Между Гигеей и Панакеей: психотерапия – лечение или информационная поддержка?

Дата создания: 29.10.2015
Дата обновления: 29.10.2015

Нарицын Николай Николаевич,
практикующий врач-психотерапевт, психоаналитик,
действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической лиги,
Общероссийского совета по психотерапии и консультированию,
Европейской Ассоциации Психотерапевтов (ЕАР),
Европейской Конфедерации психоаналитической психотерапии (ЕКПП);
официальный преподаватель и супервизор практики Межрегионального класса ППЛ,
обладатель сертификата Всемирного совета по психотерапии,
автор и ведущий интернет-проекта www.naritsyn.ru

 



Доклад, представленный на секции "Психотерапия здоровых"  Международного конгресса «Интегративные процессы в большой психотерапии. Психотерапия здоровых. Духовно-ориентированная психотерапия».
 

 

До сих пор у большинства людей психотерапия востребуется тогда, когда иначе как больным человек себя и не чувствует. Однако специфика психотерапии здоровых – в том, что она поддерживает знаниями по известному принципу "Кто предупреждён – тот вооружён". В том числе помогая не столько решать имеющиеся проблемы (хотя и это тоже), сколько избегать новых.

Прежде чем говорить о психотерапии здоровых как о некоем отдельном дискурсе, важно найти ответы на три вопроса:
1.    Кто такой здоровый человек и чем он отличается от больного?
2.    Зачем здоровому человеку терапия (лечение)?
3.    Кто за это лечение будет платить?

Но начать придётся, казалось бы, с простого.

Вопрос № 1. Что такое здоровье и что такое болезнь?
Начнём с определения понятия здоровье. Приведу лишь наиболее распространённые определения.

1. "Здоровье или здравие - состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни". (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля)

2. "Здоровье, естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений". (Большая советская энциклопедия).

3. "Здоровье — нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы". (Российская энциклопедия по охране труда)

4. "Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. Для состояния организма человека существует понятие «нормы», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей". (Материал из Википедии)


Три основных варианта определения:

1. Большинство определений подчас содержат в себе определенные паралогизмы, а то и противоречат друг другу. В общем, всё сводится к понятию: "здоровый человек не больной – больной человек не здоровый".

2. Определения, опирающиеся на понятие "норма".
Основаны они на попытках поставить знак равенства между здоровьем и нормой, или между болезнью и отклонением.
Если обобщать, то до середины прошлого века у врачей существовало три основных критерия здоровья-нормы:
- врач прислушивался к своим собственным ощущениям, когда сам субъективно ощущал себя здоровым, и всё отличавшееся от этих ощущений и представлений у пациентов полагал признаками болезни (бытовая норма).
- существовала некая (принятая в данном обществе) норма тех или иных показателей и признаков, кто укладывался в нее – считался здоровым, всё, что в эту норму не укладывалось - объявлялось ненормальным, что часто считалось синонимом болезни. Классическим народным представлением связки понятий "норма, здоровье, болезнь" является приведённое выше определение из Википедии (медицинская норма).
- для создания некоей наукообразности последнего тезиса по отдельным показателям выводилась среднестатистическая норма: все отклонения от неё признавались болезнью. Исходя из таких критериев, "нездоровыми" были названы все нестандартные и даже гениальные личности (статистическая норма).

Несколько особняком стоит определение ВОЗ:
3. "Здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия".
Есть мнение, что это определение излишне расширенное, так как по нему получается, что "нет здоровых людей – есть недообследованные". К тому же, в условиях современного затяжного кризиса больными можно назвать практически всех, по крайней мере находящихся в состоянии социального неблагополучия. Если вам, к примеру, не хватает денег (а их практически всем не хватает) – можете смело считать себя больными!


