Формирование и работа внутренней цензуры

Дата создания: 05.05.2013
Дата обновления: 05.05.2013
Внутренняя цензура (супер-Эго по Фрейду) – это система социальных запретов, которые стали частью самой личности и принимаются не как внешние, но как свои собственные, внутренние. "Так можно – так нельзя", "Наши предки так не делали", "А об этом и думать не смей" и т.п.– всё это "высказывания" внутренней цензуры. В принципе цензура выполняет роль так называемых защитных механизмов: но от чего она защищает?

Из новой книги
"По стопам Фрейда и немного вперед:
о бессознательном и не только"

 


 

Сперва ребенка учат ходить и говорить, а потом – сидеть и молчать.
Широко известное наблюдение

 

Внутренняя цензура (супер-Эго по Фрейду) – это система социальных запретов, которые стали частью самой личности и принимаются не как внешние, но как свои собственные, внутренние.  "Так можно – так нельзя", "Это хорошо – это плохо" (да и вообще вся система оценок хорошо-плохо и оценок в принципе), "Наши предки так не делали", "Раньше этого не было", "А об этом и думать не смей" и т.п.– всё это "высказывания" внутренней цензуры.

В принципе цензура выполняет роль так называемых защитных механизмов: но от чего она защищает?

Цензура позволяет человеку быть частью социума. Разумеется, Фрейд не опирался на этологию, но с современной точки зрения можно сказать, что наши древние предки сделали гигантский скачок в развитии, когда стали питаться мясом (причем термически обработанным), что потребовало коллективной охоты (за отсутствием выраженных клыков и когтей): на этапе гомо габилиса – человека умелого -  с применением орудий (оружия). Однако то же оружие предок человека мог повернуть и против своего соплеменника.
Если не забывать о том, что человек – хищник, то что такое убийство для хищника? Это способ пропитания и модус жизни. А теперь представьте какой-нибудь мегаполис, в котором в среднем 15 000 000 убийц: животных вида гомо сапиенс. Вряд ли такой социум просуществует долго.

И на этапе появления орудий убийства для охоты начали появляться и первые цензурные запреты:  запрет на убийство, на поедание себе подобных, потом пошли запреты "не укради" и прочие. Многие десятки тысячелетий нарабатывалась цензурная  надстройка: внутренние социальные защитные механизмы на уровне собственных моральных установок личности для защиты как социума в целом, так и конкретного индивида в нем.
По тем же принципам цензура нередко мешает прямой реализации тех или иных потребностей бессознательного: в оптимальном случае – заставляя подыскивать для данной реализации социально приемлемые методы.

Установки Сверх-Я, как ни странно, тоже не осознаются. И практически не подвергаются критике и логическому анализу. Почему это хорошо, а то плохо? Почему так справедливо, а так – нет? У многих людей такие попытки проанализировать цензурные постулаты вызывают резкую негативную реакцию, как правило – идущую тоже из бессознательного. Сила цензуры в том, что человек априори убежден в ее доктринах и не готов, как правило, подвергать их сомнению.

Но при внешне похожих принципах работы цензура у каждого человека тоже индивидуальна. Потому что все им воспринятое проходит в первую очередь через его бессознательное. Да, цензурные постулаты вырабатываются в коллективе и частично могут быть "общественными", социальными, но все равно не всеохватывающими. У каждой личности эта составляющая будет своя: такая, какую он воспринял в процессе воспитания и социализации, пропущенная через собственное "Оно" с его специфическими реакциями, кое в чем адаптированная его личным сознанием. Поэтому, говоря об "общественной цензуре", мы можем говорить только о тех или иных тенденциях в социуме, но никак не о стопроцентном мнении всего социума в целом.
И опять же, четких границ между Я, Сверх-Я и Оно нет.

Одно из наиболее выраженных цензурных воздействий – это чувство стыда при нарушении тех или иных правил и устоев.  Стыд – вообще основной инструмент цензуры, так как она работает через наказание: "Не делай так, иначе тебе будет плохо (неприятно, стыдно)".  Помните, как в автобусах в советское время писали возле кассы: "Совесть – лучший контролер". Но по сути это недалеко от реальности: ведь совесть как часть цензуры - это некий "внутренний полицейский", приставленный к каждому члену  того или иного социума.

Цензурные установки так и передаются от родителей к детям, как набор готовых инструкций, без критического осмысления. Где начинается подобное осмысление – там передаваемый сценарий может быть существенно изменен.  Вообще ребенок в процессе взросления получает много разных "жизненных готовых установок": и из литературы и кинофильмов, и из наблюдения за окружающим миром,  и напрямую от других значимых взрослых людей. Кстати, если какие-то установки грубо противоречат друг другу – ребенок может не усвоить ни одной из конфликтующих.

