ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Неудачи

Дата создания: 06.10.2005
Дата обновления: 11.11.2016
Материал написан в соавторстве с Нарицыной М.П.
"...часто "ты неудачник" говорят те, кто как раз должен был научить, поделиться умениями, помочь, но – по разным причинам не научил, не поделился, не помог. Или сделал всё это недостаточно. А теперь перекладывает с больной головы на здоровую – часто потому, что у него тоже есть внутренний оценщик, который будет его в свою очередь пилить: что же ты так плохо научил, а?.. И можно будет ответить: я хорошо его учил! Просто он неудачник!.."



Говоря о неудачах как о психологической проблематике, закономерно начать с анализа терминов.
Что такое неудача? Кто такой неудачник? И почему, собственно , ощущать себя "неудачником" столь позорно?
Если во всем этом разбираться детально и логически, может выясниться много интересного.

***

Понятия "неудача" и "неудачник" (последнее -  особенно) - в большой степени оценочные. Мало кто с самого начала скажет о себе: "Я неудачник". Обычно это ощущение стартует со стороннего "Ты неудачник". Так порой говорят либо значимые взрослые, воспитывающие ребёнка (чаще всего родители), либо даже друзья, но те, чьи оценки для ребёнка значимы. "Ты неудачник!" – бросают в лицо маленькому человеку. Но если спросить – кто такой неудачник, обычно отвечают: тот, кому все время не везёт. А если начать конкретизировать, что значит "везёт-не везёт", выяснятся подробности: "У него всегда элементарные вещи не получаются".

Вот тут уже интереснее. Как минимум, логично начать с того, что значит – элементарные вещи? Кто решает и определяет, что они элементарные? По чьим критериям производится эта оценка?

Практически всегда в подобных ситуациях где-то есть оценщик со своими личными критериями: "хорошо-плохо, правильно-неправильно,   удалось-не удалось", и так далее. Причём оценщик может быть как внешний, так и внутренний.

Друзья все умеют кататься на велосипедах, а один – ещё нет. Тому могут быть разные причины, но вот есть факт: он пока не умеет. Но хочет научиться. Что чаще всего делает человек, который учится кататься на велосипеде? Падает. Особенно на первых порах. И вообще поначалу у него всё получается весьма неуклюже: там не точно свернул, здесь не вовремя затормозил, тут не сумел выбрать адекватную траекторию, да мало ли ошибок делает обучающийся человек? По словам классика, весь опыт – сын ошибок трудных, то есть пока не начнёшь делать ошибки – не накопится и опыт. И проблема обучения у многих людей зачастую не в том, что они ошибаются, а то, что у них рядом – извне или внутри – есть оценщики, которые упрекают их за каждую сделанную ошибку или смеются над ними по этому поводу, и зачастую говорят: "Да у тебя элементарные вещи не получаются! Тебе просто не везёт! Ты неудачник!"

Но осознанно или бессознательно из этой системы выпадает тот факт, что человеку так и не повезёт, если он бросит обучаться новому для него делу и перестанет вообще что-либо делать.

А новым, незнакомым делом может быть любое, особенно для человека, только набирающего жизненный опыт.
Сходить в магазин, поговорить с кем-то чужим по телефону, сориентироваться в незнакомом районе, заключить договор, перебраться жить в другой город – мало ли в жизни задач? И конечно, не всё и не всегда получается "без сучка и без задоринки". Но проблема возникает, если где-то есть цензор, который постоянно считает эти сучки и задоринки, и за каждую упрекает: "Ну вот, опять ты не сумел сделать элементарных вещей, ты неудачник!"

Ещё в этом раскладе обычно умалчивается, что человек не рождается с полным набором жизненных умений, знаний и навыков. И что обычно он этому обучается, более того, его обучают:  более опытные товарищи или взрослые. И если человек делает одну промашку за другой – нередко значит не только то, что якобы "он неудачник", а ещё и то, что его учителя, скажем так, не слишком постарались. Либо специально утаили от него какие-то важные моменты, либо неосознанно забыли это ему сообщить. Что ж, он будет искать ответы на эти вопросы сам, но будет сам и ошибаться в процессе этих поисков: это естественно. Беда в том, что ему в спину тут же полетит: "Ты неудачник".

Иногда приходит в голову мысль: часто "ты неудачник" говорят те, кто как раз должен был научить, поделиться умениями, помочь, но – по разным причинам не научил, не поделился, не помог. Или сделал все это недостаточно. А теперь, как говорится, перекладывает с больной головы на здоровую – часто потому, что у него тоже есть внутренний оценщик, который будет его  в свою очередь пилить: что же ты так плохо научил, а?.. И можно будет ответить: я хорошо его учил! Просто он неудачник!..