Многие столетия врачей не беспокоило то, что им практически ничего не известно о здоровых людях. Медицина, да и здравоохранение, охраняли жизнь и здоровье больного человека. Охрана здоровья издавна была вотчиной гигиены и санитарии, и часто выпадала из поля зрения врачей, медицины и всего здравоохранения. Конечно, были попытки как-то систематизировать и классифицировать очевидное разнообразие здоровых людей. Известны классификации по темпераменту (Гиппократ, Павлов), по характерологическим личностным акцентуализациям (Кречмер, Леонгард), по жизненным мотивациям (VALS) и ещё много других, подчас опирающихся на внешние второстепенные признаки и потому не получивших признания у ученых. Естественно, врачи, наблюдая здоровых людей, продолжали описывать характеры и акцентуации в терминах, взятых из психиатрии, что тоже загоняло подобные исследования в клиническое "нездоровое" русло. Подобные исследования, как правило, не получали поддержки у руководителей государств, особенно тоталитарных: по известной цитате Мао Цзедуна, "каждый человек должен быть стандартным винтиком, туго завёрнутым в локомотив, везущий нас в коммунистическое будущее".

Но тут, как всегда неожиданно, грянул век освоения космоса. Нужны были здоровые во всех отношениях и даже очень здоровые люди. В качестве экспертов по подбору и подготовке космонавтов были привлечены врачи, вооруженные знаниями медицинской науки. Очень быстро выяснилось, что знаний в этой области остро не хватает. К примеру, за информацией о здоровых людях Карл Леонгард, врач-психиатр, вынужден был обратиться к художественной литературе. Создавались НИИ, ставились эксперименты, проводились масштабные мониторинги. Знания о здоровом человеке нарастали как снежный ком. Однако чем выше уровень знаний – тем шире горизонты непознанного. В этом нет ничего удивительного: если вспомнить классика - К. Маркса и его определение: "Болезнь – не что иное, как жизнь в стесненных условиях", то здоровый человек – тот, кто фактически не ограничен в своих собственных адаптационных, физических и социальных возможностях. Точнее – ограничен только собственными уникальными личностными качествами. Но такой человек тем более не укладывается в какие-либо усредненные стандарты, с которыми вообще в связи с определением здоровья как соответствия неким нормам возникают определенные сложности.

Как известно, болезнь всегда что-то разрушает или отнимает у человека, как говорят психиатры – создается минус-симптоматика, дефект, то есть уже отклонение от определенной «средней нормы». Именно факт появления дефекта я бы и предложил считать главным и основным признакам болезни.  Functio laesa – потеря функциональности органа, а часто вместе с ним ограничение функций всего организма и определяет болезнь.

 

 

 

На картинке стрелкой отмечено заметное со стороны "отклонение", так ка часто дефект не бросается в глаза, а неординарные способности могут не входить в круг интересов (понятий) стороннего наблюдателя и потому часто тоже не видны. Обычно видят только отклонение.

  А отклонение от этой же самой нормы "в плюс" – одарённость, талант, гениальность – тоже будет отличать своего носителя от среднего большинства, но в данном случае это явно некорректно будет называть болезнью. Хотя, как известно, в некоторых социумах всех более-менее выдающихся личностей принято априори считать больными. В психиатрии давно существуют понятия плюс и минус симптоматики. Именно минус-симптомы делают человека беспомощнее, но увидеть то, чего нет, к сожалению, не просто даже для подготовленного специалиста. В помощь психиатрам в качестве некого намёка на возможный дефект была разработана система маркеров: плюс-симптоматика. Но последующее обозначение таких симптомов, как "бред религиозного содержания", "философская интоксикация" и подобных значительно удобрило почву применения психиатрии в политических репрессиях.

И еще одна проблема возникает с пресловутым определением понятия "здоровье" по ВОЗ: невозможно найти человека, который бы одновременно отвечал бы всем критериям этого определения, то есть у которого одновременно наличествовало бы благополучие физическое, психическое и социальное, причем постоянно. Невозможно это хотя бы потому, что у любой достаточно интеллектуальной личности всегда имеется некоторая проблематика, связанная как раз с тем, что подобная личность не всегда вписывается в усредненные социальные нормы: примеров такой проблематики, описанной в классической литературе, имеется достаточно, и пожалуй, самый известный – это знаменитое грибоедовское "Горе от ума", в первой редакции – "Горе уму". Именно такие люди, на мой взгляд, остро нуждаются в той самой психотерапии здоровых (кстати, главного героя "Горя от ума" социум не только отверг, но еще и объявил больным: ибо в качестве сумасшедшего такой герой обществу не страшен). История знает также немало имён людей, которые в силу своей ненормальной гениальности причислялись к психически больным.