Вообще с конфликтностью разных цензурных установок приходится сталкиваться часто: в социуме их бывает очень много разных, и человек вообще может этих установок не замечать, пока они адекватно и бесконфликтно работают. Точно так же, как может не замечать работы в собственном организме того или иного органа, пока этот орган здоров и работает без сбоев.  Кстати, при всей уникальности каждого конкретного головного мозга именно цензурные установки с помощью определенного количества стандартных общепринятых паттернов поведения и восприятия, привитых в детстве, позволяют людям одного социума хотя бы в первом приближении понимать друг друга.

Но когда те или иные цензурные устои вступают в конфликт либо между собой, либо с внутренними бессознательными потребностями – тогда человек ощущает конфликт с окружающей социальной средой или с собственным бессознательным.  В подобных случаях эти самые стандартные паттерны поведения и реагирования, вместо того чтобы помогать социальной адаптации, наоборот, начинают активно мешать этому процессу.

Работать самостоятельно с цензурными конфликтами тоже бывает чрезвычайно сложно. Сознание и логика хотя бы могут заниматься исследованиями и поиском различных аналитических ответов на вопрос "почему это принято делать так, а не иначе, и как это можно решить по-другому": цензура же тем и характерна, что на любой вопрос "Почему?.." отвечает коротким "Потому". И если решением того или иного конфликта со средой или с самим собой может стать нахождение работающего варианта "почему", то с цензурой такой номер не проходит. Она не требует и не подразумевает знаний и анализа.  В подобных ситуациях бывает необходима помощь стороннего аналитика, который помогает клиенту выйти из его, клиента, цензурных шор и перевести суть того или иного внутреннего либо внешнего конфликта в его, клиента, сознание.

Собственно, конфликт между бессознательными потребностями и цензурными установками Фрейд называл неврозом. Но прежде чем подробнее говорить о неврозе, необходимо уточнить понятие "потребность и ее удовлетворение", в том числе по Фрейду.

Фрейд обозначал все принципы удовлетворения потребности с позиции "эротизма", при том, что далеко не всё, о чем он говорил, сейчас связывается именно с эротикой и сексом. И именно на основе постоянных апелляций к эротизму его и обвиняли в так называемом пансексуализме. Но эти апелляции связаны в основном с тем, что во время, когда жил и работал Фрейд, на все "эротическое" существовала самая мощная цензура.

В материале о предсознании говорилось, каким образом цензура подавляет реальные потребности человека. Но собственно, что такое эти реальные потребности?
Одна из основных, витальных (жизненных) – потребность в дыхании, в кислороде. Но кислород окружает человека везде, где тот проживает, и удовлетворение этой потребности зачастую даже не осознается. Сложнее с пищевой потребностью, но  она тоже в общем удовлетворяется неосознаваемо (хотя здесь уже начинаются корни той проблематики, с которой приходится работать в случае "заедания своих проблем": компенсаторные механизмы бессознательного требуют удовлетворять нехватку прочих нужных ощущений хотя бы избытком тех, которые доступны).

Но у человека есть и другие витальные потребности: уже из той области, на которую накладывает свое вето цензура. Например, потребность выведения остатков пищеварения из организма. Этот процесс серьезно табуирован всевозможными социальными запретами. Собственно, можно понять, почему: в первую очередь в гигиенических целях, в целях пресечь распространение микробов. Почему, собственно, признак падения социальной культуры – то, что люди справляют свою различную нужду на улицах, иногда даже не скрываясь от посторонних глаз.

И здесь культура (которая по сути и есть часть цензуры) сыграла существенную роль и оказала давление на понимание Фрейдом всей подоплеки бессознательного. Вспомним о методе черного ящика: наблюдаем, что вошло – и что вышло. Но чтобы на основе этих наблюдений спрогнозировать, понять и объяснить происходящие внутри вероятные процессы – сознанию нужна определенная база представлений, понятий и аналогий, на основе которой и происходит это самое прогнозирование и моделирование.  А Фрейд, кроме всего прочего, рос в достаточно жёсткой национальной среде, где придерживались традиций, и плюс еще в довольно выраженном антисемитском окружении остального социума. Поэтому единственный общий критерий, понятный и для одной социальной среды, и для другой – это мир древнегреческих мифов,  к которому Фрейд обращался в качестве источника иллюстраций к своей теории и терминологии для нее.

