ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Лечение душой

Дата создания: 21.09.2008
Дата обновления: 01.04.2011
"А все-таки, почему получается так, что выбрав какое-то направление работы психотерапевта, начинаешь выбирать конкретного консультанта и сталкиваешься с тем, что один от другого все равно существенно отличается? Почему даже в рамках одной модальности все психотерапевты достаточно разные?"

 





"Группа "Янус" была введена по настоянию Романа и Эдика, которые заявили, что всем нутром чуют связь между странностями Януса и странностями попугаев. Они не смогли ответить на вопрос Корнеева, каков физический смысл понятий "нутро" и "чуять", но подчеркнули, что Янус сам по себе представляет любопытнейший объект для исследования….."

А. и Б. Стругацкие



После написания и публикации на сайте материала про выбор психотерапевта – а точнее, его последней, "уточняющей" части – я все равно получил и по телефону, и по почте много вопросов на такую тему: "А все-таки, почему получается так, что выбрав какое-то направление работы психотерапевта, начинаешь выбирать конкретного консультанта и сталкиваешься с тем, что один от другого все равно существенно отличается? Почему даже в рамках одной модальности все психотерапевты достаточно разные?"

Действительно, очень актуальный вопрос. До сих пор настолько подробно я об этом не говорил. Но действительно, один консультант существенно отличается от другого – вернее, даже не сам консультант, а его "профессиональный почерк". Точно так же, как почерк одного человека всегда отличается от почерка другого, - даже если пишут они одни и те же слова.

Хотя что там написание слов! Я приведу другой пример, более всеобъемлющий. Суть его в том, что психотерапия, при всей ее обязательной научной обоснованности и теоретической подготовке консультанта – все равно чем-то сродни искусству. А в искусстве, как известно, все художники имеют практически одни и те же базовые знания о пластической анатомии, перспективе и техниках рисования; но если два разных художника будут на одинаковых мольбертах в одной и той же технике рисовать картину на один и тот же сюжет – все равно получится по-разному.

Потому что знание анатомии и хорошая кисть – еще не картина. Важен именно почерк, точнее – те импульсы "мозг-рука", что движут этой самой кистью. Та часть бессознательного, которая отдана этому самому творчеству. А поскольку бессознательное у всех разное, то и картины получаются разными: даже при одних и тех же красках и одной натуре. Как еще часто говорят – "каждый художник вкладывает в картину свою душу, а душа у всех разная".

И здесь самое время снова вспомнить: что, хотя и для психотерапевта в его работе интеллект и кругозор (помимо обязательных знаний по специальности и столь же обязательного опыта) чрезвычайно важны, но в психотерапии еще имеет немалое значение собственно то, что и заключено в самом названии специальности: "лечение душой".

Некоторым при такой формулировке сразу вспоминаются не так давно минувшие 90-е годы прошлого века. В то время вообще было чуть ли не принято бросаться в разные крайности, в том числе такую: для решения человеческих проблем нужны либо знания, либо "душа", причем "душа" предпочтительнее. Но мало кто задумывался, что для лечения этой самой душой – для адекватного, грамотного и не несущего серьезных негативных последствий! – кроме этой самой души, нужны еще и логика, и осознанный профессиональный опыт. И хотя бы сегодня мы начинаем понимать, что знания и творческий подход в психотерапии именно образуют симбиоз, и одно категорически неотделимо от другого.

Если сразу исключить все оккультные и теологические толкования, то "душой" как инструментом психотерапевта можно называть его, психотерапевта, собственное "профессиональное бессознательное". То есть определенную совокупность опыта и эмоций, необходимых в работе (а необходимость как раз определяет сознание. Причем сознание профессионала). Кстати, пресловутая "интуиция", про которую так много говорят в том числе в отношении психотерапевтов, – это всего-навсего суммированный опыт (личный и клинический), загнанный в бессознательное и выдаваемый на уровне ощущений.
При разговоре о бессознательном сразу вспоминается автор этого понятия, классик психоанализа – Зигмунд Фрейд: именно он ввел в обиход психотерапии такие понятия, как бессознательное, цензура и сознание. Однако я предложил бы оперировать более прицельными и, не побоюсь этого слова, менее затасканными терминами другого психоаналитика – Эрика Берна, по теории которого любая личность (в том числе и личность любого психотерапевта) складывается из трех субличностей: Ребенок (то самое бессознательное: эмоции, мимика, жесты, ощущения), Родитель (правила, цензура, законы того или иного социума, устои поведения и т.п.) и Взрослый (логика, интеллект, мышление, способность к анализу).

С этими терминами становится намного яснее роль "профессионального бессознательного" психотерапевта в процессе консультации и вообще его субличностная роль в диалоге с клиентом на приеме.
Многие почему-то до сих пор думают, что психотерапевт – это Родитель. То строгий (может пожурить за то, что клиент сделал неправильно), то добрый (может и похвалить, и дать поглаживание), но все равно Родитель, и всё тут. То есть – только цензура, указания и наставление на путь истинный с исключительно серьезным лицом.
Но в конце концов, зачем вам брать от вашего консультанта только часть того, что он может вам дать?

Да, психотерапевт может "по показаниям" выполнить некоторые Родительские функции, но самая полноценная и эффективная работа идет тогда, когда и у него, и у клиента на консультации задействованы все три субличности. И при этом их взаимодействия (так называемые трансакции) параллельны: Взрослый работает со Взрослым клиента, Родитель – с Родителем клиента, а Ребенок – с Ребенком клиента. И весь этот процесс управляется и регулируется внутренним Взрослым психотерапевта – иными словами, это не просто поток взаимодействий, в том числе бессознательных, а именно профессиональный процесс.

