Электронный доктор

Добро пожаловать в систему кратких заочных психотерапевтических консультаций "Электронный доктор"!

Результат запроса

"Я хочу избавиться от неопределенности в отношениях с сыном"

Когда человек говорит «Я хочу избавиться от…», то обычно подразумевается, что в его жизни есть нечто, которое ему в тягость и которое он хочет взять и куда-нибудь подальше выбросить. С одной стороны, если это нечто вам мешает – вроде бы разумно. А с другой?.. Если бы это «нечто» действительно так легко было «оторвать и выбросить», вы бы давно уже сами с этим справились. А если нет – значит, оно каким-то образом уже вписано в структуру вашей жизни (это другой вопрос, с каким последствиями). И если я у вас это нечто отниму – в вашей жизни образуется пустое место. Которое тут же будет заполнено… каким-нибудь другим «нечтом», которое по своей деструктивности может оказаться еще сильнее первого.

Поэтому я всегда предлагаю клиентам, которые хотят от чего-то «избавиться», начать с другого вопроса: что позитивного вы хотели бы вместо этого приобрести, чтобы в жизни не образовывалось пустого места? Точно так же, как, допустим, у стоматолога клиент не просто «избавляется от кариозной полости в зубе», а получает пломбу в этот самый зуб.

Например: не избавиться от болезни, а приобрести здоровье. Не избавиться от слабости, а приобрести силу. Не избавиться от одиночества, а приобрести необходимые социальные отношения. И так далее, и тому подобное. Потому что когда у человека приходится что-то отнимать, особенно то, что так или иначе частично структурирует его жизнь – это для самого человека сложно, неприятно и как правило, малорезультативно. А вот приобретать что-то лично для себя позитивное вместо негатива – гораздо приятнее и быстрее. Кстати, если вы приобрели здоровье – вы автоматически «избавитесь» от болезни, если приобрели силу – от слабости, и так далее, и тому подобное.

А вот чего позитивного лично вам не хватает в жизни, чтобы «избавиться» от того, что вам в тягость, и как это позитивное обрести – это уже тема индивидуального анализа в кабинете.

По логике – чтобы избавиться от неопределенности, необходимо точно определить, что происходит (или будет происходить). Однако жизнь в целом и человеческие взаимоотношения в частности – довольно неоднозначная вещь, поэтому «стопроцентно с чем-то определиться» получается далеко не всегда. Здесь эффективнее учитывать возможные варианты развития событий, применяя вероятностный анализ. Но для этого необходимо как минимум знать законы психологии общения, специфику реакций разных личностей, возможные причины конфликтов и недопониманий и т.п.

Таким образом – чем больше у вас знаний из этой области, причем знаний адекватных, а не «упрощенно-обобщающих», - тем точнее вы можете дать прогноз возможного развития той или иной ситуации. А если вам таких знаний недостаточно, причем знаний конкретно о значимых для вас вопросах и проблемах – я как системный аналитик и консультативный психотерапевт могу предложить вам недостающую информацию в кабинете. Но не для того, чтобы вы получили готовый конкретный прогноз от меня, а для того, чтобы вы сами научились прогнозировать развитие похожих ситуаций.

Говоря об отношениях, особенно о таких, которые требуется «налаживать, «сохранять» или с которыми "разбираться", важно вначале понять специфику этих отношений. Как они воспринимаются обоими партнерами, в чем конкретно ощущается проблематика отношений, как оба участника представляют себе возможные выходы из проблемных ситуаций? Если же отношения требуется только «построить» или «создать» (и с этим есть тоже определенные сложности) – необходимо вначале изучить, какого типа отношения вам необходимы, на какой базе вы пытаетесь их строить, и насколько ваши «отправные точки строительства» приемлемы для вашего партнера или партнерши.

В любом случае, само по себе понятие «отношения» достаточно многозначно: поэтому, работая с подобным заказом в плане психотерапии, необходимо как можно более подробно уточнять конкретику данного понятия: хотя бы с позиции того участника отношений, который обратился за помощью.