Таким образом эротизмом Фрейд называл не только сексуальность. Он предлагал два термина из древнегреческой мифологии – Эрос и Танатос, бог любви и бог смерти, где Эрос обозначал любые удовольствия (по сути – удовлетворение тех или иных потребностей любого рода), а Танатос – негативные ощущения и эмоции, иное начало.  И удовольствий у человека может быть много, разных: он опять-таки справляет нужду – ему приятно, ест – ему приятно, занимается творчеством, общается, а то и обманывает ближних своих – если у самого человека во всем этом была потребность, ему тоже это приятно.
Фрейд все удовольствия назвал эротизмом, апеллируя больше к Эросу как "позитивному началу" на языке греческой мифологии. А обвиняющие его в пансексуализме, как говорится, выплеснули с водой и ребенка: не приняли к серьезному рассмотрению его базовые теоретические выкладки. Может быть, у самих воспринимающих в этом месте включилось некое цензурное, предсознательное сопротивление.

Еще одна беда в том, что само по себе удовольствие в то время с цензурной точки зрения считалось греховным, вне зависимости от его характера и области реализации.  Вообще далеко не всё, от чего человек получает удовольствие, является приемлемым для того или иного социума. И здесь снова вспомним про цензуру в качестве "внутреннего полицейского". Когда наши предки только начинали объединяться в стаи, было сложно выжить, если внутри каждого не образовывался такой внутренний цензор: ограничитель реализации личных потребностей правилами и нормами социума. Чтобы не мешать социуму в целом выживать и быть успешным.
Но в каждой среде нормы и запреты бывают свои, и в каждой культуре – свои особенности. Эти особенности наиболее четко видны в сравнении с той цензурой, к которой люди привыкают в своей привычной среде.

Здесь же – вспомним о фразе "Надо поступать разумно", "Я поступаю разумно" и т.д.  Для многих людей с привычкой к цензурным требованиям "разумно" – это значит "как принято большинством", в соответствии не со своим разумом, а с "разумом предков", который не поверяется собственной логикой. Однако проблема такого "разумного" поведения в том, что традиции и обычаи выраженно ригидны и не всегда меняются в соответствии со сменой условий существования: иногда задерживаются куда дольше, провоцируя разного рода социальные регрессы. Зачем, собственно, человечеству и понадобилась логика и аналитическое мышление: чтобы соотносить свои поступки не только с традициями предков, но еще и с изменяющимися условиями реальной жизни.

Итак, обычно базовые витальные потребности удовлетворяются легко (например – дыхание или еда). Но еще одна потребность – к размножению, а точнее, к реализации полового инстинкта (здесь важно не смешивать одно с другим) - связана с определённым преодолением трудностей и эмоциональным напряжением.  Иные виды животных за время своей жизни совокупляются, чтобы дать потомство, только единожды, но фактически идут к этому всю свою жизнь. В бессознательной программе это обозначается как сверхмотив: так как еда-вода-кислород теоретически найдутся, а вот подходящий партнер для спаривания – с этим уже могут быть сложности. Половой инстинкт – супер-сильное влечение, так как нужен не ежедневно. Фактически человек – одно из немногих животных, кто пользуется этим инстинктом не только в целях размножения.

Но с позиции цензуры половое влечение у человека – одно из самых подавляемых и табуируемых. В разные времена эта потребность замалчивалась, называлась "первородным грехом", вытеснялась искусственно из разговоров и всего модуса жизни человека, и т.п. И вот это сильное, чрезвычайно выраженное влечение (с одной стороны) со всем его внешним подавлением (с другой стороны) Фрейд и взял за основу пояснения своей теории: просто как базовый и наиболее наглядный пример работы бессознательного и цензуры.  

Собственно, взаимодействие этих двух "формаций" всегда имеет под собой некий конфликт, нередко доходящий до абсурда: возникновение потребностей естественно формирует возникновение запретов.
Кстати, если говорить о фрейдовских стадиях развития,  то в то время о внутриутробном развитии ребенка знали очень мало и говорили о нем лишь гипотетически. То, что Фрейд называл оральной фазой развития, совпадает с периодом грудного вскармливания, когда основное удовольствие ребенка – это потреблять пищу: желание касаться губами, приятные процессы глотания, вкуса еды, тепла груди матери. Отсутствие этого вызывает в бессознательном напряжение и чувство неудовлетворения.