Можно сказать, что здоровый человек как явление по сей день еще не изучен в медицине. Врачи с древнейших времен изучали больных и страждущих людей и течение их болезней: здоровые же люди к врачам не обращались, и соответственно, оставались вне поля зрения медицины как науки. Многотысячелетний опыт этой науки позволил достаточно подробно изучить и описать особенности той или иной болезни и специфику лечения (терапии), создать различные классификации болезней (например, МКБ), но пока не существует общих представлений и всеми признанных критериев в отношении здоровых людей. Цитируя автора системного подхода к здоровью известного врача Н.М.Амосова – медицина "…неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым. Пока она даже не может научить человека, как стать здоровым".

Вот здесь, пожалуй, настало время рассказать притчу-сказку о том, как поссорились две нимфы.


***

Много знает история славных потомков прародителя всех врачей Асклепия. Но история эта только про двух о его дочерей: Гигею и Панакею (Панацею).
Где и когда они повздорили - история умалчивает. Вроде бы ходят всегда вместе, друг другу улыбаются, а на самом деле выясняют: кого больше люди любить-уважать будут.
Вот спрашивают люди у Гигеи: чем ты сильна, и что нам можешь предложить?
 Разумом, честно говорит, сильна, долгую насыщенную жизнь могу предложить.
- Насколько долгую?
- Лет до ста двадцати, а то и дольше, если смолоду о здоровье заботиться и беречь его.
- И сильными, как Атланты, будем?
- Будете, если не лениться и о культуре физической не забывать.
- И звёзд достигнем?
- Достигнете, только через тернии.
Почесали свои затылки люди и у Панакеи спрашивают: а чем ты сильна, и что ты нам можешь предложить?
- Могу вас от всех болезней чудесным образом вылечить, и вам для этого ни о чём думать не надо будет.
- Что, действительно от всех?
- От всех-превсех, - соврала Панакея. – Вот хоть сами в ящик Пандоры загляните.

Любопытство – хорошее качество, знания создаёт. Если подумать! А вот если не думать… давно же известно – «Сон разума рождает чудовищ».  Вот ничего хорошего и не вышло. Вышли всякие болезни. Пришлось людям за лекарствами к Панакее обратиться. Обратиться, поклониться, подарочки принести на строительство храма.

Гермес довольно потирает руки:
- Какой же дурак будет платить за то, что имеет. Здоровые о нём забывают – здоровье-то вещь привычная. За лекарство же больной последнюю рубашку с себя отдаст.
- Как всегда, ты спешишь, – возразил Аполлон, – кто имеет - не хранит, потерявши - плачет. Что потом полезного сможет сделать больной, нищий и без рубашки? Не так человечество бесконечно развиваться. Будут и такие люди, что в своё благополучие и здоровье вкладываются, даже страховка станет делом обычным. Мы же, боги, бессмертны. Так что посмотрим, кто из нас прорицатель.
Тем временем храм Гигеи постепенно опустел. Даже сыновья, внуки, правнуки и прапраправнуки Асклепия, сына Аполлона, вынуждены покинуть пустые стены и перейти на службу к Панакее. Бывает, что заглянет кто-нибудь в пустой дом (даже Асклепию и не родственник), скажет что-нибудь. Если дельное, так никто и не заметит, опять, мол, скучные истины говорит; а глупость выкрикнет, так в пустом доме звук хорошо разносится, вот над Гигеей народ и посмеётся.

А храмы Панакеи растут и размножаются.  Откроют врачи лекарство от одной болезни, а на беды людские всё новые болезни появляются, да и старые в новой ипостаси приходят, людям только надежда и останется. И вновь, и вновь нужда заставляет платить дань Панакее. Только   объединившись с латинским Санос, Гигея выжила как Гигиена и Санитария, однако во многих странах даже имя у Гигеи отняли. На храмах Панакеи на национальных языках часто пишут: учреждение здравоохранения. Но охраняют там чаще всего больного.  