А у детей, особенно у выросших (да и у маленьких тоже) могут быть свои потребности, мотивы и предпочтения: и чем ребенок старше, тем эти предпочтения выраженнее.
Подавление этих проблем и/или откровенное к ним невнимание создают проблемы как детям, так и родителям.

И решая проблемы в отношениях с детьми, начните с того, что постарайтесь уважать в ребенке самостоятельную личность. даже если он еще не до конца умеет ею быть, но таким образом как раз постепенно и научится: когда вы не ругаете его за ошибки, не говорите «Я же говорил(а), ты сам(а) ничего не можешь), а помогать, поддерживать, отпускать от себя все дальше в самостоятельную жизнь, пусть и постепенно. Как говорил известный российский психотерапевт В.В.Макаров – «Ребенок должен каждый день делать новый маленький шаг к свободе».

Станьте своему сыну или дочери не ментором, не цензором, а старшим другом. Тем, кто понимает, принимает, при необходимости помогает и предостерегает (и даже иногда что-то запрещает) – но не давит, не переделывает на свой вкус, не распоряжается полностью жизнью ребенка. Особенно если он уже в таком возрасте, что его и ребенком-то уже называть неудобно.

Статьи по теме


Психологическое дистанцирование
"...В ваших статьях, особенно при обсуждении взаимоотношений "отцов и взрослых детей", вынужденных жить вместе и при этом конфликтующих, часто встречается рекомендация "психологически дистанцироваться". Не могли бы вы пояснить, как конкретно можно это осуществить?"

Почему люди не хотят детей, или несколько слов о чайлдфри
Cейчас многие все чаще задают другой вопрос: "Почему люди НЕ хотят детей?" А есть такие люди, которые называют себя чайлдфри и говорят в открытую, что вообще не собираются рожать...

Почему люди хотят детей
Почему однажды супруги решают стать родителями? Подобный интерес - не пустое любопытство. Сколько угодно случаев, когда при работе с "детскими" проблемами выясняется, что дети эти появились у своих родителей по каким-то внутренним, только им (родителям) вЕдомым причинам – а потом оказалось, что родительских ожиданий потомки оправдать не смогли. Отсюда и многие сложности...

Семья: кризис или ступень развития?
Весьма обширная и значимая часть психотерапевтической работы связана с проблематикой семьи. Причем во всех аспектах: начиная с трудностей создания семейных отношений и поиска партнера и заканчивая проблемами в уже созданной семье, а то и вопросами развода. При этом у разных людей подчас разное представление о том, каким образом строится и функционирует семья; и в частности, что они конкретно для себя собираются строить, ища партнера или партнершу. Более того: оперируя в жалобах на семейные проблемы понятиями типа «нормальная семья», «традиционная семья» и т.п., потенциальный клиент обычно довольно неопределенно представляет, какие конкретно нормы и традиции имеются в виду.

Консультация 09
"Я испытываю сексуальное желание по отношению к своей 16-летней дочери"; "Мне все чаще говорят, что я похожа на мужчину..." ; "Окончила психфак, не могу устроиться на работу по специальности"; "Мой любимый избавляется от стрессов с помощью алкоголя"; "Сын-студент сказал мне, что я должна его обеспечивать..."

Консультация 43
"Конфликты с мамой существовали всегда, сколько себя помню"; "Меня не привлекают позитивные, добрые персонажи и образы"; "Как ведут себя мужчины-психастеники в любовном треугольнике?"; "На меня сильно влияют другие люди"; "Почему тянет к людям со сложными судьбами, тяжёлыми характерами, проблемами?"

Секты
Согласно толковому словарю русского языка, слово «секта» имеет два значения: во-первых, это религиозное объединение, отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее; и во-вторых, в переносном смысле, это группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах (такое определение носит неодобрительный характер). В общем, так или иначе, но секты бывают не только религиозные. Тематика их может быть любой. А вот общее у всех сект практически одно – строгий авторитарный режим, который отнимает у человека свободу и полностью отрезает пути назад, предлагая взамен некий эрзац жизни.

Темы: взрослые дети и родители.

Логин

Пароль

Запомнить
Забыли пароль?