Всё это как раз и можно назвать полнообъемной психотерапией – "лечением души душой". И эффективным взаимодействием личности с личностью.

При такой работе "профессиональное бессознательное" психотерапевта используется клиентом в полном объеме. Идет непосредственный эффективный контакт "бессознательное-бессознательное", в достаточной мере (это зависит от профессионализма консультанта) корректируемый сознанием психотерапевта.

Именно поэтому бессознательное конкретного специалиста, используемое в работе с клиентом, делает каждого психотерапевта уникальным. С позиции науки все подготовлены примерно одинаково, но именно бессознательное составляет тот самый индивидуальный профессиональный почерк.

Таким образом и выходит, что профессиональное бессознательное вашего консультанта - один из его рабочих инструментов наряду со знаниями, опытом и личностным кругозором. А поскольку бессознательное у каждого человека (и у каждого психотерапевта) своё – потому и необходимо перед визитом в кабинет пообщаться с вашим консультантом напрямую хотя бы по телефону. Чтобы выяснить: сработает ли между вами тот самый психотерапевтический альянс на стыке логики и бессознательного. И именно поэтому необходимо, во-первых, подбирать психотерапевта для себя индивидуально, а во-вторых, изучая плоды творчества того или иного специалиста – статьи, книги, выступления в СМИ – необходимо помнить, что если вас привлек профессиональный подход данного специалиста (прежде всего то самое его бессознательное), трудно ждать, что другой специалист будет пользоваться тем же подходом, - даже если и один, и другой называются психотерапевтами.

***

Но учитывая всё вышесказанное, получается, что для того, чтобы в полном объеме пользоваться психотерапевтической помощью такого плана – самому клиенту необходимы все три развитых, работающих субличности: Ребенок (который есть у всех без исключения – другое дело, насколько воспитанный), Родитель (который тоже есть у всех, кто хотя бы раз в детстве слышал слово "нельзя") и Взрослый – то есть собственная готовность думать, анализировать, принимать собственные решения. Без этого полноценной психотерапии консультативного плана, увы, не получится.

Возьму самый распространенный в своей практике пример: для того, чтобы во время консультативной психотерапии пользоваться консультантом как лоцманом, нужно опять-таки самому быть капитаном. Тем, кто сам ведет свой корабль – а для этого окончил как минимум мореходку. Опасно давать лоцию в руки человеку, который сам не умеет анализировать и размышлять: особенно с учетом того, что никто за него в процессе консультации таки размышлять не будет.

Или другой пример, более близкий к современной реальности: я часто говорю о себе, что я на приеме – так называемый сервер, заполненный информацией разного рода. Но, как известно сейчас уже практически всем, для того, чтобы пользоваться сервером, нужно иметь хотя бы минимальную компьютерную грамотность, а еще лучше – не минимальную. Так и с психотерапией: для того, чтобы воспользоваться той уникальной индивидуальной информацией, которую я вам предлагаю, вам самим необходимо уметь размышлять и анализировать, и если хотите, включать в психотерапевтический процесс и собственный интеллект наряду с собственной душой.

Ведь если у вас в жизни нет собственной потребности развивать вашего Взрослого – то психотерапевт консультативного плана, в частности я, вряд ли сможет помочь вам в полном объеме. Конечно, я могу на сеансе "загрузить вас информацией", но без участия вашего Взрослого она окажется недоанализированной, недопроработанной и недоусвоенной, и так и будет лежать у вас мертвым грузом. И не поможет вам решить тех задач, с которыми вы приходите в мой кабинет. Точно так же, как бессмысленно давать в руки ту же лоцию человеку, который вообще не умеет читать карты.

Но проблемы с включением субличности Взрослого – не вина, а беда многих людей, выросших в социуме, не создающем потребности думать. Иной раз думающие люди ощущают себя вообще "белыми воронами" и загоняют свой интеллект и логику подальше, насильно выключая его с помощью, к примеру, алкоголя или наркотиков (по тому принципу "дуракам жить легче", о котором я уже не раз упоминал). Но как известно, дуракам жить хоть и легче, но умным – интереснее.

И потом, во все усложняющемся мире от человека требуется все больше знаний и способности к анализу. В том числе затем, чтобы решать собственные проблемы социально приемлемыми методами и далее улучшать свое качество жизни. И если уж пользоваться психотерапевтом – то во-первых, подбирая его себе по его профессиональному почерку, который у каждого специалиста уникален, а во-вторых – используя его профессиональные способности в полной мере и с большей эффективностью для себя.

А вообще интеллект и логическое мышление нужны клиенту еще и для того, чтобы он на приеме оставался независимой личностью, чтобы мог вести с консультативным психотерапевтом паритетный диалог – если хотите, именно пользуясь его "душой" (профессиональным бессознательным), а не стремясь ему подчиняться. Чтобы мог со-трудничать с психотерапевтом-лоцманом в решении собственных проблем и в выборе собственных путей. Но для этого как раз и нужен тщательный, индивидуальный выбор консультанта. Потому что действительно, все психотерапевты разные, и главное условие эффективности работы – чтобы "синтонность и готовность к сотрудничеству" возникла не просто между вами, а между вашими бессознательными.

 

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу найти выход
Я хочу найти помощь
Я хочу найти совет
Я хочу определиться с поиском помощи
Я хочу получить помощь
Я хочу научиться искать выход
Я хочу определиться с поиском совета
Я хочу освободиться от проблем
Я хочу перестать делать ошибки
Я хочу перестать искать смысл жизни

Темы: бессознательное, Взрослый-Родитель-Ребенок по Э.Берну, выбор психотерапевта, личность психотерапевта, о работе доктора Нарицына, специфика профессии психотерапевта.


Логин

Пароль