Электронный доктор

Добро пожаловать в систему кратких заочных психотерапевтических консультаций "Электронный доктор"!

Результат запроса

"Я хочу жить вместе с детьми"

Как известно, с точки зрения определения живых организмов, чтобы жить, надо быть способным дышать, есть и размножаться. Однако человеку, как правило, этого мало. Известный психолог Абрахам Маслоу составил даже целую пирамиду человеческих потребностей, в которой физиологическое обеспечение жизни занимает пусть фундаментальное, но «иерархически» самое нижнее место. А затем идут потребности социальные, коммуникативные, образовательные, личностный рост и так далее. таким образом, когда человек говорит психотерапевту «Я хочу жить в том или ином качестве», надо полагать, что физиологические функции он в основном отправляет благополучно, а вот в других уровнях жизни его что-то не устраивает.

И мы закономерно начинаем со встречного вопроса: как он хочет жить? С кем (или без кого)? Какие изменения намерен в жизни произвести?

Но в большинстве случаев клиенту и это тяжело сформулировать. Что неудивительно: зная, что хотелось бы изменить, человек, как правило, это меняет. А когда он вроде бы живет, но эта жизнь лично ему некомфортна, что-то где-то напрягает, а что именно, не всегда понятно – тогда уже ситуация сложнее. Тогда работа начинается с анализа нынешней жизненной ситуации во всех ее направлениях, чтобы определить, где возникает дискомфорт, в чем и от чего. А когда выяснится, что и где необходимо поправить – тут уже клиент может зачастую и сам справиться (но если будет необходимо, я и на этом этапе готов ему помогать).

Отдельно хотелось бы сказать о формулировке заказа «Не могу жить без» чего-то или кого-то. Здесь тоже явно речь идет об удовлетворении небиологических потребностей: однако часто приходится обращать внимание. что говор я»не могу жить» - человек тем не менее живет. Он дышит, двигается, питается – то есть формально функционирует. Другое дело, что ему это функционирование тоже может быть не в радость, если он ощущает нехватку чего-то на «верхних уровнях пирамиды жизненных потребностей»: тогда мы разбираемся, в чем конкретно состоит эта нехватка и как ее можно удовлетворить или компенсировать доступными, социально приемлемыми и подходящими именно для конкретного клиента способами.

Понятие «вместе», как правило, подразумевает в социально-психологическом плане не столько «постоянное нахождение вдвоем в одной точке», сколько «совместное достижение совместно же определенных целей». Потому что если цели и задачи у вас общие – работать над их каждодневным решением вполне можете и в разных точках: двигаясь к намеченной цели одновременно по двум направлениями для большей эффективности.

И здесь нередко проблемы начинаются там, где путают «причину и следствие». Например, так: «если мы постоянно находится в одной точке пространства – значит, и цели у нас общие». В частности, детско-родительские отношения зачастую не складываются из-за того, что родители считают: «Раз мы живем в одном доме, в одной семье, значит, и задачи в жизни у нас общие». Но у ребенка, особенно уже взрослого, задачи вполне уже могут быть свои собственные.

Потом, понятие «вместе» может быть одним из отражений зависимости: когда партнера хочется «постоянно держать рядом и не отпускать». Это бывает в случаях, когда те же самые жизненные цели тоже разные, но одному из партнеров хочется думать, что общие. В обеспечение своей иллюзии он постоянно держит другого рядом с собой - и говорит себе: «Вот, все в порядке: мы вместе!»

Таким образом, если человек говорит «Я не хочу быть вместе» - возможно, он не хочет, чтобы его жизненные цели и задачи банально подменялись чужими. А если он, наоборот, ставит себе (или психотерапевту) задачу «Я хочу быть вместе с…» - нужно прежде всего уточнить, что конкретно он под этим понятием подразумевает. А также что подразумевает тот(та), с кем он хочет быть вместе, и насколько их представления об этом совпадают.

