Эдипов комплекс

Дата создания: 20.06.2013
Дата обновления: 20.06.2013
"Эдипов комплекс по Фрейду – это фундаментальный и основополагающий набор поведенческих подпрограмм, формирующийся у ребенка примерно до 6 лет на основе страха отцовского наказания за влечение к матери. И в данном аспекте уже неважно, какого рода это влечение: но очевидным становится, что действительно этот комплекс будет обязательным для всех детей (и особенно мальчиков) в обществе (или в конкретной семье), где господствуют следующие социальные установки..."

Из новой книги
"По стопам Фрейда и немного вперед:
о бессознательном и не только"

 

 


Психотерапевт – клиентке:
- Видите ли,  у вашего сына Эдипов комплекс.
- Ой, да комплекс-шмомплекс... Лишь бы мамочку любил!

Анекдот

 


Начиная разговор об Эдиповом комплексе, скажу, что не разделяю точку зрения Фрейда на то, что данный комплекс чуть ли не обязателен для всех в детстве и универсален для всех. Хотя бы потому, что социальная ситуация сейчас довольно сильно изменилась: и изучать специфику Эдипова комплекса опять хорошо с учетом той общественной среды, в которой воспитывался, а затем работал сам Фрейд.

Комплекс как производная цензуры работает большей частью ограничителем выплеска бессознательного: и в период жизни Фрейда сексуальное влечение было самым задавленным, самым табуированным в обществе, обставленным самыми мощными запретами: и неудивительно, что основные комплексы описывались именно на его примере и формировались на его базе.

Поэтому говорить, что Эдипов комплекс в виде влечения к родителю противоположного пола характерен для всех детей 3-5 лет – сложно. Если быть точными, то комплекс Эдипа приписывается мальчикам, а для девочек отводится так называемый комплекс Электры, который ошибочно называется гендерно-зеркальным вариантом Эдипова комплекса.
Но начнем вообще с сути возникновения комплекса в данном случае, с формирования психики ребенка и соответствующих поведенческих программ в ней.

Итак, новорожденный ребенок еще не воспринимает мир как разноплановый социум: по его ощущениям, он в этом мире один (то, что называется детским эгоцентризмом), а все, что вокруг – это окружающая его среда.  В том числе как часть такой среды воспринимаются и родители, и в частности – мать. И во времена Фрейда, и по большому счету до сих пор основным опекающим и питающим существом для ребенка с рождения до примерно полутора лет является мать. Но любовь к матери пока в основном представляет из себя любовь к источнику питания и заботы. И одно из главных удовольствий ребенка – это полностью владеть  матерью как этим источником. Особенно если ему не предлагается никаких дополнительных, запасных вариантов получения питания и опеки.

Однако со временем, вырастая, ребенок обнаруживает, что он в мире не единственный, что вокруг есть и другие люди – как дети, так и взрослые со своими потребностями, существующие сами по себе, а не для его обслуживания.  (Кстати, это отдельная история – как важно дать ребенку вовремя это понять и адекватно принять). И в том числе ребёнок видит, что в окружающем его мире есть какая-то иерархия: кто-то главный, а кто-то подчиненный. Почему – ребенку пока непонятно.

Потом ребенок обнаруживает, что среди людей есть мальчики и девочки (мужчины и женщины), понимает собственную половую принадлежность, начинает исследовать эту область своего тела, задавать вопросы на данные темы – и как правило, получает от родителей выраженный запрет: взрослые запрещают "это трогать и об этом говорить". В этой области почти все скрывают и табуируют, она представляет собой что-то сверхтайное и сверхценное… но таким образом ребенок получает базу для формирования комплексов как излишних тормозов. Справедливости ради нужно сказать, что мало кто из родителей, особенно во времена Фрейда, был способен адекватно пояснить ребенку, "что это всё такое".  Отчего, собственно, формируется тот или иной комплекс в этой области именно как комплекс, как неадекватно работающая в социуме поведенческая программа: "Прячь нечто из своих ощущений всеми силами под страхом социального наказания".