Вообще клеймо неудачника, щедро раздаваемое даже посторонним людям, довольно часто связано с проблемами самооценки раздающих. Ведь если сказать "он неудачник" – можно про себя добавить: "…не то, что я". И сразу подумать о себе лучше. Особенно если иначе никак не получается.

Но снова вернёмся к тому, что значит - удалось или не удалось. Когда человек в принципе что-то делает – даже опытный в этом деле, даже профессионал – его деятельность может идти, как иногда говорят, с переменным успехом. В афоризмах Козьмы Пруткова есть, словно прямо на этот случай, такие слова: "Мудрец проходит жизнь как огород, наперёд зная, что кой-где выдернется ему репа, а кое-где и редька". То есть в любой деятельности есть и радости, и разочарования, и выгоды, и потери. Это совершенно обычное дело. Однако снова тонкий момент: те, кому значимые для них оценщики чуть ли не с пелёнок говорят "ты неудачник", привыкают смотреть на плоды рук своих и ума своего весьма специфически. Успехов и достижений они не замечают и не отмечают (мол, это мне случайно повезло), а промахи и просчёты помнят и фиксируются на них, говоря: "Вот опять у меня ничего не получилось". И при таком перекошенном балансе реально возникает итоговое ощущение, что "во всём не везёт". Но, снова рассуждая логически, если хоть в чём-то повезло, хоть что-то удалось – то уже сложно сказать, что человек неудачник. А потом, как можно подсчитывать, чего больше – успеха или неуспеха, если два этих явления – как два конца одной палки? Если хотите, нет ощущения успеха без опыта неуспеха, нет устойчивости в жизни без опыта падений, но при одном условии: если все успехи и неуспехи человек взвешивает и анализирует сам, без дополнительных голосов со стороны. И устойчивость в жизни тоже обеспечивает себе сам, и никто ни снаружи, ни внутри не стремится толкнуть его в бок со словами "ну упади уже наконец, ты же неудачник".

***

Говоря об успехе (удаче), начинать важно с того, что составляющие этого успеха обычно грубо делятся на две части: те, что зависят от человека, и те, что не зависят. Но человек с внутренней оценкой "ты неудачник", во-первых, обычно приучен отвечать за всё: и за то, что он мог изменить, и за то, на что не имел никакого влияния. Собрался он в отпуск, а тут погода испортилась: ууу, неудачник! Пошёл в магазин, а там закрыто на учёт: ооо, неудачник! Пригласил девушку в кино, а она перед самой встречей возьми и заболей: ну конечно, неудачник! Особо доброжелательные оценщики ещё и нашепчут, что "она, небось, только сказалась больной, на самом деле просто не хочет с тобой, таким неудачником, в кино идти".

А во-вторых, что даже ещё важнее, "я-неудачник" обычно ставит себе (или точнее, его внутренний контаминирующий цензор ставит ему) такие рамки и планки, вписаться в которые практически невозможно. Например, "ты должен сделать что-то идеально, или за крайне ограниченное время, или выходящее за рамки твоих физических возможностей. Не сумел? Ууу, неудачник, ничего-то у тебя не получается!"

Нередко человек, получивший на этом пути не одну и не две фрустрации, начинает бояться в принципе что-то делать: потому что у него опять не получится. Он не сумеет, он все провалит и испортит. Почему? Да потому, что он же неудачник! Ему бы перед началом работы проверить, не слишком ли высоко задрана планка, и не написано ли в ТЗ "вы должны перепрыгнуть пятиэтажный дом". Но человеку подчас даже в голову такое не приходит: увы, он за долгое время привык слушаться своих оценщиков – внешних или внутренних, и ему даже подумать страшно о том, чтобы перепроверить те рамки, в которые оценщики его загоняют.

Продолжая далее анализ понятия "неудача", можно заметить, что и неудача, и удача происходят от одного корня: "дать". То есть удача, по большому счёту, это не  собственный успех, не результат собственных стараний, а нечто, свалившееся на человека само по себе. Но тогда получается, что человек, который в жизни хоть что-то делает сам, не говоря уже о том, что всей своей жизнью управляет сам, - по определению не может быть ни удачником, ни неудачником. Потому что у него в принципе нет того, что ему "даётся". И его достижения, и его просчёты – все его собственные, и ни за что из этого перед другими оценщиками он отчитываться не должен. Есть в английском языке понятие "self-made man/woman": человек, который сделал себя сам. Но по нашей семантике – это же типичнейший неудачник? Ничего ему не было дадено, ничего ему на голову само по себе не свалилось, нигде ему случайно не везло: только он вёз, только он вкалывал, что-то создавал, решал, делал, где-то ошибался, но вёз, вёз – и привёз себя к определённой точке, на которой сам решил остановиться.

