Электронный доктор

Добро пожаловать в систему кратких заочных психотерапевтических консультаций "Электронный доктор"!

Результат запроса

"Я хочу избавиться от плохих мыслей"

Когда человек говорит «Я хочу избавиться от…», то обычно подразумевается, что в его жизни есть нечто, которое ему в тягость и которое он хочет взять и куда-нибудь подальше выбросить. С одной стороны, если это нечто вам мешает – вроде бы разумно. А с другой?.. Если бы это «нечто» действительно так легко было «оторвать и выбросить», вы бы давно уже сами с этим справились. А если нет – значит, оно каким-то образом уже вписано в структуру вашей жизни (это другой вопрос, с каким последствиями). И если я у вас это нечто отниму – в вашей жизни образуется пустое место. Которое тут же будет заполнено… каким-нибудь другим «нечтом», которое по своей деструктивности может оказаться еще сильнее первого.

Поэтому я всегда предлагаю клиентам, которые хотят от чего-то «избавиться», начать с другого вопроса: что позитивного вы хотели бы вместо этого приобрести, чтобы в жизни не образовывалось пустого места? Точно так же, как, допустим, у стоматолога клиент не просто «избавляется от кариозной полости в зубе», а получает пломбу в этот самый зуб.

Например: не избавиться от болезни, а приобрести здоровье. Не избавиться от слабости, а приобрести силу. Не избавиться от одиночества, а приобрести необходимые социальные отношения. И так далее, и тому подобное. Потому что когда у человека приходится что-то отнимать, особенно то, что так или иначе частично структурирует его жизнь – это для самого человека сложно, неприятно и как правило, малорезультативно. А вот приобретать что-то лично для себя позитивное вместо негатива – гораздо приятнее и быстрее. Кстати, если вы приобрели здоровье – вы автоматически «избавитесь» от болезни, если приобрели силу – от слабости, и так далее, и тому подобное.

А вот чего позитивного лично вам не хватает в жизни, чтобы «избавиться» от того, что вам в тягость, и как это позитивное обрести – это уже тема индивидуального анализа в кабинете.

Что касается понятия «плохой, нехороший», то самого по себе его не бывает. Что-то не может быть плохим просто так или для всех сразу. Обычно это определяется исходя из конкретных критериев. Вот с их поиска и анализа как раз желательно начать: для кого или для чего что-то оказывается нехорошим? Кто и по какой системе будет выносить этот вердикт?

А потом, вообще понятия «хорошо» и «плохо» - сами по себе неоднозначны. Часто что-то плохое для одного оказывается хорошим для другого, и наоборот. Поэтому вновь понятие «плохой» замыкается на критериях конкретного оценщика: но соответствуют ли эти критерии вашему мировоззрению, и если вы таки уложите себя в эти рамки, будет ли вам действительно от этого легче?..

Самое досадное, если от того, что вы откажетесь от чего-то "нехорошего" по мнению кого-то другого, будет тяжело и трудно лично вам. Поэтому здесь разумнее обратиться к поиску компромиссного варианта: если трудно это сделать самостоятельно, я всегда предлагаю консультативную помощь в кабинете.

Мыслительная деятельность человека – важное достижение эволюции, продукт человеческого интеллекта. Однако формирование мыслей нередко носит бессознательный характер, и управлять мыслями, которые приходят в голову, практически невозможно. Всем наверняка известен пример «Не думай о белой обезьяне, о розовом слоне и т.д.» Сказать это человеку – и он тут же начинает думать о белой обезьяне или розовом слоне.

Иными словами, спровоцировать возникновение тех или иных мыслей довольно легко, а вот «запретить о чем-то думать» - невозможно. Оно, конечно, будет думаться, если у человека есть причина: иногда осознанная, а иногда бессознательная.

Посему бессмысленно говорить кому-то» Выбрось ты из головы эту проблему». Если есть какие-то причины того, чтобы в голове это крутилось – оно будет крутиться, и любыми запретами можно будет добиться только обратного результата.