Так продолжалось очень долго. Не год, не сто лет, а целых два тысячелетия и ещё пятьсот-восемьсот лет. Служили Панакее добрые и талантливые наследники Асклепия. Добросовестно и порой самоотверженно лечили больных, помогали страждущим. Кое-какие знания от их труда и здоровым достались. Стали люди и жить дольше: те, кто сам смолоду здоровье берёг. И сильнее стали: те, кто о физкультуре постоянно помнил.  Добрались люди через тернии к звёздам. Понадобились в космонавты здоровые люди. Обратили учёные свой взгляд в храм Гигеи, а там нет никого. Служат врачи Панакее, Гиппократовой клятвой ей на верность присягают. А здоровых не изучают, но считают, что всё о них знают. Пришлось начать интенсивно здоровье изучать, под такие исследования экономику перестраивать. Понятно, что чем выше познания – тем шире горизонты непознанного, а здоровье человека - это целый космос, и изучать его разнообразие понадобится ещё много тысячелетий. Одна только психическая деятельность каждого отдельного здорового человека куда сложнее и многообразней, чем все болезни вместе взятые, и не может быть упакована в какое-нибудь МКБ-10; а болезнь - это всего лишь изъян, дефект в бесконечно сложном живом организме. А уж в межличностных взаимоотношениях закопано столько, что отрыть клад знаний драгоценных будет ой как непросто.

Если бы Гермес был бы не столь суетливым, он бы и сам понял, что в долгосрочном бизнесе выигрывает разум, и эволюционное развитие разума у человека разумного – неизбежно.
А чтобы наполнить жизнь драйвом, продлить на долгие годы молодость организма, накапливать мудрость, быть сильным и, опираясь на разум, строить нечто креативное, полезное для себя, так, чтобы от этого и другим неплохо было, понадобится много сил, знаний и труда. Сбылись прорицания Аполлона. Вот здесь и стали полезны знания асклепиадов: тех, кто готов вместе с клиентом (а не за него)  улучшать качество его жизни. Делать это с опорой на знания, накопленные всей многотысячелетней историей медицины и закреплённые клятвой Гиппократа, особенно строго придерживаясь правила – "не навреди".

***

Сказка закончилась. Осталось лишь ответить на второй и третий вопросы, поставленные в начале этого доклада.
Отвечая на второй вопрос -  действительно, лечить здорового не надо, незачем. Но важно снабдить его информацией о том, как ему преодолеть его индивидуальный, не похожий на другие личностный кризис. О том, какие свои ресурсы он мог бы использовать для преодоления кризисов социальных. В конце концов, как он мог бы научиться использовать самопознание как инструмент повышения своей стрессоустойчивости. И здесь уместно вспомнить ВОЗовское определение здоровья и помочь клиенту достичь его во всей полноте.  Понятно, что это требует особой подготовки специалиста помогающей профессии.
Отвечая на третий вопрос - понятно, что ни на государство, ни на  благотворительные фонды рассчитывать неэффективно. Люди пока еще массово не привыкли платить за сохранение имеющегося здоровья.
Но реалии жизни меняются, как и окружающая материальная и социальная среда. Адаптироваться в ней становится всё труднее: адаптационных возможностей "нормально здорового человека" не хватает.
Антропогенная среда – не та, к которой человека готовила эволюция.
Только самому разумному человеку решать, делать ли инвестиции в своё будущее здоровье, в ту же стрессоустойчивость, и в повышение своего качества жизни.

Таким образом, задачи современной психотерапии здоровых -
1. Оказание помощи массе "нормально здоровых людей" в вопросах адаптации к антропогенной среде
2. Оказание помощи нестандартным здоровым личностям, у которых больше шансов в вопросах адаптации к новой среде, но ригидная социальная среда пока держит их в прошлом тысячелетии.

В процессе психотерапии здоровых важно:
Не исправлять клиента и не подгонять под стандарты
Не мешать элементам самоадаптации
Помогать клиенту реализовывать его внутренние задачи социально приемлемыми методами.
Тогда за это станет выгодно платить и будет понятно, во что вкладывать.

В заключение хочу сказать о реалиях жизни: понятно, что мы все переживаем не лучшие времена, и известно, что в животном мире – у той же амёбы кризис часто переживается сворачиванием в комочек, снижением всяких контактов и всякой  активности. Но мы же с вами не амёбы, кризис идёт и пройдёт. Нам жить и в после кризисном мире, где старые установки постепенно теряют всякую действенность и актуальность. Но что всегда понадобится и будет всегда надёжной опорой - это знания и здоровье, в это и есть разумный смысл вкладываться сегодня.
 

 

Презентация к докладу

 
Логин

Пароль

Запомнить
Забыли пароль?