок не просится на горшок"; "Шрам на подбородке мешает мне жить..."; "Старшие родственники изводят вопросами - мол, когда заведёте ребёнка?"
Зависть
Слово "зависть" совершенно не зря родственно слову "видеть". Завидующий, как правило, на самом деле оценивает "обстановку для зависти" только на основании того, что видно "невооруженным глазом" – не заглядывая вглубь. Следовательно, завидующий считает, что человеку "просто повезло". А ему самому, соответственно, нет. И наконец, зависть возникает там, где ощущается, "потенциальный риск того, что некто возьмет над вами несанкционированную власть.
Интимофобия: подробности, мифы и точность формулировок
Интимофобом клеймят подчас любого, кто по тем или иным причинам к определенному возрасту не создал семью. И даже не пытаются разобраться, почему и отчего (хотя вообще это глубоко личное дело): сразу вешают ярлык - интимофоб. Но у этого понятия даже в таком смысле есть много разновидностей...
Психологическое дистанцирование
"...В ваших статьях, особенно при обсуждении взаимоотношений "отцов и взрослых детей", вынужденных жить вместе и при этом конфликтующих, часто встречается рекомендация "психологически дистанцироваться". Не могли бы вы пояснить, как конкретно можно это осуществить?"
Личность и власть
Для одной личности работа по достижению и удержанию власти, в том числе с позиции примитивной справедливости - его чуть ли не основная личностная сущность, для него эта борьба так же естественна, как дыхание. А для другого достижение и удержание власти - тяжелая работа, шахматная партия, напряженный интеллектуальный труд...
Мегасемья
Тот опыт, который приводил к власти и материальным благам, передавался "от отца к сыну" строго поэтапно и дозированно. Причём сыновья ничему не имели права учить родителей: широко известное "яйцо курицу не учит" – порождение именно той самой системы. И таким образом сформировавшийся патриархат – власть старших, власть родителей – встал на пути прогресса, главное условие которого – чтобы потомки знали больше предков.
Темы: взрослые дети и родители, власть, психологическая зависимость.