Анальная фаза по Фрейду – то время, когда ребенок начинает ощущать удовольствие от опорожнения мочевого пузыря и кишечника. Маленькие дети делают это непроизвольно, неконтролируемо, и эти процессы у грудных детей фактически являются продолжением перистальтики кишечника, то есть – функцией бессознательного. А в среднем от полутора до трех лет ребенка начинают обучать контролировать процессы "облегчения" и управлять ими. Включается давление социума, вышеупомянутое табуирование – то есть функции супер-эго. Животному вида гомо сапиенс управлять этими процессами необязательно, а если жить в социуме – то приходится брать это под контроль. Для взрослого человека такой контроль привычен и естественен, и если не перегибать палку – тоже не несет никаких проблем (проблемы бывают разве что там, когда в силу излишнего табуирования данной темы начинает ощущаться нехватка мест для реализации самой потребности).
А вот ребенок испытывает с таким контролем очевидное напряжение: любое обучение сопряжено с периодическими неудачами, а когда на ученика еще и давит сверху цензура, иногда чересчур сильно – обучение может вообще перерасти в трагедию.

Бытует мнение, что ребенок, неся родителям результат пользования горшком и радуясь этому, стремится осознать свой успех и испытывает первую радость творчества. Не буду спорить с этим, однако не будем забывать, что в первую очередь ребенок может испытывать удовольствие  от снятия напряжения, избавления от необходимости что-то фиксировать и сдерживать внутри своего организма. И проблема формирования внутренней цензуры у ребенка на этом этапе возникает, как ни странно, тогда, когда этот его "результат", а то и сам "процесс", всячески демонстрируется посторонним людям, выносится на всеобщее обозрение для того, чтобы ребенка хвалили и радовались тому, "как замечательно он это делает", чуть ли не групповых аплодисментов.  Одна из молодых мам, прочитав не слишком внимательно изначальные работы Фрейда, в данном случае интерпретировала их так: "Мальчик вообще не должен закрывать дверь в туалет, когда писает, чтобы у него не возникло комплексов и он гордился своим пенисом!" Однако, к сожалению, у таких мальчиков и девочек, которым аплодировали всем семейством в процессе "хождения на горшок", в будущем могут быть довольно серьезные проблемы с адаптацией в социуме из-за неадекватного формирования внутренней цензуры.

В 3-6 лет (в среднем) у ребёнка начинается, по Фрейду, генитальная фаза развития.  Ребенок обнаруживает первичные половые признаки у себя и разницу в анатомическом строении мальчиков и девочек. Первая детская реакция на это – попытка изучать это подробнее. Вообще есть точка зрения, которую разделяю и я: что одна из выраженных потребностей животных вида гомо сапиенс – это потребность в новых знаниях, в исследовании непонятных вещей и явлений, в новой информации. Этот процесс познания сам по себе приятен: плюс в данном случае, когда ребёнок изучает свои половые органы, он может испытывать приятные ощущения от прикосновения к ним. Многие говорят, что это стимулирует детскую мастурбацию. Однако нужно заметить, что большинство детей занимается этим, как говорится, от нечего делать: ибо фактически перед каждым ребенком открывается целый мир непознанного, который можно исследовать. Изучение собственного тела преобладает тогда, когда все остальное ребенку либо запрещено, либо так или иначе от него скрыто. И когда у него нет более увлекательных удовольствий. Плюс еще и то, что ранняя детская мастурбация обычно провоцирует всплеск новых цензурных запретов, вплоть до того,  в какой позе ребенок должен держать руки во сне. И тут опять тот случай, когда закручивание гаек приводит к всплеску запрещенного процесса: даже не столько в качестве протеста, сколько в качестве естественной попытки компенсировать потребность в удовольствиях тогда, когда многое вокруг запрещается.

И важно помнить, что хоть цензура и полезна, но как говорится, все есть яд, и все есть лекарство, важна лишь доза. Там, где количество запретов и табу начинает зашкаливать за все разумные пределы – у людей, живущих в социуме, начинаются серьезные проблемы. Передозировка цензуры породила массу так называемых комплексов, неврозов и прочих сложностей, о которых стоит поговорить подробнее.
Материал о неврозах - здесь,  продолжение о комплексах - здесь.

 

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу быть женщиной
Я хочу быть здоровым
Я хочу быть знаменитым
Я хочу быть мужчиной
Я хочу быть настоящим мужчиной
Я хочу быть нормальным
Я хочу быть оптимистом
Я хочу быть разумным
Я хочу быть счастливым
Я хочу быть уверенным

Темы: бессознательное, детско-родительские проблемы, жизненные сценарии, здравый смысл, маленькие дети, проблемы адаптации в социуме, психоаналитическое, развитие ребенка, сексуальные проблемы.

Логин

Пароль

Запомнить
Забыли пароль?