Электронный доктор

Добро пожаловать в систему кратких заочных психотерапевтических консультаций "Электронный доктор"!

Результат запроса

"Я хочу помочь окружающим"

Если вы хотите кому-то помочь – это совершенно естественно. Взаимопомощь – одна из существенных составляющей социальной жизни человека разумного и одна из основ построения социальных коммуникаций. Иными словами, помогать друг другу есть благо, сегодня кому-то поможете вы, завтра кто-то поможет вам, и так далее.
Но.

Это, что называется, аспект морали. А в реальной жизни, учитывающей еще и бессознательные мотивации, все бывает сложнее.

Во-первых, есть те, кто (при наличии всяческой дееспособности) сам в ответ не помогает никому, а только принимает помощь.
Во-вторых, оказывая помощь, нелишне самом здраво представлять себе эффект этой помощи, иначе могут возникнуть различные манипулятивно-психологические игры: «Я только хотел вам помочь», «Да, но» и так далее.
В-третьих, сама просьба о помощи может быть – зачастую неосознаваемо – частью известной манипулятивной игры «Треугольник Карпмана». Когда самого помощника потом могут втянуть в определенные неприятности.
В-четвертых, если оказываете какую-то помощь, постарайтесь не определять ее с точки зрения «Что было бы нужно мне самому на месте этого человека». Потому что он – другой человек, и ему может быть нужна совершенно другая поддержка и другое содействие.

Поэтому, в-пятых, желательно оказывать конкретную помощь по конкретному запросу. Опять же, если ситуация не угрожает жизни и здоровью напрямую и человек в принципе в состоянии выразить свои потребности в этой помощи.

Говорить об окружающих людях, об "окружении" в целом и в общем – серьезная ошибка. Потому что люди все разные, и порой различия между их реакциями довольно существенны, особенно с учетом вашей собственной личности, ее специфики, реакций и т.п. И среди людей закономерно вам могут встретиться те, с которыми вы будете довольно результативно и взаимно приятно общаться, так и те, от кого лично вам будет хотеться держаться подальше, а также множество различных промежуточных вариантов.

Поэтому логично, во-первых, отношение к людям и отношения с окружающими людьми формировать из отношения к конкретным их представителям, а во-вторых, любое общение начинать с формальной вежливости, параллельно наблюдая за спецификой реакций и поведения человека. И уже потом делать для себя выводы: что это за человек, комфортно ли вам с ним и как эффективнее всего строить ваши отношения, если вы захотите этим заниматься.

Тема взаимодействия личности и общества - существенная часть психотерапевтической работы, основной предмет того анализа системы "человек - социальная среда", которым занимаюсь я как консультативный психотерапевт. С вопросами взаимодействия личности и общества, как правило, связана проблематика самооценки, социальной востребованности, адаптации и т.п. Но любую ситуацию необходимо анализировать отдельно и разрабатывать индивидуальную стратегию ее решения: именно потому, что общество состоит из личностей, и специфика общения с ним зависит прежде всего от специфики взаимодействия вашей личности и окружающими.

Статьи по теме


Готов ли ваш ребенок к школе?
...если школа или конкретный учитель попадётся, мягко говоря, так себе (и будет загонять вашего ребёнка в стандартные оценочные рамки вопреки его и вашему желанию) – то стоит подумать о возможностях сменить территориальную диспозицию, а к пережитому опыту отнестись именно как к опыту, как к прививке реальной жизни, как к ее модели. Безусловно, для этого крайне важно, чтобы родители могли адекватно объяснить ребёнку, что происходит и как грамотно "носить фигу в кармане", а не настаивать на убеждении "ребёнок всегда неправ, а Мариванна всегда права, потому что она учительница и старше".

Смысл жизни
Вопрос «смысла жизни» – один из основных в так называемой экзистенциальной психологии (от лат. exsistentia — существование). Причем сложность данного вопроса и поисков ответа на него – в неоднозначности самого определения. Потому что «смысл жизни» можно трактовать и как общефилософскую проблему, и как предназначение человечества в целом, и как определение целей бытия конкретной личности, и так далее...

"Социальные матрицы и социальные взаимодействия" - план-проспект
Предлагаемый издательствам план-проспект о так называемых социальных матрицах и специфике социальных взаимодействий (гендерных, личностных, иерархических и т.п.)

"Странный Я: внестандартная личность в стандартном социуме": план занятий


Конференция 19, план-тезис


Отклоняющиеся привычки и отношение коллектива
"Да, есть такая вещь, как личные границы, а также личные процедуры, которые на уровне внутренней цензуры неприятно наблюдать посторонним людям (ниже я подробнее поясню, почему), но "отклоняющимися я бы эти действия не назвал: потому что тогда получается, будто есть некий столб, стержень, основа – причём жёсткая, прямая и однозначная, а есть действия, которые от этой жёсткой основы отклоняются и потому должны преследоваться".

Выученная беспомощность – или выдрессированная беспомощность?
По итогам многолетней работы с подобной проблематикой хочется внести некоторое уточнение в название проблемы. Так как по сути получается, что в формировании выученной беспомощности вообще понятие "учёба, научение", связанное с логикой и познанием, отсутствует как таковое. Это выдрессированная беспомощность: то есть для ее возникновения первое, что нужно сделать - отключить у индивидуума логику, здравый скепсис и аналитическое мышление со всеми исследовательскими вопросами "почему происходит так, а не иначе".

Темы: проблемы адаптации в социуме, треугольник Карпмана.

Логин

Пароль

Запомнить
Забыли пароль?