Вернемся к постепенно возникающим социальным ощущениям ребенка, обнаруженной им иерархии и все еще сохраняющихся потребностях "владеть мамой", особенно если выход самого ребенка в социум по тем или иным причинам тормозится, и мама всё еще остается для него основным источником питания и получения вообще всей окружающей информации. Ребенок однажды сталкивается с тем, что на самом деле мамой "владеет" папа.  Причем папа еще и отстаивает свое "право на маму" с помощью явного физического превосходства, и вообще выступает для ребенка не как источник защиты, а чаще как источник наказания: во всяком случае, во фрейдовские времена "карающая длань отца" была серьёзной составляющей того самого Эдипова комплекса. Мать любила и ласкала – отец ругал и наказывал. До сих пор во многих семьях слова "вот папа придет, он тебе покажет" являются обыденными и привычными. Собственно, это обычное явление в любом выраженно патриархальном социуме, где отец является одиозной фигурой и непререкаемым авторитетом.

У ребенка возникает выраженный конфликт с отцом, начинаются проблемы с поведением в семье, ребенок становится невротизированным, напряженным, родители начинают жаловаться, что он неуправляем, и т.п.

Фрейд пишет, что основной страх при возникновении Эдипова комплекса – это страх наказания (опять вспоминаем цензуру), и в частности для мальчиков – страх кастрации. Вот о страхе кастрации хотелось бы поговорить подробнее.
Фрейду приписывают  формирование такого понятия в психоанализе, как зависть к пенису. Многие психоаналитики апеллируют к этой зависти, и к тому, что женщина чувствует себя обделенной в силу отсутствия у нее данного органа. Однако на самом деле все несколько сложнее: для того, чтобы понять реальную суть этой "зависти", вспомним снова специфику того времени, в котором жил и работал Фрейд.

Полагаю, что еще по одной причине он апеллировал в своих работах к древнегреческой мифологии: в Древней Греции ценность женщины как личности была примерно такой же, что и во времена Фрейда. Он жил в условиях, когда полоролевая бинарность воспринималась абсолютно естественно, и в условиях сексуально-гендерной сегрегации обладатели пенисов банально являлись "привилегированным классом". То есть пенис был ценен не сам по себе, а как некий "членский билет" (простите мне этот невольный каламбур), допускающий носителя в общество высшего уровня. Поэтому кастрация по Фрейду оказывалась наивысшим унижением для мальчика: его теоретически заставляли "класть партбилет на стол" и уподобляться существу низшего класса - женщине.  По Фрейду это было одним из существенных наказаний: что же касается девочек, то они, по данной логике, были уже наказаны отсутствием пениса изначально, с рождения. А за что наказаны? Да хоть за тот же первородный грех, за то, что праматерь Ева якобы когда-то скушала недозволенное яблочко.  Почему Фрейд и писал о наличии у женщин некоего "комплекса кастрации": если вспомнить, что комплекс как набор поведенческих программ чаще всего является "цензурным тормозом", то женщина и правда имела целый ряд социальных ограничений в силу принадлежности к женскому полу (читай – отсутствия пениса).

Сейчас, когда ситуация в этом плане все же меняется, уже сложно при всем уважении к Фрейду говорить о "зависти к пенису" у женщины, и о суперценности пениса как такового и о женском "комплексе кастрации".  Кроме того, давно известно, что с анатомической точки зрения мужские и женские половые органы достаточно похожи.

Итак, возвращаясь к фрейдовскому описанию Эдипова комплекса –его наличие сводится к страху наказания (кастрации) со стороны отца. "Не меряйся силами с папой, не претендуй на его иерархическую позицию, а то рискуешь вообще откатиться в самую низшую часть общества!" Безусловно, Фрейд апеллировал к тому, что данный комплекс основан на влечении ребенка к матери, причем на влечении эротического плана:  но здесь  следует помнить, что Фрейд, как мы уже говорили, все влечения называл эротическими, и не в сексуальном смысле, а в плане бинарного разграничения "чёрное-белое". И понятие "Эрос" символизировало любое влечение позитивного характера, в отличие от Танатоса.

Эдипов комплекс по Фрейду – это фундаментальный и основополагающий набор поведенческих подпрограмм, формирующийся у ребенка примерно до 6 лет на основе страха отцовского наказания за влечение к матери. И в данном аспекте уже неважно, какого рода это влечение: но очевидным становится, что действительно этот комплекс будет обязательным для всех детей (и особенно мальчиков) в обществе (или в конкретной семье), где господствуют следующие социальные установки:

- выраженная иерархия по принципу "мужчина выше женщины"
 - безусловная обязанность опекать ребёнка до трех лет только у женщины
- тяга матери как можно дольше удержать ребёнка около себя, не формировать его самостоятельность, чтобы хоть таким образом повышать собственную социальную ценность
- роль отца только как наказующего родителя
- недопущение никоим образом, чтобы ребенок иерархически был выше отца.

