ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

О специфике словопонимания и тонкостях психотерапии

Дата создания: 19.08.2016
Дата обновления: 19.08.2016
Написано в соавторстве с Нарицыной М.П.
Когда психотерапевт предлагает клиенту, например, быть самостоятельным, или над чем-то подумать, или разобраться, зачем ему, клиенту, то или иное нужно – некоторая часть клиентов ощущает негативную эмоциональную реакцию, потому что им всю жизнь говорили эти слова с другим подтекстом, с давлением, с попыткой ущемить. И вот они пришли в кабинет, а здесь то же самое?..

Назрела ещё одна тема для обсуждения, в том числе с потенциальными клиентами. Увы, сталкиваться с этим явлением приходится все чаще, и это напрямую влияет на результаты терапии, на ее эффективность и т.п.

Речь о том, что у подавляющего большинства людей в нашем социуме действительно нет того внутреннего Взрослого (логика, прагматизм, анализ), о котором Эрик Бёрн упоминал в своей триаде Взрослый-Родитель-Ребёнок. Точнее – не то чтобы совсем нет (он скорее всего забит глубоко в бессознательное иерархическим воспитанием по принципу "голова ребёнку только для того, чтобы в неё есть, а делать он должен то, что велит мама/папа"). Скажем иначе: внутренний Взрослый у большинства людей используется в жизни настолько редко (если используется вообще), что человек не способен опознать Вз-трансакцию (подачу информации) со стороны. Он знает только два варианта трансакций: Ребёнок ("я хочу/не хочу, мне нравится/не нравится") и Родитель ("тебе надо, ты должен" и так далее). И что происходит, если к такому человеку обратиться с позиции Взрослого?
Правильно. Он Вз-обращение воспримет как обращение Родителя.

Даже если при этом улыбаться, шутить и давать прочие маркеры "недавления", человек все равно не опознает вашего Взрослого: он его никогда в реальности не ощущал, он не знает, что это такое и как выглядит. И вашу шутку он воспримет как насмешку над собой, со всеми вытекающими последствиями.

Внутренний иерархический Родитель, особенно контаминированный извне, в нашем менталитете распространён настолько, что он практически узурпировал даже словарь внутреннего Взрослого, и тем словам, что обычно используются в Вз-трансакциях, стали приписываться Ро-значения. Поэтому человек, с которым вы пытаетесь говорить на языке Взрослого, вас часто не понимает, а скорее, понимает по-своему.

Возьмём такую аналогию. Некий человек сказал вам: "Урода!" Ваша реакция?..
Но при условии, что вы никогда не слышали о том, что существует такой язык – польский, вы ничего о нем не знаете, в том числе того, что в польском языке слово "урода" обозначает – красота. Вы всю жизнь говорили только по-русски, и вам известно, что в русском языке это слово обозначает прямо противоположное понятие.
Возможно (и чаще всего), вы обидитесь. А собеседник всего-навсего хотел выразить вам искреннее восхищение. Итог – вы не договоритесь, потому что ваше общение идёт на разных языках.

А теперь приведём распространённые в нашем социуме примеры внешне вроде бы Вз-выражений, которые чаще всего имеют совершенно иной Ро-смысл:
"Поступать разумно" – значит "Поступать в соответствии с общепринятыми правилами"
"Быть самостоятельным" - значит "Слушаться старших без излишнего их беспокойства, делать, как они сказали, не задавая вопросов и не занимаясь отсебятиной"
"Я вас не понимаю" – значит "Вы изъясняетесь так косноязычно, что заставляете меня испытывать недоумение"
вопрос "Зачем тебе это нужно" – по сути утверждение "Я знаю, что это тебе не нужно, а все твои аргументы я игнорирую или подниму на смех"
и наконец вариант "Думай сам" – значит "пойди в угол и подумай, что ты сделал не так с моей точки зрения, но я подсказывать тебе не стану".

Посему когда психотерапевт предлагает клиенту, например, быть самостоятельным, или над чем-то подумать, или разобраться, зачем ему, клиенту, то или иное нужно – некоторая часть клиентов ощущает негативную эмоциональную реакцию, потому что им всю жизнь говорили эти слова с другим подтекстом, с давлением, с попыткой ущемить. И вот они пришли в кабинет, а здесь то же самое?..
Причём у клиента может быть довольно развитый Взрослый, но в кабинете, где идёт работа с бессознательным, из бессознательного вполне могут вырываться и такие реакции.

А с другой стороны, если человек никогда не видел внутреннего Взрослого, не знает, зачем он нужен (вернее – ему этого Взрослого опять же забили глубоко в бессознательное ещё в детстве), если Вз-трансакции его даже пугают или кажутся "неискренними", ненастоящими, а подчас вообще жестокими и циничными - то он вряд ли будет ждать от психотерапевта работы с позиции Взрослого и вряд ли будет готов к этому. Посему ничего удивительного в том, что большинство подобных клиентов ожидает от психотерапии (по крайней мере вначале) Ро-диалога, пусть доброго Ро, но все-таки. Потому что если преобладающей субличностью на время начала терапии у клиента является Родитель, он же внутренняя цензура, то в цензуре психотерапевт по определению выполняет функции Родителя и "должен сказать, как правильно делать, чтобы достичь такого-то результата".

Кстати, понятно, как подобные клиенты проходят через предварительные телефонные консультации: потому что предложение "Я помогу вам разобраться с…", сказанное с позиции Взрослого, они слышат как Ро-обещание "Я расскажу вам, что нужно делать, чтобы получить..." или "Я расскажу вам, как я считаю правильным". А когда начинается разговор с позиции Вз в кабинете  – то, как сказала одна из участниц Мастер-класса, "логика в таких ситуациях выглядит жестоко".