Вот про точку ещё важно. Точнее – про ещё одно английское слово. Сейчас любой подросток скажет, что даже само по себе слово "неудачник" – не круто. Круто говорить – лузер. Но в переводе loser  – проигравший. И тут, если снова применять логику, получается совсем интересно: неудачник, значит, - это тот, кто постоянно проигрывает. Но: если вы в принципе не участвуете ни в какой игре, ни в каком соревновании, можете ли вы в нем проиграть? Думаю, что нет. И речь не о том, чтобы, скажем, выйти на беговую дорожку – но не побежать или побежать медленнее всех: речь о том, чтобы в принципе не заявляться в качестве участника этого бега. А посидеть на трибуне с попкорном, покричать при желании "давай-давай", а потом пойти по своим делам.

То есть часто "неудачниками" оказываются те, кто не по своей воле бывает втянут в некое соревнование, начинающееся опять порой с самого детства: а вот Машенька умеет то-то, а вот Петенька может то-то, а ты не можешь! А должен, чтобы не позорить родителей! Давай, делай! И причём сразу хорошо, нет, лучше отлично! Не можешь? Ууу, неудачник, и в кого ты только такой уродился.

Подобное соревнование навязывается человеку порой всю жизнь: кто лучше закончит институт (а вначале ещё – кто в более престижный вуз поступит), кто найдёт работу с более высокой зарплатой, кто создаст более удачную семью (причём никто даже не спросит, хотите ли вы в принципе ее создавать), кто родит больше детей и вырастит их более способными и талантливыми… В этой гонке "неудачниками", лузерами, проигравшими часто оказываются те, кому это соревнование по скорости достижения списочного счастья совсем не нужно. Они с большим удовольствием и с большим успехом занялись бы чем-то другим, к чему лежит их душа, но подчас целый сонм внешних и внутренних оценщиков подгоняет их: давай, давай, быстрее, делай, шевелись; опять не смог? Ууу, неудачник!
А человек довольно часто не может того, к чему у него нет внутреннего бессознательного влечения, тяги, интереса. Жизненного драйва, как говорится.

И ещё один любопытный семантический анализ: слово "успех" – родственно слову "успеть". Но прежде чем стремиться куда-то успевать, нелишне бывает осмотреться и попробовать понять: куда и зачем вообще бежим, и надо ли оно?..

***

Подведём некоторые итоги: работа с проблемой "я-неудачник" обычно напрямую связана с анализом того, что происходит в структуре конкретной личности. С определением наличия тех или иных оценщиков и погонщиков в жизни человека и последующего анализа их требований. К сожалению, оценочные восприятия – одни из самых сложных для анализа, почему бывает нелишне воспользоваться для такой работы помощью консультативного психотерапевта, как независимого наблюдателя и исследователя.  К сожалению, часто даже обратиться к такому специалисту человек побаивается: неудачник же! Вдруг консультант скажет то же самое, а то и посмеётся? Опасений в отношении психотерапии в нашем обществе пока достаточно. Тут для начала скажу, что консультативная психотерапия основана ещё и на безоценочности. И главный ее инструмент – это тот самый логический анализ и прогностическое мышление.

И относительно анализа и прогноза – вспоминается фраза известного сатирика Михаила Жванецкого: "Удача улыбается смелым… А потом долго ржёт над ними". Так что ещё неизвестно, у кого в жизни больше потенциала и эффективности: у тех, кто рвётся ввязаться в любое соревнование, даже не сомневаясь в своей победе, или у тех, кто поначалу думает – и порой решает в соревновании не участвовать.



Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу выяснить причины комплексов
Я хочу выяснить причины неуверенности
Я хочу выяснить причины тревоги
Я хочу жить без комплексов
Я хочу жить без тревоги
Я хочу забыть о неуверенности
Я хочу забыть о тревоге
Я хочу знать причины комплексов
Я хочу знать причины слабости
Я хочу знать причины тревоги

Темы: комплексы, неудачи, психастения.

Логин

Пароль