А у детей, особенно у выросших (да и у маленьких тоже) могут быть свои потребности, мотивы и предпочтения: и чем ребенок старше, тем эти предпочтения выраженнее.
Подавление этих проблем и/или откровенное к ним невнимание создают проблемы как детям, так и родителям.

И решая проблемы в отношениях с детьми, начните с того, что постарайтесь уважать в ребенке самостоятельную личность. даже если он еще не до конца умеет ею быть, но таким образом как раз постепенно и научится: когда вы не ругаете его за ошибки, не говорите «Я же говорил(а), ты сам(а) ничего не можешь), а помогать, поддерживать, отпускать от себя все дальше в самостоятельную жизнь, пусть и постепенно. Как говорил известный российский психотерапевт В.В.Макаров – «Ребенок должен каждый день делать новый маленький шаг к свободе».

Станьте своему сыну или дочери не ментором, не цензором, а старшим другом. Тем, кто понимает, принимает, при необходимости помогает и предостерегает (и даже иногда что-то запрещает) – но не давит, не переделывает на свой вкус, не распоряжается полностью жизнью ребенка. Особенно если он уже в таком возрасте, что его и ребенком-то уже называть неудобно.

Статьи по теме


Психологическое дистанцирование
"...В ваших статьях, особенно при обсуждении взаимоотношений "отцов и взрослых детей", вынужденных жить вместе и при этом конфликтующих, часто встречается рекомендация "психологически дистанцироваться". Не могли бы вы пояснить, как конкретно можно это осуществить?"

Почему люди не хотят детей, или несколько слов о чайлдфри
Cейчас многие все чаще задают другой вопрос: "Почему люди НЕ хотят детей?" А есть такие люди, которые называют себя чайлдфри и говорят в открытую, что вообще не собираются рожать...

Почему люди хотят детей
Почему однажды супруги решают стать родителями? Подобный интерес - не пустое любопытство. Сколько угодно случаев, когда при работе с "детскими" проблемами выясняется, что дети эти появились у своих родителей по каким-то внутренним, только им (родителям) вЕдомым причинам – а потом оказалось, что родительских ожиданий потомки оправдать не смогли. Отсюда и многие сложности...

Семья: кризис или ступень развития?
Весьма обширная и значимая часть психотерапевтической работы связана с проблематикой семьи. Причем во всех аспектах: начиная с трудностей создания семейных отношений и поиска партнера и заканчивая проблемами в уже созданной семье, а то и вопросами развода. При этом у разных людей подчас разное представление о том, каким образом строится и функционирует семья; и в частности, что они конкретно для себя собираются строить, ища партнера или партнершу. Более того: оперируя в жалобах на семейные проблемы понятиями типа «нормальная семья», «традиционная семья» и т.п., потенциальный клиент обычно довольно неопределенно представляет, какие конкретно нормы и традиции имеются в виду.

Консультация 09
"Я испытываю сексуальное желание по отношению к своей 16-летней дочери"; "Мне все чаще говорят, что я похожа на мужчину..." ; "Окончила психфак, не могу устроиться на работу по специальности"; "Мой любимый избавляется от стрессов с помощью алкоголя"; "Сын-студент сказал мне, что я должна его обеспечивать..."

Консультация 43
"Конфликты с мамой существовали всегда, сколько себя помню"; "Меня не привлекают позитивные, добрые персонажи и образы"; "Как ведут себя мужчины-психастеники в любовном треугольнике?"; "На меня сильно влияют другие люди"; "Почему тянет к людям со сложными судьбами, тяжёлыми характерами, проблемами?"

Секты
Согласно толковому словарю русского языка, слово «секта» имеет два значения: во-первых, это религиозное объединение, отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее; и во-вторых, в переносном смысле, это группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах (такое определение носит неодобрительный характер). В общем, так или иначе, но секты бывают не только религиозные. Тематика их может быть любой. А вот общее у всех сект практически одно – строгий авторитарный режим, который отнимает у человека свободу и полностью отрезает пути назад, предлагая взамен некий эрзац жизни.

Темы: взрослые дети и родители.

Логин

Пароль

Запомнить
Забыли пароль?