Да, единственное отличие Ро-психотерапевта от давящего Ро в таком случае с точки зрения такого клиента – в том, что психотерапевт обязан быть добрым Родителем, и его указания должны помогать, а не препятствовать желанию Ре клиента сделать так, как ему хочется. Но указания все равно должны быть, и сразу! И без лишних разговоров "для чего вам это нужно". А тут – какие-то непонятные графики, ненужная болтовня, три часа проходят впустую, а в конце итоговое "Думай сам". Клиент с напрочь забитым Взрослым иногда ощущает это так, словно с него взяли деньги, не выдали то, что он за эти деньги хотел купить, а в конце концов ещё и отправили размышлять, в чем он виноват. Чётких указаний нет - нет и ощущения помощи.

Но в очередной раз уточню: почти автоматическое восприятие любого психотерапевта как Родителя – это не вина большинства клиентов, а их беда, беда забитой цензурной иерархией логики, которая уже даже не поднимает головы и потеряла собственный словарь, куда уж дальше.

Ещё вероятная проблема – с предложением "сформулируйте ваш заказ". При такой специфике восприятия это многими, опять же при преобладающем Родителе, воспринимается как экзамен: "А докажите мне, что ваши задачи стоят того, чтобы я с вами работал!" И что "заказ" вполне может быть вида "Мне отчего-то плохо, а отчего – не могу понять " – не слышно. Цензура услышать это не даёт. Говорит, что "доктору-Родителю, контролёру и оценщику, заказ нужен особый! Достойный! Чтобы было понятно, что твои проблемы стоят того, чтобы доктор тратил на них своё рабочее время, опыт и внимание!"

А еще вариант - некоторым может казаться, что заказ должен быть "правильно сформулирован". И с этим сложности, ведь с точки зрения Родителя нельзя правильной назвать формулировку "мне плохо, но не знаю, отчего!" И люди теряются. Вроде как, им же два сейчас поставят. За сочинение или за ответ у доски. И тут сколько угодно можно говорить, что консультативная психотерапия безоценочна: внутренний Родитель говорит "Не верю", и человек, им руководимый, соответственно "не верит" тоже. Это, кстати, отдельная тема о разнице между верой и знанием.
С учётом этих возможных реакций не так давно была написана небольшая статья "О психотерапии без заказа".

Вообще давящий Родитель клиента может блокировать возможность Вз-подхода в кабинете до такой степени, что я одно время всерьёз обдумывал вариант отказа от ценовой "вилки" в оплате основных консультаций. Потому что клиенты с преобладающим Родителем опять воспринимают это как экзамен, как проверку, и уверены, что если они платят "по минимальной планке" – значит, они "не угодят доктору". И сколько угодно можно и на сайте, и в кабинете говорить, что это первый тренинг действительно самостоятельного принятия решений: клиент с преобладающим Родителем все равно услышит за этим "сам решай, как мне угодить, а угодить мне можно, только если ты заплатишь много".

Не говоря уже о том, что когда клиенту с таким Родителем предлагается выбор – человек реально пугается, потому что он боится выбирать. Просто его с детства за это частенько били, наказывали, выговаривали, что он неправильно выбрал и тому подобное. Опять же, Вз-выражение "выбирай сам" частенько узурпировано Родителем и в Ро-словаре значит "Угадай, как я хотел бы, чтобы ты выбрал; выбери правильно, то есть сообразно моему мнению".
А так как тот же Родитель говорит, что "всем нравится больше денег, а меньше – не нравится никому", то клиент ощущает себя буквально обязанным заплатить "по верхней планке", а когда вынужден платить по нижней – ощущает чувство вины.

Но в итоге было принято решение, что от "вилки" я отказываться не буду, потому что идти на поводу у подавляющего внутреннего Родителя – не терапевтично. А для того, чтобы клиенты с давящим Родителем, но испытывающие от этого дискомфорт, все-таки имели возможность обойти свои цензурные препятствия, мы сделали специальное предложение: скидку в 20% каждый понедельник. Чтобы на приём могли попасть все, кто по разным причинам ограничен в средствах, но "сам решать", что заплатит по минимальной планке вилки, пока ещё не может: внутренний Родитель не велит. А когда ощутимая скидка объявлена официально – вроде как "это можно и не стыдно".

Резюмируя всё вышесказанное, могу озвучить еще одну важную для терапии вещь: в этой работе крайне важна обратная связь от клиента. Именно с учётом риска подобных искаженных словопониманий, продуцируемых цензурой.  Важно, чтобы клиент ощущал возможность и право, если хотите, высказать любые негативные ощущения, возникшие в кабинете: потому что додумывать за него его ощущения не сможет и не будет ни один профессиональный психотерапевт. Иногда о такой возможности клиента нужно предупредить и наличие у него такого права озвучить. Поэтому, что касается специфики моей работы - открыто говорю: озвучивайте всё, что слышите, всё, что ощущаете, особенно если вам что-то дискомфортно. По возможности игнорируйте цензуру, говорящую "доктор обидится, а это нехорошо". Доктор, если по логике, работает с вашими эмоциями и ощущениями, какой же смысл их прятать? А если выяснится, что в процесс взаимопонимания между клиентом и терапевтом проникла контаминированная цензура - мы получим возможность быстрее ее оттуда извлечь к вашему удовольствию и вашей выгоде.

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу найти выход
Я хочу найти помощь
Я хочу найти совет
Я хочу быть оптимистом
Я хочу быть разумным
Я хочу добиться гармонии
Я хочу наладить ситуацию
Я хочу научиться искать выход
Я хочу определиться с поиском помощи
Я хочу определиться с поиском совета

Темы: Взрослый-Родитель-Ребенок по Э.Берну, здравый смысл, о работе доктора Нарицына, специфика профессии психотерапевта.

Логин

Пароль