Однако если самому человеку мешают какие-то мысли, если мозг, как человеку кажется, излишне занят анализом каких-то явлений или какой-то проблематики – это повод покопаться в возможных бессознательных причинах того, почему мозг «зацикливается» на некоторых вещах. Собственно, это уже тема психоаналитической работы: но такая работа имеет целью не «переключить» человека с каких-то мыслей насильно, а найти причины, которые провоцируют проблемные мысли и мешают клиенту продуктивно думать и действовать.

Статьи по теме


Перенос и контрперенос
"Так называемый перенос/контрперенос, или трансфер/контртрансфер – один из наиболее сложных моментов психоаналитической терапии и одно из ключевых понятий психоанализа как теории. По тому, как решаются психотерапевтом проблемы переноса/контрпереноса, можно судить о его профессионализме и качестве работы. Но прежде чем говорить о том, как распознать этот самый перенос и что с ним делать – обратимся к определениям, чтобы разобраться, что из себя по сути представляет это явление..."

Розен-метод как один из эффективных методов современного психоанализа
Человеческое тело, особенно в области неконтролируемых мышечных реакций, может стать достаточно эффективным источником информации о бессознательном. Если прицельно изучать и наблюдать состояние тела (учитывая то, насколько плотно обычно связаны соматические и эмоциональные реакции), то можно распознать не только текущее эмоциональное состояние клиента, но и более глубинную эмоционально-бессознательную проблематику. Эти возможности достаточно широко используются в современной психоаналитической практике.

Выражение эмоций: эмоциональные травмы, психотравмы, эмоциональное выгорание
Эмоции – основной предмет исследования в психоанализе, сущность и основа бессознательного. В том числе и поэтому в социуме обычно принято эмоции, особенно сильные и негативные, большей частью скрывать. То есть – либо не демонстрировать в открытую и в полной мере то, что сейчас ощущается, либо демонстрировать какие-то другие эмоции, более подходящие к конкретной ситуации в рамках общепринятой вежливости в определённом социуме...

О человеческой сексуальности
...Именно в истории человеческой сексуальности можно найти ответы на многие вопросы и понять причину многих проблем. Кроме того, человек в сексе реализует не только физиологические потребности и возможность произвести потомство, а еще и социальные, и психологические задачи. Но тогда стоит разобраться прежде всего в том, откуда взялась такая сложность в интимной жизни людей, да и зачем она? Почему человек стал "самым сексуальным животным" и каким образом стал использовать свою интимную близость не только для плотских утех?

"По стопам Фрейда и немного вперёд: о бессознательном и не только"
В данной работе мне хотелось раскрыть объективность и материалистичность психоанализа, развенчать мифы и страхи о нем, обозначить некоторые точки соприкосновения психоанализа с другими естественными науками, а также изложить специфику его практического применения.

Эдипов комплекс
"Эдипов комплекс по Фрейду – это фундаментальный и основополагающий набор поведенческих подпрограмм, формирующийся у ребенка примерно до 6 лет на основе страха отцовского наказания за влечение к матери. И в данном аспекте уже неважно, какого рода это влечение: но очевидным становится, что действительно этот комплекс будет обязательным для всех детей (и особенно мальчиков) в обществе (или в конкретной семье), где господствуют следующие социальные установки..."

Неврозы
Одна из иллюстраций клинического приложения теории Фрейда о трех составляющих психики – схема возникновения невроза. Имеются некоторые внутренние потребности конкретной личности, которые упираются во внутреннюю цензуру и никак не могут быть реализованы. Возникает внутреннее напряжение, которое в свою очередь подавляется цензурой. И в результате вся психика человека занята борьбой цензуры с потребностями...

Темы: психоанализ, психоаналитическое.

Логин

Пароль

Запомнить
Забыли пароль?