То есть налицо конфликт внутренних потребностей и социальных требований. Причем не один, а как минимум три: со стороны матери, которой не хочется лишаться статуса "главного человека для ребенка", потому что вне ребёнка она в социуме никто; со стороны отца, которому хочется руководить и манипулировать женой, а она прикрывается потребностями ребенка, и значит, ребенок выше отца?.. А еще конфликт со стороны ребенка, который нуждается в постепенном обретении социальной свободы, но вместо этого его максимально долго удерживают около матери и пугают страхом наказания отца. То есть мать одновременно пока остается основным источником его питания, опеки и безопасности – с одной стороны, а с другой – за это же по сути и грозит ребенку отцовское наказание. Плюс еще и то, что разлад родителей в области программ воспитания тоже не способствует социализации детей. Действительно, в такой ситуации очень сложно не вырасти невротизированной личностью.

Если говорить о ситуации с Эдиповым комплексом на сегодняшний день – то получается следующее: подобная невротизирующая обстановка естественным образом складывается в семьях, где еще остались выраженные иерархические разграничения. Особенно когда отец чрезвычайно болезненно относится к попиранию его позиции ребенком. Но проблемы вовсе не решаются другой крайностью, когда априори главным становится ребенок, особенно за счет папы. В некоторых семьях, например, либо ребенок спит с обоими родителями в родительской кровати, либо папу выселяют на другое спальное место, а ребенок остается с мамой (то есть получает маму в полное и безраздельное пользование в ущерб отцу).

И ключ к решению всей данной проблематики здесь вроде бы очевиден. Однако беда в том, что далеко не для всех это легко осуществимо: чтобы избежать того или иного иерархического соперничества между ребенком и мужем (как базы для целой группы последующих комплексов) – необходимо изначально не формировать этого соперничества. И любить ребенка – как ребенка, а мужа – как мужа.  Но в достаточно большом количестве семей на поверку оказывается, что мама либо видит в ребенке "любимого мужчину" (все чаще встречается в разных женских форумах поговорка типа "если хочешь иметь мужчину, который тебя никогда не бросит – его надо родить"), либо мужа воспринимает и любит как второго старшего ребёнка (и по сути получаются не отец и сын, а два брата, со всеми сопутствующими конфликтами). В данном случае соперничество уже практически не имеет никакого отношения к Эдипову комплексу по Фрейду: потому что вместо отца получается второй сын. Такой же эгоистичный и агрессивный, но имеющий преимущество как минимум в физической силе.

И здесь вспомним о табуированности всей сексуальной области,  каковая табуированность у многих сохраняется до сих пор. В частности, во внутренней цензуре многих женщин имеется определенный запрет "любить мужа – как мужа", особенно после того, как женщина родила. По цензурным установкам она теперь – Мать, она целиком должна принадлежать ребенку, и вообще "любить мужа сексуально" – бессознательно подавляется как запретный фактор: но как тогда его любить? Как второго ребенка, другого варианта нет. А ребенка можно любить как мужчину, потому что это как раз не табуировано. Не запрещено внутренней цензурой получать удовольствие, когда ребенок обнимает женщину, целует, сосет ее грудь.  Подобное часто возникает у женщин с выраженно подавленной областью сексуальных ощущений, с массой внутренних запретов на эти ощущения и с возникающим как следствие внутренним конфликтом между потребностями и запретами. Подобный конфликт достаточно часто разрешается за счёт получения выраженного удовольствия от контакта с ребенком, в том числе – от процесса грудного вскармливания, которое и по этим причинам может затягиваться неоправданно долго.

Таким образом, фрейдовский "Эдипов комплекс" становится  обязательным только там, где у мамы и папы до сих пор сохраняются собственные комплексы, потребность во внутренней иерархии, зачастую – иерархическое мышление как таковое, а также боязнь и нежелание (по разным причинам) выводить в сознание свои излишне архаичные цензурные запреты.
 

Этот материал можно обсудить в нашем блоге.

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу знать причины ошибки
Я хочу знать свое бессознательное
Я хочу знать свое подсознание
Я хочу знать свои мысли
Я хочу знать свои ошибки
Я хочу знать свои привязанности
Я хочу знать свою ошибку
Я хочу знать свою проблему
Я хочу знать свою ситуацию
Я хочу знать свою слабость

Темы: детско-родительские проблемы, комплексы, психоанализ, психоаналитическое, сексуальные проблемы.

Логин

Пароль

Запомнить
Забыли пароль?